Здесь лечатся от многих заболеваний — начиная от желудочных и заканчивая неврологическими. И здесь же занимаются рыбалкой, горным и сельским туризмом и, конечно, сельским хозяйством — выпускают разнообразную продукцию, преимущественно молочную и мясную, которая славится за пределами этого края. Оценить ее вкус и качество и познакомиться с ее производителями удалось и нам.
Убойная сила
Некогда в селе Могойто появился филиал Улан-Удэнского мясокомбината. Десять лет он проработал, а когда началась перестройка и вместе с нею — кризис, закрылся. Долгое время здание пустовало. Пока бывший глава Курумканского района и нынешний министр сельского хозяйства Бурятии Даба-Жалсан Чирипов не нашел инвестора, который вложил в него деньги — отремонтировал крышу, отреставрировал котельную, провел водо- и теплоснабжение и закупил оборудование.
Так в 2009 году возникло ИП «Болдонов Б.Б.», а в 2015 году — его «дочка», ООО «Мясная компания «Курумкан». И если первое предприятие занялось закупкой крупного рогатого скота у местного населения, его убоем и поставкой полученного мяса в торговые сети «Титан» и «Абсолют» и учреждения социальной сферы, то второе — переработкой этого мяса, производством полуфабрикатов и реализацией своей продукции в Курумканском, Баргузинском и Прибайкальском районах, а также Улан-Удэ (магазины «Либерти»).
Исполнительный директор Анатолий Кузнецов заверяет: здешний скот пьет чистую воду и ест чистую же траву. Так что продукция изготавливается из экологически чистого сырья: «В день забиваем около 10 голов. Делаем буузы, котлеты, тефтели, пельмени в ассортименте. Один килограмм стоит в пределах 200 рублей».
Посещаем убойный цех с весами, производственный с электрическими мясорубками и огромными холодильниками с технологией шоковой заморозки. Надо сказать, что приобрести эту технику помогали и региональные власти. Так, в 2014 году ООО «Мясная компания «Курумкан» получило господдержку по субсидированию части первоначального платежа по договору лизинга.
— В 2015 году мы произвели 57 тонн мяса и субпродуктов первой категории, — продолжает Кузнецов. — В будущем планируем делать сальтисон, хошхоног, кровяную колбасу. И, конечно, хотим расширить сбыт.
Золотые яйца
КФХ «Надмитов Б.В.» в селе Арзгун — единственная птицеферма во всей Баргузинской долине. Она специализируется на разведении кур для производства яиц и снабжает ими все местные магазины с этого года. А ведет свою историю с того, что Баир Надмитов выиграл грант для начинающих фермеров в 1,5 млн рублей, прошел практику на Улан-Удэнской птицефабрике, закупил пернатых, оборудование для их содержания, а также сортировки, хранения и транспортировки продукции, и теперь успешно реализует свой проект.
— Перед тем как написать бизнес-план, я долго думал чем заняться — скотоводством или птицеводством. И, в конце концов, остановился на последнем, новом и рентабельном. Как только получил деньги, начал строительство буквально на пустом месте и не так давно закончил его.
Сегодня на птицеферме имеется 1000 кур. К 2017 году их будет 1500, а к 2020-му — и вовсе 3000. В день производится 700-800 яиц первой, отборной и высшей категории. Порой среди них попадаются довольно большие. Самое крупное за три месяца весит аж 107 граммов!
— Каждая несушка съедает примерно по 120 граммов корма, — поясняет глава КФХ. — Заказываем его в Алтайском крае и сами вывозим оттуда — нанимаем машины. Сегодня один мешок стоит 600-700 руб., но поскольку в него добавляются еще и витамины и мясокостная мука, обходится в 900-1000. Надеюсь, нынче в нашем районе будет больше зерна, а у нашей фермы — меньше расходов.
Фермер заботится о курочках как о дочках: почти каждый день добавляет в их корм известняк, а раз в десять дней — мелкие камешки для улучшения пищеварения. Сейчас он строит еще одно помещение, где проведет печное отопление. «Хотя на птицефабрике Селенгинского района его вообще нет, 25 тыс. кур с высокой температурой тела сами прекрасно выполняют эту функцию», — добавляет мужчина. А в будущем наймет работников. Пока на предприятии трудятся только родственники. Между тем спрос растет — продукция сразу развозится. То ли еще будет!
Общее дело
А вот семейная (родовая) община «Кедр» в селе Алла была основана в 2001 году. Она начала свою работу с разведения крупного рогатого скота мясного направления, а затем получила господдержку в виде субсидии малочисленным народам Крайнего Севера. И вот в 2008 году был открыт цех по производству мясных полуфабрикатов традиционного ассортимента. Среди них — буузы «Алла», тефтели «Колобки», котлеты «Байкальские», пельмени «Тамир» и «Домашние». Цены варьируются от 240 до 320 рублей, а продукция реализуется в Курумканском и Баргузинском районах и Улан-Удэ (магазины «Барис»).
