Состоявшаяся не так давно проверка Счетной палаты РБ, впервые за многие годы заглянувшая в многомиллионную бухгалтерию Бурятской филармонии, вынесла свой неутешительный вердикт любителям петь и плясать за государственный счет. Если сформулировать его в двух словах — деньги тратились большие и непонятно как.
Материалы вышеуказанной проверки за два последних года уже легли на стол и.о. главы республики Алексея Цыденова, спикера Народного Хурала Цырен-Даши Доржиева и министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова с призывом прекратить наконец дурить народ под звуки африканских барабанов, а заодно и привлечь виновных к ответственности. Поскольку ответственность, как известно, зависит от суммы нанесенного бюджету ущерба, а ни та, ни другая стороны пока ничего по этому поводу публично не заявили, нелишним будет для начала узнать, сколько стоит знаменитый фестиваль.
30 млн рублей за 9 лет
Напомним, музыкальный фестиваль «Голос кочевников» возник с появлением в республиканском правительстве министра культуры Тимура Цыбикова, взявшего курс на туристическую направленность Бурятии. Идея выглядела как создание культурного бренда, способного привлекать сюда раз в год музыкантов, туристов, гостей, которые в массе своей должны были жить в гостиницах, кушать в ресторанах, покупать сувениры в магазинах и тем самым поднимать местную экономику, потому как иного смысла во всем этом за такие деньги просто не могло быть.
Все выглядело как частно-государственное партнерство, где республика поначалу вкладывается в проект, дает на это средства и силы, чтобы через какие-то пару-тройку лет раскрученное дело, как оперившегося птенца, оформить в ООО и пустить в свободный полет на радость кочевникам всего мира. Однако прошло и три, и шесть, и девять лет, а похоже, что оперившийся птенец-фестиваль улетать от нашего бюджета никуда не собирается.
На организацию и проведение VII международного музыкального фестиваля «Голос кочевников. Байкал-Бурятия», состоявшегося 6-11 июля 2015 года, потратили из бюджета почти 3,5 млн рублей. Из них 1 миллион выделило министерство за счет республиканской субсидии, еще 1 млн 316 тыс. рублей также оплатило министерство в качестве субсидии на выполнение госзадания. Плюс 1 млн 151 тыс. рублей Бурятская филармония выделила из собственных средств, которые, как заработанные в стенах госучреждения, также считаются государственными.
В 2016 году смета расходов на фестиваль «Голос кочевников», утвержденная исполнительным директором филармонии Натальей Балсунаевой и согласованная с худруком Натальей Улановой, ненамного отличалась от предыдущей — 3 млн 350 тыс. рублей. Если предположить, что и девятый фестиваль кочевников унесет из бюджета ту же сумму, то получится, что за все девять лет этот фестиваль обошелся нам как минимум в 30 млн рублей.
Борис Гребенщиков против волынок из Санкт-Петербурга
Главный итог детального анализа расходов «Голоса кочевников»: 44 процента, то есть почти половина всех затрат (более 1,5 млн рублей) уходит на проезд приглашенных артистов, с учетом того, что прибывают они в Бурятию со всех концов земного шара и не по одному. Их проживание и питание обходится каждый раз примерно в 216 тыс. рублей (6 процентов), аренда зала — почти полмиллиона (14 процентов). Остальные деньги (658,8 тыс. рублей, или 19 процентов) тратятся на организацию и проведение концертов.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что и эти 19 процентов попадают в карман совсем не менеджеров и организаторов культурно-массовых мероприятий, состоящих в штате Бурятской филармонии, которая, как выяснилось, мало что делает в «Голосе кочевников» своими силами. Почти все, что происходит на фестивале, готовится мозгами и руками сторонних организаций и физлиц, чья работа щедро оплачивается из бюджета. Достаточно сказать, что из 6 млн 818,9 тыс. руб., потраченных из бюджета на «Голос кочевников» за два последних года, 6 млн 326,4 тыс. рублей, то есть почти 98 процентов, досталось именно им.
Каким образом этим приехавшим организаторам оплачивалась их деятельность, по каким расценкам и за что, думается, есть предмет отдельного разбирательства. В самом деле, почему ИП Жалсанову В.Б. на организацию и проведение концерта группы «UULZALGA» в составе 3 человек было оплачено из бюджета 99,1 тыс. рублей, а ИП Саяпину М.В. фактически по такому же договору и за то же самое, но только с группой «Наадя», где трудились 6 человек, — 25 тыс. рублей? Почему ИП Кутянская И.Г. на организацию и проведение концерта оркестра «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга» (10 человек) получила 84,8 тыс. рублей, ИП Скляров Ю.Ю. за организацию и проведение концерта Бориса Гребенщикова (6 человек) — 450 тыс. рублей, группа BANI — 403,334 тыс. рублей, а группе «Хорс радио» из Внутренней Монголии (4 чел.) и группе «Немра» из Армении (4 чел.), судя по документам, вообще не заплатили ничего.
По каким соображениям в Бурятской филармонии определили, что группа A-Sound, группа «Ирфан» стоят в два раза дороже (136,18 тыс. рублей), чем волынки и барабаны из Санкт-Петербурга, а Бадма-Ханда Аюшеева и группа «Хусуггун» (200,0 тыс. рублей) — в два раза дешевле, чем группа BANI (403,334 тыс. рублей)? Почему во всем мире все конкурсы на бюджетные деньги формируются заказчиком, который сам выставляет на конкурс сумму, на которую желает пригласить участников, и только в Бурятии готовы выложить столько, сколько назовет сам участник.
Голос совести вместо голоса денег
Счетная палата настоятельно рекомендовала Бурятской филармонии «в целях эффективного расходования средств республиканского бюджета минимизировать заключение договоров с юридическими и физическими лицами, осуществляющими посреднические услуги по организации приглашенных коллективов», а также «обеспечить безусловное выполнение требований закона «О закупках товаров, работ и услуг» в части расчета и обоснования цены при заключении договора». Другими словами, двухдневный фестиваль должен перестать транжирить бюджетные средства и определиться наконец со своими целями и местом в экономике Бурятии.
Если за столько лет фестиваль «Голос кочевников» не оброс спонсорами, поклонниками и талантами, готовыми ехать сюда как истинные кочевники без всякой оплаты, то, может, не нужен нам такой фестиваль? Если в прошлом году единственной организацией, кто пожелал внести спонсорскую помощь в размере 150 тысяч рублей, оказалось ОАО «Бурятзолото», если доход от билетов не покрывает и десятой части понесенных за два дня затрат, то какой смысл каждый год выбрасывать на «Кочевников» такие суммы?
Не пора ли начать переводить всю эту фестивальную вакханалию на разумные рельсы, а главному Вакху, в смысле Тимуру Цыбикову, вместе с главной Вакханкой Натальей Улановой не умерить аппетиты по освоению бюджетных средств в отдельно взятом дотационном регионе? Почему бы не начать приглашать сюда только тех, кто согласится приехать не за 400 тысяч рублей, а за 40? Если Бурятская филармония в 2015 году посетила с концертной деятельностью всего два сельских района республики, а в прошлом — вообще ни одного, то почему бы не обратить «Голос кочевников» в «Голос совести» и на те же бюджетные деньги не собрать тех же этномузыкантов со всей республики на одной сцене? Вышло бы дешево, полезно и как раз в рамках того, чем вообще-то, согласно уставу, и должна заниматься Бурятская государственная филармония.