МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Вячеслав Мархаев: гонка с препятствиями

Конфликт в КПРФ помешает партии выстроить нормальную агитационную сеть в районах Бурятии

Ведущие политические силы уже сделали свой выбор, определившись накануне с кандидатами на пост главы Бурятии. «Единороссы» сделали ставку на Алексея Цыденова, делегаты от ЛДПР в минувшую субботу проголосовали за руководителя Бурятской региональной организации Сергея Дороша. БРО КПРФ прогнозируемо избрало своим кандидатом Вячеслава Мархаева.

Вячеслав Мархаев. Фото: russianstock.ru

Только «Справедливая Россия» решила самоустраниться и занять роль наблюдателя с вероятной поддержкой одного из фаворитов предвыборной гонки. Так провалилась, не дойдя до стадии обсуждения, инициатива Сергея Миронова о едином кандидате на пост главы Бурятии от оппозиционных партий.

Четверо против Мархаева

Разогревает интерес к предстоящей политической кампании скандал вокруг так называемого открытого письма четырех «настоящих коммунистов», в котором его авторы обратились к сельским депутатам от КПРФ «не давать свои подписи за кандидатуру Мархаева при прохождении им муниципального фильтра». Авторы письма (депутаты, избранные в муниципальные советы по спискам КПРФ) Михаил Хамаганов, Виктор Белошапкин, Вера Финогина и Ирина Емельянова обвинили лидера Бурятского регионального отделения КПРФ Вячеслава Мархаева в «провоцировании глубоких расколов» в БРО КПРФ и разгоне первичных отделений в ряде районов республики. Подписанты вложили в письмо все претензии, скопившиеся к Вячеславу Мархаеву за годы его руководства парторганизацией: «Нетерпимость к критике, пренебрежение ленинским принципом демократического централизма, проявления волюнтаризма и национализма в кадровых вопросах, следование исключительно собственным интересам и амбициям — всем этим, на наш взгляд, четко характеризуется руководящий стиль Мархаева», — говорится в документе.

Коммунисты отмечают, что первый секретарь БРО КПРФ «достаточно преклонного возраста» (62 года), что может препятствовать восприятию им «современных технологий управления», и «не имеет опыта работы в сфере экономики». Не упущен в письме и тот факт, что Вячеслав Мархаев «променял Бурятию на свою родину — Иркутскую область», поэтому «давно уже не свой в Бурятии». И, обращаясь к делегатам партийной конференции, призвали коммунистов «задуматься над тем, что сейчас имеет первоочередное значение: стремление одного человека подняться на очередную ступень карьерной лестницы или будущее целой республики?».

Письмо с напоминанием о давнем расколе и связанными с ним внутрипартийными проблемами значительно омрачило старт избирательной кампании Вячеслава Мархаева, заставив кандидата от КПРФ оправдываться. На созванной по этому поводу пресс-конференции лидер бурятских коммунистов заявил, что «раскола никакого нет»: «Наоборот, мы сегодня как никогда сплоченные!». И подлил масла в огонь, зачем-то сообщив в интервью «Коммерсанту», что «трое из четверых фигурирующих в авторах письма несколько лет назад были исключены из КПРФ. Партийцем остается только Белошапкин, но его членство в партии номинальное, он уже давно на разных выборах поддерживает кандидатов от «Единой России».

«МК» в Бурятии» попросил прокомментировать это заявление тех, кого Вячеслав Мархаев опрометчиво «исключил» из партии.

Михаил Хамаганов, депутат Кабанского райсовета:

— Действительно, Вячеслав Мархаев исключил меня из партии в 2012 году. Кабанский райком тогда выступил с критикой рескома и его первого секретаря. Нашей работе противодействовали, как могли. После этого началась планомерная ликвидация районной организации — самой крупной среди сельских райкомов Бурятии. Нас лишили помещения, и я ходил по району с сумкой, на которой было написано «Райком», подписывая заявления о приеме в партию на коленке. Затем вышло постановление бюро рескома о роспуске нашей организации, ее реорганизации и связанной с этим процедуры перерегистрации членов КПРФ. Мы вынуждены были судиться и этот громкий процесс закончился нашей победой. Верховный суд отменил решения рескома как незаконные. В том числе — по исключению меня из партии. На последних выборах в райсовет я избирался по партийным спискам КПРФ, являюсь действующим депутатом, и мое членство в партии может прекратиться только с моей смертью.

Ирина Емельянова, депутат Заганского сельсовета Мухоршибирского района:

— То, что я не являюсь членом КПРФ, это неправда. В партию вступила в 2013 году, тогда же избиралась депутатом в Заганский сельский совет по партийным спискам КПРФ и, более того, являюсь секретарем первичной организации. Должна заметить, что мою позицию разделяют многие партийцы, с кем я работаю. Меня поддерживают старые коммунисты, которые имеют членские билеты, полученные ими еще в советское время, но не состоящие в организации. Они не хотят в нее вступать, поскольку считают, что много в ней бардака. Наша республиканская организация топчется на месте, никаких изменений в лучшую сторону не происходит, потенциал коммунистов не задействован. Нужно что-то менять, омолаживать наши ряды.

Вера Финогина, депутат Саган-Нурского сельсовета Мухоршибирского района:

— Мой стаж в КПРФ больше, чем у Мархаева. Не он меня принимал в партию, не ему меня и исключать. Я не нарушала устав, не совершала дурных поступков, чего нельзя сказать о самом первом секретаре БРО КПРФ, который, на мой взгляд, разрушил несколько районных организаций. Раньше в нашей партийной организации работа кипела, люди были на энтузиазме, вкладывались в общее дело душой. А сейчас что? Сейчас тишь да гладь, да божья благодать!

Пройдет — не пройдет…

Еще один фактор, дестабилизирующий «сплоченные» ряды Бурятского отделения КПРФ, — муниципальный фильтр, установленный республиканским законом на максимальном уровне в 7 процентов. Чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата в главы Бурятии, Вячеславу Мархаеву необходимо собрать 226 подписей районных депутатов и глав поселений. Несмотря на пессимистические прогнозы экспертов, на пресс-конференции лидер коммунистов продемонстрировал полную уверенность в том, что муниципальный фильтр не станет для него препятствием и будет преодолен легко: «Их (депутатов-сторонников. — Ред.) гораздо больше, чем требуется — из необходимых 226 мы заручились поддержкой 328 человек», — сказал он. Не исключено, что прохождение фильтра может стать частью «сделки» с ним, как сенатором, заинтересованным после выборов сохранить за собой место члена Совета Федерации от Иркутской области «в обмен на не очень активную кампанию», ограниченную одним туром, предполагает «Коммерсант».

«МК» в Бурятии» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать ситуацию. Каждому из них были заданы три вопроса — о расколе партии и письме «настоящих коммунистов», о муниципальном фильтре и о провалившейся инициативе лидера «СР» Сергея Миронова о выдвижении единого кандидата в главы Бурятии от оппозиционных партий.

Евгений Малыгин, политолог, член БРО ОНФ:

Фото: facebook.com

1. Раскол в БРО КПРФ — давняя проблема бурятских коммунистов, которая периодически выплывает в ходе избирательных кампаний. Обе стороны привычно обвиняют друг друга в недостаточной верности идеям марксизма-ленинизма и отклонении от партийных принципов. Для «раскольников» это дополнительный повод напомнить о себе, для технологов Цыденова — «подножка» Мархаеву. Ну а поскольку дело уже привычное, то вряд ли оно сильно повлияет на рейтинг Вячеслава Михайловича.

2. Для него главным вызовом является прохождение фильтра муниципальных депутатов и (или) глав муниципальных образований. И если с депутатами, думаю, у коммунистов особо проблем не будет, то вот с главами ситуация сложнее.

3. Инициатива Сергея Миронова по выдвижению единого кандидата от оппозиции изначально была довольно популистской, поскольку наши партии на моей памяти еще ни разу не договаривались о таких вещах. Да, были ситуативные союзы, когда «делили» округа, не выставляя сильных оппонентов на одном округе, но вот договориться о едином кандидате — это пока из области фантастики.

