И с ней нельзя не согласиться: действия, которые автоматически и многократно повторяются, и впрямь постепенно становятся чертами характера. И хорошо, если речь идет, к примеру, о ежедневной зарядке, а не о еженедельных возлияниях. Наиболее распространенные «обычаи» и слабости в ущерб здоровью и разнообразные способы борьбы с ними корреспондент «МК» обсудил со специалистом в этом деле, известным в Бурятии психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Василием ГАСЬКОВЫМ.
— Василий Семенович, что вообще понимается под вредными привычками?
— По сути, это «ласкательное название» серьезных болезней — расстройств поведения и психики, обусловленных потреблением, а, точнее, злоупотреблением психоактивными веществами, которые вторгаются в нейрохимические системы мозга и формируют зависимость его клеток. При их присутствии в организме возникают приятные ощущения — легкость, веселость, энергичность, уверенность, при отсутствии — неприятные и даже болезненные — страх, тревога, напряженность, жжение, давление, стягивание... Продолжать список можно долго.
— Из каких побуждений люди принимают такие вещества?
— В разные времена на то были разные причины. Еще в древности персидский поэт Омар Хайям позиционировал вино как источник истины. В 19-м веке представители богатых слоев общества имели голландские сигары и инкрустированные трубки, употребляли первосортный табак, и таким образом демонстрировали свое благосостояние.
В 20-м веке, в годы Великой Отечественной войны, по приказу Сталина солдатам Красной армии ежедневно выдавали спиртное — для дезинфекции ран и поднятия боевого духа. Были даже разнарядки его поставки на фронты. На западе бытует мнение, что наркомовские 100 грамм вместе с «генералом Морозом» выиграли ВОВ, хотя, конечно, это неправда: фашизм победил советский народ благодаря своему героизму и ценой миллионов жизней…
В начале вьетнамской войны солдаты армии США давали большое количество «психозов военного времени» из-за постоянной угрозы жизни, тропической жары джунглей и фактического отсутствия инфраструктуры тыла. Тогда аналитики пересмотрели политику: отменили «сухой закон», открыли публичные заведения и закрыли глаза на алкоголь и наркотики. Тысячи американских военных возвращались домой хроническими алкоголиками и наркоманами. Это получило название «вьетнамский синдром». Примеров множество. Сегодня при некоторых социальных обстоятельствах люди прибегают к психоактивным веществам, с помощью которых выражают радость или, наоборот, забывают о проблемах, притупляют стресс и добиваются эмоциональной анестезии.
— Как всему этому способствует, к примеру, курение?
— До 1,5 лет, а то и дольше у каждого из нас сохраняется сосательно-оральный рефлекс. Ребенок плачет, мама дает грудь или пустышку, и он затихает. Рецепторы, которые расположены на губах и языке, при механическом раздражении создают седативные импульсы, поступающие в мозг и вызывающие успокоение. Взрослый тоже применяет этот примитивный защитный механизм. Он вставляет сигаретную гильзу в рот, поджигает ее, выполняет сосательно-дыхательные действия, вдыхая токсическую газовую смесь, и при этом якобы успокаивается и даже активизируется. Но если накрошить табак в емкость, нагреть ее на спиртовке и предложить подышать дымом, человек едва ли достигнет такого эффекта — скорее, поперхнется и закашляется. А все потому, что исчез сегмент «соски». Чтобы разорвать рефлекторную связь, не надо заменять сигареты никотиновыми жвачками. Не стоит переходить и на электронные сигареты и вейпы. Ведь в подобном случае проблема не решается, «синдром пустышки» сохраняется. При курении нарушается газообмен: угарный газ блокирует места присоединения кислорода у гемоглобина, что приводит к ишемии мозга, сердца и других органов. Если провести шпателем по легким умерших курильщиков, можно увидеть на нем никотиновый деготь, похожий на солидол. Зрелище, надо сказать, жуткое.
— Если сигарета — своеобразная «соска», что такое бутылка? И почему алкоголь так манит к себе?
— Он тесно связан с традициями и обычаями. Например, на Руси пили водку после трудов праведных, в Германии пьют пиво во время семейного отдыха. И во всем мире употребляют спиртное по праздникам, на торжествах ну или для расслабления. И если это не превращается в тенденцию, то и не становится проблемой. А вот если превращается... Возможно, алкоголь был бы лучшим транквилизатором и антидепрессантом, когда мы чувствовали бы себя после него бодро и комфортно. Но, увы, этиловый спирт распадается под воздействием ферментов, и через несколько часов образуется уксусный альдегид. Возникает фаза отравления, которая называется в быту похмельем. Человек опохмеляется, то есть переводит альдегид в спирт, и его состояние временно улучшается, а затем снова ухудшается. Некоторые не могут отказаться от горячительного и вынуждены пить его чуть ли не постоянно, чтобы снимать интоксикацию и избавляться от чувства страха, тревоги, слабости, беспокойства. Такое состояние порой затягивается на несколько дней, недель, а то и месяцев, представляет угрозу для жизни и требует помощи врачей...
