Вахту приняло его же заявление о создании нового министерства — министерства культуры и туризма. Инициатива тут же вызвала множество вопросов. Попробуем разобраться с первой.
Известно, что нагрузка на бурятскую сторону Байкала огромная, в 2016 году, по данным министерства экономики Бурятии, на его берегах побывало более 1 миллиона туристов, большинство из них — неорганизованные, в том числе из зарубежных стран. Но практически никакой отдачи для экономики от этого числа туристических посещений нет, доходы республиканскому бюджету они почти не приносят. При этом одновременно республика тратит огромные средства на экологосберегающие проекты.
— Туристы заехали, встали на берегу, отдохнули, уехали, оставив после себя мусор. А доходов никаких, — так прокомментировал ситуацию с влиянием туризма на экономику Алексей Цыденов, выступая на КЭФ-2017. — Вот почему необходим курортный сбор, за счет которого мы сможем и берег чистить, и сопутствующий сервис развивать, что в итоге будет на пользу и местным жителям, и самим туристам.
Что это за новый зверь такой — курортный сбор? — тут же задались вопросом в социальных сетях, воображая шлагбаумы на подступах к берегам Байкала и людей в форме, собирающих деньги.
— Курортный сбор это федеральный тренд, который в ближайшем будущем будет активно развиваться, — говорит начальник отдела развития туризма минэкономики Бурятии Мария Бадмацыренова. — Если подобное организуют в Бурятии, мы, как туроператоры, будем только «за», потому что любой курортный сбор упорядочивает дикий туризм и создает возможность подсчитать, сколько людей посещают Байкал каждый год. Вырученные от данного проекта деньги пойдут в бюджет поселений, расположенных в пределах рекреационной зоны. Соответственно эти деньги будут направляться на выполнение таких функций, как уборка мусора, уборка территорий, облагораживание местности, развитие инфраструктуры, что повлечет создание новых рабочих мест. В какой форме это будет осуществляться, пока еще неясно, или это будет автономное учреждение, или же комбинат по благоустройству возьмет на себя эту роль, а может быть, сами поселения. К тому же существуют разные виды курортного сбора. Такие, которые уже входят в стоимость турпродукта или, проще говоря, шлагбаум, перекрывающий дорогу. Конечно, все это будет прорабатываться, но, повторюсь, идея, безусловно, хорошая.
— Если говорить об организации курортного сбора, то, несомненно, ответственными за взимание платы должны быть назначены местные власти тех мест, куда стремится туристический поток, — говорит «МК» директор известной в Бурятии туристической фирмы «Жассо-Тур» Светлана Цыбикдоржиева. — Например, село Посольское. Уверена, что местные жители найдут собранным с диких туристов деньгам достойное применение — на уборку территории, на вывоз мусора, на развитие инфраструктуры, потому как от этого напрямую будет зависеть их дальнейшее процветание как курортной зоны. Если мы говорим о таких примерах, как Щучье озеро и Тункинский национальный парк, где давно существует натуральный сбор, то в этих случаях все довольно просто. Дорога туда ведет только одна и ее достаточно легко контролировать. И результаты по развитию инфраструктуры видны и там и там. Озеро и берег стали намного чище, сейчас там и не заметишь мусора, пляжная зона оборудована, есть туалеты, зоны для отдыха, автостоянки, спасатели. А что касается Тункинского национального парка, то введенный там несколько лет назад сбор — большое подспорье для жителей долины.
Заметим, что туристический сбор в ближайшее время появится в ряде регионов России. Соответствующий законопроект уже одобрила правительственная комиссия. В числе пилотных регионов названы Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края и Республика Крым. Не исключено, что после предложения Алексея Цыденова курортный сбор может быть введен и для неорганизованных туристов, въезжающих на бурятский берег Байкала. В этом смысле туристический сбор был бы очень кстати для извлечения прибыли от китайских туристов, которые взяли моду посещать Байкал, опираясь исключительно на свой, китайский, туристический бизнес. Они приезжают в Улан-Удэ на китайских автобусах с китайским водителем, селятся в гостиницах, которыми владеют их земляки, питаются в китайских же заведениях общепита. Соответственно, деньги, оставляемые китайскими туристами, остаются у жителей Поднебесной. Это, конечно, вызывает восхищение, но с точки зрения выгоды для экономики Бурятии, как говорится, ни в какие ворота. Специалисты и туроператоры убеждены, что цивилизованная система туристического сбора позволит республике извлекать выгоду для местных бюджетов даже из таких вот китайских туристов. Более того, эксперты уверены, что курортный сбор как исключительно экономическая мера воздействия гораздо проще, быстрее и эффективнее достигнет той цели, к которой годами призывают нас расположенные вдоль автомобильных трасс пропагандистские плакаты о бережном отношении к природе.