В жизни важен первый шаг
Если вы все же собрались в поход по Кругобайкальской железной дороге, вы должны решить, на чем туда добраться и когда выезжать в дорогу. Проблема в том, что расписание движения поездов и электричек не учитывает интересы путешественников. И в какой поезд вы бы ни сели в Улан-Удэ, в Слюдянке вы окажетесь значительно раньше, чем будет сформирована и готова в путь электричка до порта Байкал, откуда, как правило, и начинается путешествие по КБЖД.
В нашем случае предлагалось болтаться по Слюдянке 9 часов в ожидании электрички, уходящей в понедельник в 14 часов 21 минуту. Поскольку ждать и догонять — хуже некуда, мы решили добраться до Слюдянки на своем автомобиле, чтобы на вокзале купить билет на «мотаню» и тут же в нее сесть. И здесь мы столкнулись со второй проблемой: где оставить автомобиль, ибо мысли о его сохранности не должны отравлять сладость путешествия.
Как выяснилось, охраняемых автостоянок в Слюдянке нет. Потом мы узнали, что когда-то были две платные парковки, но по неясным причинам обе закрылись. Так начался наш квест, решение которого привело нас к воротам известной среди путешественников базы по заброске туристов «Эдельвейс» — своеобразным перевалочным пунктом для тех, кто приезжает сюда либо для покорения пика Черского, относящегося к первой категории сложности, либо для похода по КБЖД. База располагает внушительной автостоянкой, где за умеренную плату (100 рублей в сутки) мы и оставили своего железного друга.
Знаменитая «мотаня» представляет собой локомотив с прицепленными к нему двумя вагонами, один из которых — плацкартный. Туда, как правило, садятся пассажиры, проживающие вдоль «Кругобайкалки».
Лавина пассажиров внесла нас в плацкартный вагон, где почти не осталось свободных мест. Кто-то сидел, прижавшись друг к другу, кто-то уже возлежал на верхних полках. Повсюду стояли сумки, большие полиэтиленовые пакеты с хлебом. Тот же поток пассажиров и провожающих выдавил нас в один из отсеков, где уже расположились три китайца и три местных жителя, один из которых был изрядно пьян и приставал к другому с какой-то невнятной просьбой. При этом мужичок, выглядевший на 60 лет, жестикулировал руками. Скоро мы узнали, что его зовут Женей.
Первая ночевка
«Мотаня», оправдывая свое название, тащилась по рельсам со скоростью не более 30 километров в час, поэтому путь до порта Байкал, составляющий около сотни километров, продолжался пять с лишним часов (с учетом остановок). Проводница, которая время от времени предпринимала безуспешные попытки уложить шебутного Женю спать на верхнюю полку, пояснила нам, что медленный ход электрички связан с опасностью, подстерегающей ее на каждом отрезке пути:
— Тут иногда бывают обвалы, и даже маленький камушек на рельсах может стать причиной крушения. Чуть быстрее — и поезд уйдет под откос, — сказала она, и нам вспомнилась легенда о затонувшем в этих местах поезде с золотом Колчака.
В порте Байкал мы оказались в 19 часов 20 минут. Затянутое тучами небо создавало ощущение позднего вечера. Взгромоздив тяжелые туристические рюкзаки на плечи, мы двинулись в путь. Пройдя до конца селения, наткнулись на «таблетку» с надписью «Росприроднадзор». Оттуда вышел мужчина в униформе и деликатно поинтересовался, далеко ли мы идем.
— На сколько сил хватит, — был ответ.
— Вы знаете, что на территории Прибайкальского национального парка нельзя разводить костры?
Об этом мы даже не подумали, но на всякий случай утвердительно кивнули.
— Надеюсь, у вас есть с собой горелка?
— Да, у нас есть горелка...
Горелки у нас с собой не было...
— Счастливого пути!
— Спасибо!
Еще примерно через километр пути пошел мелкий, но плотный дождь. Сразу сделалось темно, и мы подумали о ночлеге. К счастью удобную стоянку нашли сразу, как ею озадачились, свернув вправо за выступ скалы, оказались в центре утоптанной туристами полянки с бетонной стеной неясного назначения посередине. В самом центе поляны было искусно сложенное из камней кострище. Здесь же лежали не использованные дровишки и хворост. Поскольку горелки не было, а жутко хотелось горячей пищи и горячего чая, пришлось разводить костер — пока дрова окончательно не отсырели, а мы — не продрогли.
Палатки ставили в полной темноте, освещая возню фонариком. Дождь зарядил всерьез и не думал прекращаться. Ближе к ночи в сторону порта с жутким металлическим свистом прошла дрезина. При виде нас машинист подал сигнал — то ли поприветствовал, то ли предостерег от разжигания костра (к тому времени от него остался слабый, едва различимый в темноте дымок).
Первая ночь на КБЖД была не самой приятной, сырой и полной тревожных ожиданий.
Немного истории
Утро туристов наступило для нас в семь часов. На то, чтобы разжечь из сырых сучьев костер, сварить в двух котелках чай и кашу, собрать палатки и упаковать рюкзаки, у нас ушло два с лишним часа. Поэтому в дорогу мы отправились, когда на часах было почти десять. Новизна впечатлений и живописный байкальский пейзаж, который не могло испортить даже серое низкое небо, придавали сил. Хотя, если честно, рюкзаки давили к земле. И чем дольше мы шли, чем тяжелее становилась поклажа. Хотя ничего лишнего (включая горелку) мы с собой не брали: шесть банок тушенки, крупы, макароны, соль, сахар, сухое молоко, хлеб, тюбик сгущенки и тюбик повидла, печенье, конфеты, немного воды, купленной еще в порте Байкал, два котелка, две палатки, четыре спальника, одежда, запасная обувь (которая пригодилась) и по мелочам, типа фонариков и складней.
