По мнению эксперта Зорикто Дондокова, оба этих события связаны между собой гораздо больше, чем могло бы показаться на первый взгляд.
— Зорикто Бато-Дугарович, чем вам запомнилось послание Путина?
— Было заявлено о недопустимости спеси, хамства, высокомерия и эгоизма, в первую очередь, как я понимаю, власть имущими. Напротив, как отметил президент, сегодня необходимы «такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение». Полностью разделяю слова Путина о том, что «в полемике по экономическим вопросам никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию». Президент России напрямую обратился к собравшимся, включая руководителей регионов, с просьбой «не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми — идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы».
— 29 ноября совет по стратегическому планированию одобрил проект стратегии СЭР-2030. Ваше мнение по этому поводу?
— На мой взгляд, проект стратегии очень «сырой». Мои замечания и предложения отражены в докладе, который не удалось озвучить. Он размещен на сайте отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН: http://oreibsc.ru.
— Вы достаточно критично настроены к результатам работы правительства республики. А что вы можете предложить для улучшения стратегии?
— По каждой отрасли в стратегию целесообразно включить как минимум 2-3 крупных инвестиционных проекта. Например, по энергетике в базовом варианте следует предусмотреть строительство Улан-Удэнской ТЭЦ-2, а в оптимистическом варианте — реализацию других дополнительных проектов.
— ТЭЦ-2 уже давно работает. О каком строительстве идет речь?
— В настоящее время ТЭЦ-2 работает как большая котельная, производящая только тепловую энергию, хотя по первоначальному проекту планировалось производить и электроэнергию. Введение в строй энергоблоков позволило бы значительно повысить КПД предприятия, снизить удельные расходы на производство теплоэнергии и соответствующие тарифы. Кроме того, существенно улучшилась бы и экологическая ситуация в Улан-Удэ.
— Складывается впечатление, что развитие экономики республики идет по инерционному пути с использованием созданных в прошлом производственных мощностей. Каковы перспективы республики в будущем?
— Крупные промышленные предприятия в последние годы испытывают проблемы, связанные с сужением рынка сбыта, необновлением ассортимента продукции, высокой степенью износа основных фондов. В последние годы происходит «вымывание» промышленности. Вызывает тревогу снижение вклада отрасли в бюджет Бурятии. Так, по данным за 9 месяцев 2016 года, ее доля в поступлениях налога на доходы физических лиц составила 21% против 43% в государственном управлении, здравоохранении и образовании. Нам всем стоит серьезно задуматься над будущим республики. Ключевой вопрос: какие виды производства необходимо развивать в Бурятии?
— В республике действуют ограничения на хозяйственную деятельность, связанные с особым режимом природопользования на Байкальской природной территории. Как увязать воедино развитие экономики и охрану окружающей среды? Есть ли выход из этой ситуации?
— В своем послании президент Российской Федерации поручил правительству подготовить программы сбережения уникальных природных символов России, включая Байкал. Это очень актуальные программы. Следующий 2017 год объявлен Годом экологии. Поставлена задача заняться уборкой загрязненных территорий, ликвидировать свалки. В настоящее время в правительстве РФ разрабатывается проект «Байкал: великое озеро великой страны». Дело, конечно, очень нужное. Проблема в том, что основные мероприятия и исполнители заявлены Иркутской областью. Получается, что наши соседи в очередной раз перетягивают «одеяло» на себя. Считаю, что здесь правительству Бурятии необходимо быть более инициативным в защите интересов нашей республики.
Что касается вашего вопроса, то экономика и экология во многих случаях противоположны. Экономический рост приводит к увеличению спроса на ресурсы, включая природные, что ведет к ухудшению экологической обстановки. С другой стороны, охрана окружающей среды связана с дополнительными расходами и экономическими потерями. Выход видится в том, чтобы сделать охрану окружающей среды отраслью специализации республики.
— Не совсем понятно, что вы имеете в виду...
— Во-первых, очень остро стоит проблема загрязнения озера Байкал. Его очищение — задача федерального и даже мирового уровня. Считаю, что правительству Бурятии необходимо задуматься над подготовкой федерального заказа, включающего мероприятия по охране Байкальской природной территории, например, проекты по водоочистке и рециклингу воды, рекультивации, санации и восстановлению земель, экологически безопасному обращению с отходами. Отдельной задачей является борьба со спирогирой. Федеральный заказ следует понимать как спрос государства на решение конкретной проблемы. Без привлечения федеральных ресурсов проблема загрязнения Байкала не будет решена. Во-вторых, необходимо создать условия по формированию в Бурятии нового направления развития экономики: производство продукции, используемой для охраны окружающей среды. На наш взгляд, к ней можно отнести оборудование для утилизации осадков сточных вод, очистные системы нового поколения (для очистки от новых загрязняющих веществ), сорбенты и реагенты для очистки сточных вод и подготовки питьевой воды, оборудование для переработки и утилизации различных видов сортированных и несортированных коммунальных отходов.
— Что нужно сделать для появления новых производств?
— Правительству Бурятии целесообразно определить перечень перспективных видов продукции. Это следует обсуждать и делать совместно с бизнес-структурами, научными и общественными организациями, всеми заинтересованными лицами. Необходимо показать предпринимателям перспективные направления производства. Нет смысла вкладывать огромные средства в торговлю, общепит, строительство жилья, индустрию развлечений. На наш взгляд, задача правительства Бурятии заключается в поиске и разработке механизмов государственной поддержки инновационной деятельности, включая федеральные государственные программы и проекты и т.п. Республике необходима специальная государственная программа по созданию новых производств.
— Планы очень масштабные. На их реализацию уйдет немало времени.
— Сегодня перед республикой стоит задача по разработке стратегии до 2030 года. За 14 лет можно и нужно очень много сделать.