Против «оброка», как прозвали сборы за капремонт в народе, собирали подписи, обращались в Конституционный суд России, делали громкие заявления депутаты Госдумы, министры и главы регионов. Делали до той поры, пока показатель «сборы за капремонт» не был введен в рейтинг оценивания работы губернаторов.
Составленный по итогам прошлого года первый такой рейтинг по стране показал, что ситуация с капремонтом и впрямь неважная. Если в Костромской области собираемость платежей за капремонт на 1 января 2016 года составила 97,8%, Татарстане — 96,9%, Белгородской области — 91,2%, то в Республике Тыва — 14,6%, а в Ингушетии и вовсе 1,8%. В Бурятии уровень сборов на капремонт за весь прошлый год достиг 64%. Если знать, что в первые месяцы программы этот показатель у нас не превышал 23%, прогресс налицо. Почему же рейтинг Вячеслава Наговицына на общероссийском политическом олимпе, по оценкам того же фонда развития гражданского общества (ФоРГО), именно за это время снизился на несколько пунктов?
Капремонт — кому платим и за что
Народ не спешит платить за то, что по программе ему обещают дать только в ближайшие 30 лет, до которых большинство пенсионеров дожить не планирует. В Санкт-Петербурге, где, по некоторым данным, на сегодня самый низкий размер взноса в России, за первый месяц собираемость едва составила 5%. В Самарской области за первый месяц — 15%, далее 34%. Заглянув на сайт «Реформа ЖКХ», можно в разрезе любого региона увидеть, сколько начислялось по каждому месяцу платежей, как росли эти начисления в связи с повышением тарифа и сколько в итоге денег было собрано с народа.
Например, процент собираемости взносов на капремонт по итогам 2014 года по Тольятти составил 39,1%, по Самарской области — 47,3%. В январе 2016 года в той же Ингушетии было начислено 1,9 млн рублей, а собрано 200 тысяч, в феврале начислено 2 млн рублей — собрано 200 тысяч, в марте начислено 5,2 млн рублей — собрано 400 тысяч, то есть в целом всего около 10%. В Бурятии в январе 2016 года начисления составили 40,9 млн рублей (собрано чуть более половины — 22,8 млн), в феврале — уже 84,6 млн (собрано 51,6 млн), в марте — 133,6 млн (собрано — 81,2 млн), иными словами, сборы составили около 65%. Для сравнения: в Иркутской области — 60,5%, в Забайкальском крае — 26,5%.
Помимо того, что народ мало понимал, за что он собственно платит, в печати один за другим начали появляться скандальные новости. К примеру, в той же Самарской области тамошний фонд капитального ремонта приобрел автомобиль Toyota Land Cruiser почти за 2 млн рублей, после чего возник вопрос, а кто оплачивает все расходы вновь испеченной структуры. Министр строительства и ЖКХ Красноярского края Николай Глушков вынужден был заявить, что у них финансирование регионального оператора осуществляется за счет средств краевого бюджета, все собранные с собственников деньги идут только на капремонт и никуда больше (собираемость платежей в Красноярском крае в 2014 году — 47,6%, в 2015 году— 74,4%, в начале 2016 года — 79%). Если это так, то почему тогда месяц назад в Омской области, где жители задолжали своему фонду капремонта порядка 700 млн рублей (при начислении в январе 2016 года в Омске 130 млн рублей собственники оплатили только 35,4 млн), в фонде за неуплату отключили свет и телефон, а сотрудникам перестали платить зарплату. Судя по сообщениям, сегодня у работников самарского фонда капремонта нет денег даже на печать квитанций и покупку бензина, чтобы выехать на приемку отремонтированных объектов.
Отменить взносы на капремонт нельзя оставить
Сначала коммунисты Госдумы инициировали разработку законопроекта о возможности отмены платы за капремонт на период кризиса. Их примеру последовал член ЛДПР, депутат Госдумы от Саратовской и Пензенской области Антон Ищенко, начавший сбор подписей граждан с требованием отменить «оброк» на капремонт. Фактически с тем же призывом обратился к своему правительству губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Его коллеги, как губернатор Кировской области Никита Белых, были осторожнее, заявляя только о необходимости приостановить ежегодный рост тарифов по взносам на капремонт как непонятный для граждан и вызывающий массовые недовольства.
Фактически первым на рискованный шаг в преддверии своих выборов решился бывший губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, когда объявил о заморозке минимального размера взносов на капремонт сроком аж на два года до 1 января 2017 года. Выборы Ерощенко проиграл, вслед за чем фонд капремонта Иркутской области подал в отношении неплательщиков в суд сразу около 1000 исков и уже взыскал по ним с иркутян около 2 млн рублей.
Когда в конце декабря прошлого года глава министерства строительства и ЖКХ Тульской области Элеонора Шевченко сделала аналогичное заявление о заморозке тарифа на капремонт, разницу которого региональный бюджет якобы должен был взять на себя, федеральный центр отреагировал незамедлительно, запретив губернаторам обещать невыполнимое и вообще заниматься популизмом на эту тему. В отличие от Московской области, где самый высокий тариф на капремонт в размере 15 рублей с квадратного метра и где с 1 января 2016 года начали действовать льготы для пожилых и инвалидов, та же и.о. губернатора Забайкальского края Наталья Жданова, готовящаяся к собственным выборам, тем не менее не поддержала аналогичный законопроект из-за финансового кризиса. Для того, чтобы ввести аналогичные льготы и освободить от уплаты за капремонт тех, кто старше 70 лет, Забайкальскому краю потребовалось бы в год 37 млн рублей, которых в бюджете сегодня просто нет.
Капремонт как особый рейтинг губернаторов
Хотя процент сбора за капремонт по сравнению с первыми показателями в целом по стране существенно подрос, долг россиян по этой строке по-прежнему остается внушительным — 83 млрд рублей за 2015 год, что в общем-то поставило под угрозу само выполнение программы. Сборы начали играть в рейтинге губернаторов не последнюю роль, причем по этим данным вполне можно составить свой рейтинг губернаторов, и он будет несколько отличаться от того же рейтинга эффективности губернаторов, традиционно выпускаемого фондом развития гражданского общества (ФоРГО).
С одной стороны, рейтинги ФоРГО, опубликованные в марте 2016 года и год назад, показывают, что глава Татарстана или Белгородской области, чьи регионы находятся в лидерах по сборам за капремонт, сохранили свои позиции в первой десятке лидеров (очень высокий рейтинг). В отличие от них Вячеслав Наговицын, к примеру, ухудшил свои позиции, переместившись с 43-45 места «высокого рейтинга» на 56 в среднем рейтинге, и понятно, почему.
Непонятно почему глава Кабардино-Балкарской республики, где на 1 января 2016 года процент сборов за капремонт был одним из самых низких по стране — 6,7%, всего лишь поменял 61 место на 62. Если в Забайкальском крае главу сняли с занимаемой должности за срыв федеральных программ в сфере ЖКХ, то с главами Дагестана и Ингушетии, которые фактически сделали то же самое, ничего подобного не произошло. Наоборот, за минувший год глава Дагестана переместился с 19-20 места на 17, а глава Ингушетии, имеющий на начало года 1,8% сборов на капремонт, — даже значительно улучшил свои позиции с 38 места до 30-31, и сказать по этому поводу больше нечего.