МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Решение Верховного суда Бурятии может повлечь исключение России из Совета Европы

Европейский суд вернул улан-удэнцу отцовство, а бурятский суд – забрал обратно?

Осенью 2015 года Житель Улан-Удэ Сергей П. выиграл в Европейском суде по правам человека дело против Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьей 8 Конвенции о защите прав и основных свобод человека («МК», №42, 14 - 21 октября 2015 г.).

Фото: flickr.com

Решение Страсбурга, не обжалованное Россией, вступило в законную силу 16 октября 2015 года.

В ноябре того же года Октябрьский суд Улан-Удэ в связи с новыми обстоятельствами вынужден был отменить свое же решение, которым Сергей П. был лишен дочери, как того и требовало заключение Европейского суда. Несогласная с таким поворотом дел бывшая супруга Сергея П. и мать девочки обжаловала решение в апелляционной инстанции. Верховный суд Бурятии удовлетворил жалобу женщины, фактически проигнорировав вердикт Европейского суда. Между тем, согласно уставу Совета Европы, за неисполнение решения Европейского суда России грозит либо приостановление членства в Совете Европы, либо исключение.

Напомним, в Европейский суд по правам человека Сергея привела череда событий, последовавших после развода с супругой. Плодом их совместной жизни стала дочь Лена, родившаяся в 2007 году и скрепившая их в законном браке одним своим появлением на свет. Семейная жизнь не задалась, и в 2010 году они разошлись.

По словам Сергея, бывшая супруга неохотно позволяла ему встречаться с девочкой, поэтому общения с дочерью были редкими, а впоследствии и вовсе прекратились. К исходу 2010 года Сергей решил обратиться в органы опеки. Так появилось решение районной администрации, согласно которому Сергей на правах родного отца получил возможность забирать к себе девочку два раза в месяц на неделю.

Всякий раз, когда Сергей из садика забирал девочку после маминой «очереди», ребенок имел болезненный вид. Приходилось лечить то от кашля и насморка, то от острого трахеобронхита и тонзиллита в частной клинике.

Однажды врач выписал направление в кожно-венерологический диспансер — все тело девочки было покрыто красной сыпью! При осмотре был обнаружен синяк «на внутренней стороне бедра, чуть ниже ягодицы». А на вопрос, откуда этот синяк взялся, девочка сказала, что «ее щипал» мамин сожитель по имени А. и что ей от этого «было больно». Врачи пояснили, что такие синяки «являются первым признаком насильственных действий сексуального характера».

В материалах дела имеются экспертизы, объясняющие происхождение синяков. Сотрудники ГУЗ бюро СМЭ вместе с синяками зафиксировали и недвусмысленные показания девочки («щипал А.»). В тот же день, в марте 2011 года, были получены результаты анализов из кожно-венерологического диспансера, из которых следовало, что у ребенка половое инфекционное заболевание — уреаплазма. Ничего удивительного, если учесть, что, по показаниям самой Лены, ей приходилось спать в одной постели с мамой и ее сожителем, который, судя по всему, в отсутствии свидетелей «толкал ей в… пальчики»!

Любой нормальный отец не оставит такое дело без последствий. Не оставил и Сергей, решив действовать всеми законными способами, чтобы оградить девочку от соседства с человеком, подозреваемым им в склонности к педофилии. Написал заявление в органы опеки, а по факту телесных повреждений обратился в правоохранительные органы. В конечном итоге после вмешательства руководителя СУ СК РФ по РБ Вячеслава Сухорукова в возбуждении уголовного дела было отказало — ввиду недостаточности доказательств.

Мать девочки обратилась в суд о лишении бывшего супруга отцовства. А в обоснование требования представила результаты генетической экспертизы о том, что Сергей — неродной отец. Суд принял сторону матери, а девочка получила фамилию и отчество деда, Сергей лишен отцовства с соответствующими правовыми последствиями, которые укладываются в нехитрую формулировку: ты никто и звать тебя никак! А раз ненастоящий отец, то и защищать девочку не можешь.

Такое развитие событий и привело Сергея в Европейский суд по правам человека. В Страсбурге на ситуацию в Бурятии взглянули другими глазами, рассудив, что между отцом и девочкой за годы жизни установились прочные эмоциональные связи, какие бывают только между любящим отцом и любимым ребенком. Обращаясь к материалам дела, Европейский суд отметил, что родившаяся в браке девочка была зарегистрирована как его родная дочь. Не имея сомнений по поводу отцовства, Сергей воспитывал и ухаживал за ребенком как за собственной дочерью. Все это составляло базовую основу и ценность его семейной жизни.

Европейский суд вернул Сергею дочь, Российская Федерация согласилась с вердиктом, а Верховный суд Бурятии решил по-своему.

«МК» будет следить за развитием событий. (Имена главных действующих лиц изменены).

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах