В частности, законопроектом о внесении изменений в закон о главе Бурятии предлагалось Вячеславу Наговицыну самому оплачивать такие расходы, как жилищно-коммунальное обслуживание и содержание жилья. Но в том лишь случае, если ежемесячное денежное вознаграждение главы Бурятии превышает 30-кратный размер минимальной оплаты труда.
Поскольку — превышает даже без учета доплат, надбавок, стимулирующих и компенсационных выплат, выбор у Вячеслава Наговицына по этому законопроекту, прямо скажем, небольшой: либо платить, либо довести месячный доход до искомой кратности, что тоже не вариант.
В результате на свет появился еще один законопроект, инициированный на этот раз самим Вячеславом Наговицыным. В нем предлагается изъять из перечня «социальных гарантий», предоставляемых первому лицу региона за бюджетный счет, «жилищно-коммунальное обслуживание», что должно было означать готовность Вячеслава Наговицына нести расходы за коммуналку наравне со всеми. Одновременно с этим пресс-служба правительства Бурятии распространила в СМИ сообщение, что Вячеслав Наговицын оплачивает коммунально-бытовые услуги из личных средств с июля 2015 года.
Тем более странно появление письма главы Бурятии председателю Народного Хурала, в котором говорится, что — цитата — «положение законопроекта депутата от фракции КПРФ… автоматически лишает главу РБ предусмотренных законом социальных гарантий», притом что «законодатель должен исходить из недопустимости издания… законов, произвольно отменяющих или умаляющих права граждан».
В письме также говорится, почему Вячеслав Наговицын вовсе не обязан нести расходы по оплате любых услуг, связанных с исполнением возложенных на него полномочий. Глава, в частности, отмечает, что обязанность по несению расходов на содержание и ремонт жилья закреплена законами за собственниками домов. Жилой дом по адресу поселок Сотниково, 23а, в котором проживает глава с супругой, является служебным помещением, а собственником — республика, которая и должна платить. Поэтому «возложение на него обязанностей по содержанию и ремонту жилого домау», а также обязанности по оплате расходов Вячеслав Наговицын считает не только «противоречащим действующему законодательству», но и фактически «отменяет социальные гарантии на коммунально-бытовое обслуживание, содержание и ремонт жилья», предусмотренные российскими и республиканскими законодательными актами.
Эксперты полагают, что Вячеслав Наговицын такой же наниматель жилья, как и любой другой гражданин. Наниматель, каковым является и глава, обязан оплачивать коммунальные расходы, поддерживать жилье в надлежащем состоянии и проводить текущий ремонт. И если в субъекте федерации есть закон, который освобождает нанимателя от оплаты услуг, называя это «социальными гарантиями», то такой закон может быть пересмотрен. Тем более что и Верховный, и Конституционный суды Российской Федерации указывали, что подобные «социальные гарантии» являются «дополнительной мерой социальной поддержки и могут осуществляться только с учетом финансовых возможностей бюджета». Как не раз говаривал сам Вячеслав Наговицын, бурятский бюджет — «тощий бюджет».
Да и, если говорить начистоту, «тощий бюджет» уже достаточно вложился в жилищный вопрос главы Бурятии. Нынешний дом Вячеслава Наговицына по адресу поселок Сотниково, 23а, — третий по счету с 2007 года.
2007 год
При назначении Вячеслава Наговицына на должность президента Бурятии был приобретен элитный коттедж площадью 185 квадратных метров. Стоимость жилья с учетом мебели и оборудования составила 7,5 миллиона рублей. В те годы довольно большие деньги. В 2010 году квартира была освобождена (поменяла место жительства родная сестра главы Ольга Зайцева) и больше по назначению не использовалась. Содержание коттеджа производится за счет бюджетных средств.
2008 год
В РК «Здоровье» по адресу поселок Сотниково, 23а, был проведен капитальный ремонт дома, на что израсходовано 23 миллиона рублей. Дом площадью в 340 квадратных метров был оснащен мебелью и оборудованием, а расходы учтены как затраты на деятельность РК «Здоровье». Затем передан в собственность республики и предоставлен для проживания супругам Наговицыным. Дом освобожден ими в 2013 году и по назначению не используется. Содержание объекта производится за счет республиканского бюджета.
2013 год
В 2011 году по соседству (Сотниково, 23а) было начато строительство так называемого гостевого дома. Дом обошелся бюджету Бурятии в 65 миллионов рублей. Плюс еще 13 миллионов рублей было потрачено на покупку мебели и оборудования. Заселение супругов Наговицыных в новый дом площадью более 500 квадратных метров состоялось в июле 2013 года. Например, в 2015 году содержание этого дома обошлось бюджету Бурятии примерно в 950 тысяч рублей, включая затраты на тепло, электроэнергию, водоснабжение, а также услуги технического персонала. В 2014 году гораздо больше — в 1,3 миллиона рублей. Зато на 2016 год эксплуатационные расходы запланированы в сумме чуть более 480 тысяч рублей.
Если наши расчеты верны, всего бюджет Бурятии на «квартирный вопрос» Вячеслава Наговицына потратил около 111 миллионов рублей, и это не считая расходов на коммунальные услуги и содержание жилья.
Справедливости ради заметим, что с лета 2015 года по 1 января 2016 года глава Бурятии возместил в бюджет около 200 тысяч рублей (по данным минфина РБ). С 1 января 2016 года Вячеслав Наговицын заключил договоры с поставщиками энергоресурсов. Из своего кармана глава оплачивает и жалованье уборщице — примерно по 13 тысяч ежемесячно.
Из этих цифр следует, что оплата жилищно-бытовых услуг дается Вячеславу Наговицыну непросто. Это вылетает для его семейного бюджета в копеечку, чем и объясняется недовольство главы перспективой и впредь брать на себя все затраты на жилье. Заметим, предложение перенести рассмотрение законопроекта об изменениях в закон о главе Бурятии было «единогласно» поддержано фракцией «Единой России» в Народном Хурале, представляющей в парламенте большинство. Поэтому вопрос прошел без запинки. Ну это и понятно: партия власти просто не могла допустить еще одного (после отставки Матвея Гершевича) реванша коллег из КПРФ…