КБЖД — это железнодорожная ветка, в прошлом часть Транссибирской магистрали, проходит по юго-западному берегу озера, связывая Слюдянку и порт Байкал, который в 1956 году стал тупиком в результате возведения плотины Иркутской ГЭС.
Именно тогда «Кругобайкалка» потеряла свою стратегическую важность, но, будучи одной из самых красивых и насыщенных инженерными сооружениями железных дорог мира, приобрела гораздо большее значение — статус архитектурно-ландшафтного заповедника. Справа — отвесные скалы, идущие вдоль побережья, слева — крутые берега и лесные склоны, скатывающиеся к кромке воды. И посредине — железная дорога, которую, как бусины на нитке, на всем протяжении пути пронизывают тоннели, мосты и виадуки, по праву признанные шедевром инженерно-технического искусства.
Известно, что указ о начале строительства Великого сибирского пути подписал в 1891 году Александр III. Непосредственно строительство КБЖД началось в 1902 году. Этот участок оказался самым трудным, и превзошел все железные дороги России по объему работ, по их сложности и стоимости строительства. Скалистый рельеф местности с крутыми откосами определил будущий облик и маршрут дороги, поэтому значительная часть пути прокладывалась в тоннелях или на полках, вырубленных прямо в скалах, а откосы укреплялись подпорными стенками. Движение по КБЖД было открыто в октябре 1905 года.
КБЖД внесена в перечень объектов историко-культурного наследия общероссийского значения в качестве памятника архитектуры. Здесь около 40 тоннелей общей длиной свыше 9 километров, из которых самый длинный через мыс Половинный — 777 метров, 16 каменных галерей, около 470 водопропускных сооружений, более 250 подпорных стенок.
Ночные страхи
Идти по шпалам не очень удобно. Они расположены друг к другу ближе, чем ширина шага, поэтому двигались семенящей походкой, что съедало скорость передвижения. Сбросить рюкзаки, остановиться на отдых и полюбоваться видами Байкала можно было на любом участке. А вот место для ночлега или обеденной стоянки приходилось выбирать тщательнее — долго искать, что очень напоминало задачку из квеста. Бывало, что и через километр пути ничего подходящего обнаружить не удавалось: то слишком крутой и каменистый спуск к Байкалу, то слишком узкая лесополоса (видно рельсы, по которым то и дело сновала дрезина), чтобы установить палатки (на ночлег) или хотя бы встать на обед. Если, замешкавшись, или по иной причине, вы пропустите приемлемую площадку, знайте, что другую, возможно, придется искать слишком долго. Однажды (на третий день пути), выбившись из сил, сумели отыскать удобное место для ночлега только ближе к сумеркам. И пока ставили палатки и варили ужин, над Байкалом опустилась ночь. И как это часто случается, пошел дождь, наполняющий тишину берега своими неповторимыми и причудливыми звуками.
Лежа в спальниках, пытаясь заснуть после походного дня, невольно прислушиваешься к шорохам. Вот, кажется, что кто-то прошел мимо, остановился, тяжело дыша. Воображение рисовало человека. Звуки, напоминающие неуклюже крадущегося злоумышленника, заставили вылезти из палатки и вооружиться топориком. Сверху упала сосновая шишка, дождь шуршал в траве, с утробным звуком пролетело насекомое, за деревьями почудилось чье-то движение. Ну и фантазия!
Нам спешить некуда
После третьей ночевки, к вечеру четверга добрались до станции Половинная, оставив позади себя около 30 километров железнодорожных путей (по нашим расчетам). Здесь столкнулись с ретро-поездом — старым локомотивом на угольной тяге, который тащил за собой несколько набитых китайскими и немецкими туристами вагонов. Узнали, что стоимость поездки в туристической электричке начинается от 2 тысяч 100 рублей с человека. С такими тарифами нам не по пути, особенно, если стоимость поездки в «мотане» — всего около 100 рублей с носа.
Здесь, на Половинной — цивилизация. Пару десятков избушек с огородами и деревянный перрон, ниже — пологий спуск к берегу Байкала с оборудованным пляжем. И ни одного магазина или киоска! Решили, что с нас хватит. Правда, «мотаня», движущаяся от порта «Байкал», прибудет к нашей станции только в 4 часа 40 минут пятничного утра. Нужно место для ночлега, которое мы нашли после недолгих расспросов у местных жителей, продававших туристам у перрона сувениры и домашнюю горячительную настойку на кедровых орехах.
— Мужчина здесь один сдает домики туристам, — поделилась женщина с кедровкой.
— А как его найти?
— Да он в ауте, наверное. Советую вам вернуться на «мотане» обратно на 12 км и там переночевать на туристической базе «Хвойная».
Действительно, мы проходили мимо турбазы с живописным названием. Их на нашем пути попалось две и обе — построены железнодорожниками. Базы что надо — комфортные, с душем, туалетами, баней и собственной кухней. Но назад возвращаться не хотелось.
— А что значит в ауте?
— Пьет!
И тут среди толпы иностранных туристов мы увидели того самого Женю из электрички, которого проводница безуспешно пыталась уложить спать на верхней полке плацкартного вагона!
— А вот и он! — крикнула нам сердобольная женщина — Женя! У тебя тут клиенты.
Вот так встреча! Женя хоть и был в ауте, но здорово соображал! И скоро мы расположились с ночлегом в небольшом домике, размером пять на пять метров с четырьмя деревянными полатями и кирпичной печкой, заплатив за удовольствие всего 1 тысячу рублей.
Пока устраивались, решили, что следующую часть пути, мы, возможно, преодолеем следующим летом! А куда нам спешить?