— Но, наверняка, самые мощные психостимуляторы — это все-таки наркотики. Чем чревато их употребление?
— Главный герой романа «Шерлок Холмс» Артура Конан Дойла нюхал кокаин и благодаря этому раскрывал множество преступлений. Наркотики, может, и повышают работоспособность и обостряют восприятие, провоцируя выброс веществ, которые в норме выделяются при определенных стимулирующих факторах. Но вслед за этим приносят боль, вызывают апатию, доставляют дискомфорт, истощают организм и порой приводят к гибели. «Слезть» очень сложно, иногда невозможно. Как говорится, кто попробовал слезу мака, тот будет плакать всю жизнь... Помимо этого наркотики сопряжены с риском ВИЧ-инфицирования и заражения гепатитом, а также с нарушениями закона. В той же Голландии марихуана официально разрешена и взята под контроль. Врач выписывает рецепт, пациент приходит в аптеку и покупает ее. При этом он попадает в базу данных уполномоченных органов. В России канабис запрещен, а вышеописанная практика едва ли будет применима ввиду нашего менталитета.
— На фоне сказанного выше обжорство кажется просто детской шалостью...
— На самом деле данная проблема очень актуальна. Когда человек испытывает некую тревогу и «заедает» ее, возникает нервная булимия. Причем весь интерес ограничивается внешним видом пищи и ее поглощением: вижу — жую, пожевал — успокоился. В результате это приводит к тому, что потребляется больше калорий, чем требуется, и вес увеличивается. Лишние килограммы не только воздействуют на позвоночник и опорно-двигательный аппарат, но и нагружают почки, печень, сердце, селезенку, которые вынуждены обслуживать дополнительные клетки и ткани и могут износиться. Да и сам, когда видишь «выпирающие телеса», не испытываешь особого восторга. А, значит, нужно приходить в норму, но не худеть от нее — иначе можно дойти до анорексии. И миллионам людей удается выровнять программу питания. К слову, избыточная масса зачастую обусловлена нарушением обмена веществ при диэнцефальном синдроме или болезни шишковидной железы. Но это уже совсем другая история.
— Как же «отойти» от табакокурения, алкоголизма, наркомании и чревоугодия и можно ли сделать это самостоятельно?
— Есть люди, которые сами уходят от зависимостей. Но и им нужна причина или мотивация, будь то опасность для здоровья при тяжелом заболевании, дезадаптация в семье и обществе, вступление в брак, рождение ребенка и так далее. Важную роль здесь играет тип психики. Те, у кого она слабая, избавляются от вредных привычек долго, те, у кого стабильная — быстро. Если же человек приходит к врачу и при этом просто подыгрывает родным и близким, а, точнее, обманывает их, что якобы хочет «исцелиться» от «этой гадости», то вряд ли добьется результата в дальнейшем. И, возможно, будет спекулировать на этом — дескать, «плохо лечили» или «врач-шарлатан» — и навязывать эту точку зрения своему окружению. А вот если он сформировал в сознании модель жизни без, к примеру, спиртного, специалист должен лишь закрепить ее и «запустить» человека в новую жизнь с чистого листа — ибо помочь можно лишь тому, кто хочет бросить.
— Расскажите о средствах избавления от вредных привычек.
— Раньше для лечения той же алкогольной зависимости применяли как простые методы — например, давали чабрец, который вызывал плохое самочувствие при взаимодействии с алкоголем, так и более «тяжелые» — использовали тетурам или вшивали под кожу эспераль — так называемые «торпеды» из 3-5 таблеток, которые также предостерегали от употребления спиртного, но порой давали серьезные осложнения — от цирроза печени до свищей и нагноений в местах имплантации. С того времени медицина шагнула далеко вперед — появились современные методы коррекции и лечения — как медикаментозные, так и немедикаментозные. Я как психотерапевт использую различные модальности при работе с зависимостями (более подробную информацию можно найти на сайте http://www.gaskov.net/. — Ред.). И напоследок отмечу, что сегодня на первое место выходят другие ценности — здоровье, спорт, знания. Многие осознанно выбирают ЗОЖ. Этому способствует и политика государства с созданием зон для курения, его запретом в общественных местах, ограничением продажи алкоголя и т.д. А бывшие любители психоактивных веществ стараются больше никогда не принимать их, чтобы не возвращаться в тот кошмарный сон, от которого однажды пробудились.