МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Цыплят по осени считают

Правительству Республики Бурятия осенью предстоит отчитаться о своей работе за 5 лет

13 сентября текущего года в Народном Хурале состоятся парламентские слушания по отчету правительства Республики Бурятия о реализации Программы социально-экономического развития на 2011-2015 годы. Отчет был представлен правительством еще в мае и размещен на сайте Народного Хурала.

Зорикто Дондоков, главный научный сотрудник отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН.

Анализ данных отчета показал, что отставание Республики Бурятия от среднероссийского уровня развития за последние годы, к сожалению, только увеличилось. Достаточно изучить динамику ключевого показателя — валового (внутреннего/ регионального) продукта.

Динамика валового (внутреннего) регионального продукта Республики Бурятия в сравнении со средними показателями РФ и СФО, в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году.

Прирост ВРП в Бурятии в 2010-2014 гг. был в 3-4 раза ниже соответствующих показателей по Сибирскому федеральному округу и России в целом (точные данные за 2015 год появятся лишь в марте 2017 года).

И кому как не чиновникам знать, что Бурятия — «…это часть экономического пространства» страны. Наша республика — не изолированный остров. Появляются проблемы у России, возникают сложности и у регионов. Исключений нет — факторы, негативно воздействовавшие на экономическое развитие Бурятии, оказывали влияние и на другие регионы страны.

Чиновники из правительства Республики Бурятия считают, что «программа — это «живой» работающий документ, а не догма».Что ж, по-видимому, это их убеждение. Для тех, кто не знает, сообщаю: последний, т.е. 10-й вариант 5-летней программы «жил» и «работал» всего 79 дней: c 14 октября по 31 декабря 2015 года. Это наглядно доказывает, как далеко (по времени) правительство заходит в «усовершенствовании» почти закончившейся программы.

С другой стороны, наша республика, по всей видимости, является чемпионом России по количеству корректировок среднесрочной программы социально-экономического развития региона — всего их было сделано 9, в т.ч. редакционных. Очень сильно от Бурятии «отстал» Забайкальский край, в пятилетнюю программу которого коррективы вносились только 2 раза. При этом состав индикаторов не менялся.

А в программе социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы изменения были сделаны только 1 раз, и то редакционного характера — заменили слово «милиция» на «полиция» и т.п. Интересно, что в обоих регионах за время действия программ сменились губернаторы. В Забайкальском крае К.Ильковский проработал с 2013 по 2016 гг., а С.Ерощенко был губернатором Иркутской области с 2012 по 2015 гг. Тем не менее они не стали менять программы, разработанные их предшественниками, — Р.Гениатулиным и Д.Мезенцевым соответственно. Вот догматики так догматики!

К слову сказать, время идет и все забывается, но нелишним будет напомнить, что именно отдел региональных экономических исследований в начале 2011 года сделал научно-экспертное заключение на проект программы СЭР Республики Бурятия на 2011-2015 годы. К сожалению, наши предложения тогда не были учтены, в т.ч. объединение разделов (не индикаторов) «Производство транспортных средств и оборудования» и «Металлургическое производство» в один раздел «Машиностроение и металлообработка». Складывается впечатление, что объединение с 2013 г. индикаторов было произведено, чтобы затушевать проблемы производства на ЗАО «Улан-Удэстальмост».

К вопросу о количестве индикаторов и поверхностном характере экспертизы. По просьбе комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Народного Хурала отделом региональных экономических исследований БНЦ СО РАН готовится детальная экспертиза отчета о реализации программы СЭР. В этом документе будет представлен развернутый анализ по всем разделам, таблицам и индикаторам.

Сотрудникам правительства Республики Бурятия непозволительно не знать, что по действующему законодательству республики отчет должен соответствовать структуре действующей программы, в т.ч. в разрезе поставленных целей, задач, приоритетов и индикаторов. К сожалению, такого соответствия нет. Например, решение задачи массового вовлечения населения в развитие малого бизнеса, оцениваемой в программе количеством малых предприятий (9,3 тысячи в 2015 г.) и долей их сотрудников в общей численности всех предприятий и организаций (22,3% в 2015 г.), не отражено в отчете. Причиной этого стала путаница с составом индикаторов. Указанные выше индикаторы были исключены из программы, а поставленная в ней задача осталась.

Не меньше неразберихи и со значениями индикаторов. Значение индикатора «валовая продукция сельского хозяйства» в 2015 г. по 10-му варианту программы (15,4 млрд руб.) составило лишь 89% от индикатора по первоначальной программе (17,3 млрд руб.).Такая чехарда с индикаторами приводит к потере управления экономическим развитием Бурятии.

К вопросу об инвестициях. Не секрет, что основные проекты были заложены федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» при предыдущем правительстве Республики Бурятия. Именно они позволили республике выйти на высокие показатели объема инвестиций. Мало кто верил, что будет строиться и реконструироваться автодорога Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан, но стройка по программе началась. Не принимая во внимание созданный в те годы задел, можно просто ввести жителей республики в заблуждение. Когда заложенные в программу мероприятия были реализованы, объем инвестиций резко упал. А если бы работа была продолжена, такого бы не произошло.

И в заключение хотел бы выразить признательность пресс-службе правительства Бурятии и пресс-службе министерства экономики Бурятии за возможность открытой дискуссии, в которой и рождается истина.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах