Кто-то предпочитает пить растворимый кофе. Есть также любители порционных пакетиков кофе с сахаром и сливками, так называемые «три в одном». Удобно: залил горячей водой — и готово. Но вот вкусен ли этот напиток — спорно, ведь это — эрзац-кофе.
Качество любого продукта можно оценить. Например, кофе нужно выпить, а для оценки результатов деятельности регионального правительства необходимо изучить соответствующий отчет. Текущий год является особым для Бурятии. Впервые с 2007 года правительство Бурятии будет отчитываться о результатах работы за 5 лет, а именно: о выполнении программы социально-экономического развития Бурятии за 2011-2015 годы. Первоначально парламентские слушания по этому вопросу были запланированы на 15 июня. Затем было объявлено об их переносе на 13 сентября. Но и в этот день они не состоялись. Выражаю надежду, что 18 октября оное событие все же произойдет.
Решение о том, одобрить или нет представленный отчет, будет приниматься на ноябрьской сессии Народного Хурала. Вместе с тем возникает вопрос: почему стала возможной такая бесконтрольная корректировка программы, когда 10-й ее вариант был принят 14 октября 2015 года, т.е. за 79 дней до окончания срока действия?
Для ответа на вопрос обратимся к паспорту программы. В нем указано, что заказчиком является правительство РБ. К тому же оно и разрабатывает ее. Исполнителями программы наряду с органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и общественными организациями являются органы государственной власти. К ним, как известно, относятся органы исполнительной и законодательной власти.
Интересная получается картина: программа разрабатывается правительством, а одним из исполнителей является Народный Хурал. Так что, господа депутаты, как вы можете не одобрить отчет о выполнении программы? Вы же являетесь исполнителями!
Но и это еще не все! В паспорте программы записано, что общее руководство и контроль над реализацией программы осуществляет правительство Республики Бурятия! Вот это номер: правительство заказывает, разрабатывает, исполняет (вместе с Народным Хуралом) и контролирует реализацию программы. Получается четыре в одном! Как говорится — что хочу, то и ворочу. Сплошное самоудовлетворение. Почти как кофе «три в одном». Не надо ничего искать, просить.
Возникает у правительства желание облегчить себе жизнь, тогда оно корректирует программу. А кто ему запретит делать это, ведь именно правительство является ее разработчиком. Например, захотелось снизить пороговое значение валового регионального продукта на 2015 год с 227,7 млрд рублей до 193,3 млрд рублей — сделано! Все замечательно, но только для правительства Республики Бурятия. Слишком сладким получается эрзац-кофе. Когда в него насыпают много сахара (скорректированных индикаторов), пить становится не очень приятно и для здоровья плохо. Как бы чего не вышло.
Получается настоящий театр абсурда, еще круче, чем Зазеркалье — страна чудес. Народный Хурал — исполнитель программы, а правительство Республики Бурятия конт-ролирует его. Великий сказочник Льюис Кэрролл и рядом не стоял!
Трудно представить, что случится, если при сдаче ЕГЭ школьник вдруг заявит о желании сдавать экзамен по обществоведению вместо физики. А если это будет не один раз? Подумаешь, заменили одни предметы на другие. Что произойдет, если ученик захочет получить хорошую оценку по математике, снизив пороговое значение оценки с 70 до 60 баллов? Ничего страшного, если он осуществляет контроль над своими действиями. Такой школьник всегда получит хорошие оценки! Но в реальной жизни это представить невозможно. А почему это стало возможным с индикаторами программы?
Что необходимо сделать, чтобы больше не было бесконтрольности правительства и безнаказанных манипуляций? Во-первых, как эксперт и не сторонний наблюдатель, предлагаю возложить функции контроля над разработкой и реализацией документов стратегического планирования на Счетную палату Республики Бурятия. Для этого Народному Хуралу необходимо срочно принять соответствующий закон. Сделать это не так сложно. Достаточно изучить опыт Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных палат субъектов РФ, например, Иркутской области и Забайкальского края, к полномочиям которых отнесен мониторинг реализации соответствующих документов стратегического планирования.
Во-вторых, во избежание правовых коллизий правительству Бурятии необходимо внести изменения в регламент системы индикативного управления для обеспечения его соответствия закону «О стратегическом планировании в Республике Бурятия». Есть и другие предложения. Но это отдельная тема. Кофе — прекрасный напиток и сахара в нем должно быть в меру. Приятного всем аппетита!