Между тем в республике все непросто, наоборот, очень даже сложно. Не задумывались, почему в «богатой» республике с Байкалом на протяжении всего периода реформ (25 лет) непрерывно падает экономика? Сейчас ее просто нет: немногие крупные предприятия — вне компетенции республики, отрасли жизнеобеспечения — там же, сельское и лесное хозяйство — на уровне начала 20-го века, тогда хоть лошади были в качестве тягловой силы.
Факторы неконкурентоспособности
На самом деле Бурятия бедна, это один из самых бедных регионов России. Природные ископаемые не могут быть богатством до тех пор, пока их не начнут разрабатывать. До этого они ничего не стоят и ничего не значат. Среди основных факторов следует отметить следующие:
1. Крайне низкая плотность населения республики. Главный фактор, обуславливающий неэффективность экономики. Высокие транспортные издержки, издержки инфраструктуры — тянуть дорогу и линию электропередач к деревне в 100-200 человек — та еще экономика, а ведь еще связь, телевидение, образование, здравоохранение и т.д.
Возьмем, к примеру, городской квартал: 10-12 многоквартирных домов (наемное жилье) на 5-6 тысяч жителей, мини-ТЭЦ, МТС, перерабатывающие предприятия и т.д. Вокруг — угодья. В таком поселении (городе) рентабельно и эффективно все: ЖКХ, образование, здравоохранение, культура, искусство, физкультура и спорт, общественное питание, кабельное телевидение и Интернет. Качество жизни не отличается (а во многом и превосходит) от городского. В таком компактном поселении эффективно и производство — минимум транспортных и инфраструктурных издержек, по сути даже сельское хозяйство будет приближено к заводскому по эффективности. Такое поселение комфортно, привлекательно, имеет перспективу.
В Бурятии из 255 поселений лишь 17 имеют численность населения свыше 5000 человек, и то большинство сел располагаются на непомерной площади, что делает неэффективным развитие производства и качества жизни. В результате — все неэффективно, о качестве жизни лучше ничего не говорить.
2. Крайне неудачное географическое положение. Взгляд на карту показывает, что Бурятия как будто в центре — «вроде порта 5 морей», но в Москве есть причины для перегрузки и хранения грузов — логистический узел. Республика далека не только от Европы, но и от азиатских экономических «монстров». Даже от Китая все «сливки» снимают Читинская область, Дальний Восток. Грузопоток в республике транзитный, нет никаких причин останавливаться или перегружаться. Наверное, каждый не раз подумал о том, как далеко до курортов, развитых стран, завидуя жителям европейской части, для которых Европа рядом, следовательно, недорого, а при удаче совсем дешево.
«Великий шелковый путь» — «лапша на уши», вся польза от которого — порча наших дорог, увеличение затрат на инфраструктуру. Непонятно, почему это обсуждается: в средние века грузы возили караванами — 50 км в день. Понятно, появлялись постоялые дворы, обслуживание, сельское производство для питания людей и лошадей. Теперь железная дорога не нуждается в остановках вообще, а фуры в день покрывают до 1500 км — где путь? Видимо, китайцы вешают эту лапшу для того, чтобы русские строили дороги для перевозки китайских товаров.
К примеру, вся польза от дороги на Горячинск состоит в том, что иркутяне и читинцы добрались до этой стороны Байкала, быстро загадив чистые и доступные места отдыха. При этом за содержание дорог не платят. Пользы от «дикарей» никакой, все везут с собой, разве что покупают браконьерскую рыбу.
3. «Тяжкое наследие» советских времен. Республика жила неплохо: свой районный коэффициент, удлиненный отпуск, ставки зарплаты одинаковы по всей России, баснословно дешевые транспорт, ГСМ, ЖКХ, профсоюзы снижали неудобство удаленности. Комфорт и качество жизни обеспечивалось государством на равном уровне. Однако с реформами обнаружилась непригодность такой структуры народного хозяйства:
промышленность на 95% принадлежала по подчиненности союзным и союзно-республиканским министерствам и ведомствам, в основном оборонного характера. Развал СССР привел к бесхозности большей части промышленности, от которой остались слезы. Следует отметить, что в конце 80-х строилась масса новых предприятий со своей инфраструктурой, которые бы существенно улучшили экономику республики;
очень плохие климатические условия и рельеф, даже по сравнению с соседями. Ландшафт отличается множеством хребтов, сельские угодья отличаются наличием неудобьев, что сокращает возможность механизации, обуславливает низкую товарность производства. По сути сейчас в Бурятии царит даже не мелкотоварное производство, а полукустарное и кустарное. Мало степей, а на них мало водных ресурсов. Вытянуты хребты вдоль меридианов, почва продувается морозом с севера и песком с Монголии.