К слову, она лепится вручную в абсолютно стерильных условиях, а замораживается и хранится в специальных рефрижераторах. Отмечаем, что везде установлены камеры, а на всех восьми сотрудниках — халаты, шапочки и бахилы. Одна из них, работающая здесь уже семь лет, признается: «Особых секретов нет. Главное, чтобы хорошее мясо было».
— В прошлом году мы произвели 42 тонны полуфабрикатов, а в день обычно производим около 120 килограммов,— добавляет председатель правления Вера Берельтуева. — В данный момент расширяемся. Когда этот процесс завершится, объемы продаж увеличатся в два раза, и появятся новые рабочие места.
Быка за рога
В 2007 году в селе Шаманка организовалось ИП «Шухоева М.И.», а в 2016-м у него «родилась» «дочка» — ООО «Светоч», которое занимается разведением крупного рогатого скота калмыцкой породы мясного направления — очень продуктивной и дающей большой выход в живом весе.
— В 2015 году его руководитель Баир Владимирович Доржиев получил субсидию на содержание маточного поголовья скота в связи с засухой, — говорит начальник отдела сельского хозяйства администрации Курумканского райна Бимба Раднаев. — Тогда же оно произвело 5 тонн мяса в убойном весе.
Если раньше у предприятия насчитывалось чуть более 100 голов, то теперь — более 300, а также 13 рабочих мест и просторные пастбища. Его продукция поставляется на рынки, в магазины и мясоперерабатывающее предприятие ООО «Пиката» в Улан-Удэ. Раднаев подчеркивает: Курумканский район — сельскохозяйственный, хоть и довольно отдаленный.
— У нас есть потребительский кооператив, 65 крестьянско-фермерских и 4541 личное подсобное хозяйство, 6 сельскохозяйственных и 9 перерабатывающих и пищевых организаций. Преобладают растениеводство и животноводство. Правда, в последние годы из-за засухи урожайность заметно снизилась. Однако благодаря поддержке региональных и федеральных властей поголовье сильно не уменьшилось. Местные фермеры успешно преодолевают все невзгоды и транспортные издержки и выходят на муниципальный и даже региональный рынок. А это, поверьте, дорогого стоит.
Официально целебны
Источники Курумканского района получат статус лечебно-оздоровительных местностей местного значения.
Муниципальные власти совместно с Бурятским научным центром и Томским научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии уже провели их исследование — изучили состав вод и грязей и их воздействие на организм человека. А сейчас проводят межевание земли и измерение поверхности, готовят планово-картографический материал и к концу 2016 года завершат всю работу.
— Благодаря новому статусу наши источники с их целебными свойствами будут продвигаться не только по «сарафанному радио», но и официальным каналам, — говорит ведущий специалист по туризму администрации Курумканского района Саян Бубеев. — А индивидуальные предприниматели смогут заключать договоры и пользоваться их недрами.
Бубеев подчеркивает: предприниматели предоставляют дома с питанием и койко-местами туристам, которые приезжают для отдыха и лечения на аршаны, благоустраивают территорию около них и, соответственно, несут расходы. Но при этом не берут плату за использование вод и грязей, которые находятся на этой территории, поскольку не имеют права. Предпринимаемые сейчас меры должны исправить эту ситуацию.
Отметим, что пока речь идет о четырех термальных источниках: Кучегерских, Умхейских, Аллинских и Гаргинских, где люди лечат всевозможные болезни — кожи, органов опоры, движения, кровообращения, нервной и костно-мышечной системы. По советам лам и специалистов тибетской медицины они приезжают сюда со всей Бурятии, а также Забайкальского края, Иркутской, Томской и Новосибирской областей и других регионов. В специально оборудованных домиках принимают грязевые и минеральные ванны, прикладывают лечебную грязь к больной спине, рукам, ногам и т.д. Многие из них достигают чудесного исцеления и уезжают с аршанов, оставляя здесь костыли. Напомним, ранее глава республики Вячеслав Наговицын дал поручение минэкономики РБ особое внимание обратить в первую очередь на уже известные и активно используемые населением, но пока не благоустроенные источники.
— У нас в республике много популярных источников, куда люди ездят постоянно, туда тропа протоптана. Надо поставить их на учет в первую очередь. Например, в Курумкане есть места, но там ни отвода земли, ничего нет. При этом порядка пяти источников, избушки стоят, и вся поддержка — «нелегальная». Вот такие местности надо легализовывать, поддерживать с инфраструктурой, необходимо создать перспективные планы развития для них, — подчеркнул Вячеслав Наговицын. — Это разовые вложения, зато сколько республике принесет это доходов, появятся рабочие места.
По информации минэкономики РБ, в Бурятии в 2018 году статус лечебно-оздоровительных местностей и курортов, причем не только регионального и местного, но и федерального значения, должны получить 20 минеральных источников.