В советское время в сельском хозяйстве взимали природную ренту, что позволяло Бурятии иметь пусть и малорентабельное, но товарное производство. Закупочные цены на сельхозпродукцию в республике превышали цены на аналогичную продукцию в Краснодарском крае в 3,1-3,5 раза по видам;
- главное богатство — лес — также имеет свои проблемы. Основные лесозаготовки находятся на севере, 350-500 километров от Улан-Удэ, плохие дороги (хорошие дороги многотонные лесовозы быстро приводят в негодность). Добавим, что до 1987 года был разрешен молевый сплав леса по реке Баргузин и по Байкалу, что позволяло резко снизить транспортные издержки, особенно если учесть, что главные лесные ресурсы сосредоточены на севере республики. Запрет на сплав леса, уход крупных потребителей (Белоруссия, Украина, Узбекистан) привели отрасль в полный упадок, масштаб потерь колоссален: 3 мебельные фабрики, завод ДСП, несколько крупных ДОЗов, СЦКК. Из-за высоких транспортных издержек отрасль стала полукриминальной, за бесценок вывозящей кругляк в Китай;
- суммарно такие потери в основных отраслях привели к тому, что в республике, в Улан-Удэ образовался огромный излишек населения порядка 300-400 тысяч человек. Занятость в экономическом смысле во многом фиктивна, ведь нельзя считать экономикой бесчисленных охранников, продавцов, кондукторов, консьержей и прочих, не приносящих в дальнейшем дохода, работающих только на потребление.
- Избыток людей порождает низкую оплату труда, высокую стоимость жилья, обуславливает крайне низкий уровень и качество жизни.
4. Экологическая составляющая. Тут все понятно.
5. Инфраструктура, в принципе, немного лучше, чем должна бы быть при сложившейся экономике, и то за счет дороги на Горячинск и моста в Прибайкальский район. Пользы от них нет, а вот проблемы скоро будут — надо будет ремонтировать.
Расчет простой — если даже взять цену 1 км дороги в 41 млн руб. (оценка минтранспорта РФ), то дорога на Курумкан стоит 16 млрд руб. Обслуживание и ремонт — 8-10%, 1,5 млрд руб. в год. Население в двух с половиной районах — 55 тысяч человек, 10-11 тысяч семей, пусть 5 тысяч автомобилей. Транспортный налог пусть 5 тыс. руб. Районы могут содержать дорогу на 25 млн руб., а это грейдер.
К примеру, во многих штатах США с плотностью населения, в разы превышающей российскую, тем более бурятскую, полно грунтовок. В Канаде и Австралии по большей части даже направлений нет.
Схожая ситуация с аэропортом. Издержки содержания комплекса зданий, территории, инженерных сооружений, полосы и т.д. ложатся на малое количество рейсов, утяжеляя стоимость билетов. По большей части аэропорт просто пустует.
Промежуточное резюме
Это только основные объективные факторы, каждого из которых за глаза хватит, чтобы сделать любые попытки подъема экономики существующими методами неэффективными и провальными. Эти факторы поглотят любые попытки локальной помощи: “Макбур”, маслозаводы, СЦКК, сельское и лесное хозяйство, расходы на курорты. Постоянный отток самого богатого и деятельного населения, вывод и банкротство немногочисленных налогоплательщиков, постоянный дефицит бюджета и нужда в помощи — все это результат структуры народного хозяйства, размещения производительных сил, низкой плотности населения. Эйфории, даже приподнятого настроения, быть не должно. Преодолеть неконкурентоспособность республики можно только планово-административными методами посредством государственно-частных корпораций, тяжким, планомерным трудом.
Есть и масса субъективных факторов, усугубляющих и без того тяжелейшую ситуацию в республике.