Баир Цыренов, депутат Народного Хурала РБ:

Фото: russianstock.ru

1. Насчет письма четырех депутатов-коммунистов — не удивлен, это продолжение застарелого конфликта внутри БРО КПРФ. Кабанские коммунисты, конкретно Михаил Хамаганов, и ранее выступали в прессе.

2. На прохождение или не прохождение муниципального фильтра это сильно не повлияет, поскольку, по моим сведениям, голосов депутатов муниципальных образований Вячеславу Михайловичу не хватает несколько десятков. Фильтр он сможет пройти только при подключении административного ресурса, который на самом деле на это пока не настроен.

3. С точки зрения технологии, близость электоральных баз есть только у КПРФ и СР. Но они вечные конкуренты. ЛДПР отдельная песня. Кроме того — в республике нет такой ситуации, чтобы протестники захотели и могли объединиться.

Биликто Дугаров, юрист:

Фото: russianstock.ru

1. Что касается письма части коммунистов, то для меня это обращение не стало неожиданным. На протяжении всего времени нахождения Вячеслава Мархаева во главе БРО КПРФ эту партию сопровождают склоки. Мы помним скандал на выборах депутатов в Народный Хурал Бурятии, когда Вячеслав Мархаев неожиданно для членов партии отдал депутатское место в Хурале вместо много сделавшего для партии Батодалая Багдаева преподавателю ВСГУТУ Екатерине Цыреновой (говорят, научному руководителю своей дочери). Помним еще об одном расколе в рядах КПРФ, когда депутат Народного Хурала Леонид Турбянов, член бюро рескома Владимир Сажин и бывший первый секретарь БРО КПРФ Сергей Будажапов выступили против Вячеслава Мархаева, обвинив его в вождизме и клановости.

2. По поводу муниципального фильтра. Я считаю, что у Вячеслава Мархаева уже возникли серьезные трудности. Об этом Мархаев сам заявил в телепрограмме АТВ «Басаев Лайф». Кроме того, возможно, что в связи с отсутствием у Мархаева достаточных финансовых средств (так как на заведомо проигрышный проект никто денег не даст), серьезных организационных и просто людских ресурсов для проведения полноценной предвыборной кампании, Мархаев под предлогом проблемы с прохождением муниципального фильтра решит не участвовать в выборах. При этом ему надо не потерять лицо перед избирателями. А для этого он должен обвинить «ЕР» и власть в воспрепятствовании прохождения муниципального фильтра. Возможно, он выторговывает у Кремля выгодные для него условия в обмен на отказ от участия в бесперспективных для него выборах главы Бурятии.

3. В возможность единого кандидата от так называемой оппозиции я не верил с самого начала. Все три партии являются системной оппозицией, то есть они всегда подыгрывали друг другу, а все вместе подыгрывали партии власти — «Единой России». Поэтому они будут делать то, что выгодно в первую очередь власти и «ЕР». Не исключение и КПРФ.

Николай Васюткин, электоральный юрист:

Фото: russianstock.ru

1. Проблема раскола внутри партии есть, и этот процесс имеет затяжной характер с тяжелыми последствиями. Во-первых, это конфликт с лидерами местных отделений, поэтому нормальной агитационной сети не будет у партии в этих районах. Во-вторых, имеются серьезные противоречия с лидерами партии, которых Мархаев опрометчиво задвинул на второй план. Нерешение этих вопросов дипломатическим путем может сыграть с ним злую шутку.

2. Все это может поставить под угрозу прохождение муниципального фильтра. На мой взгляд, ситуация в лагере Мархаева напоминает шахматную позицию цугцванге, при которой любое действие или бездействие все равно приведет к ухудшению ситуации, то есть «делать нельзя и не делать нельзя». Анализ политической ситуации позволяет говорить о возможном проигрыше Мархаева на выборах. В этой ситуации ему может и есть смысл не идти на выборы, мотивировав тем, что действующая власть не дала пройти фильтр и оказала давление на депутатов и глав поселений. Но здесь надо отдать должное комбинаторам с площади Советов и появлению на политической арене партии «Коммунисты России», которые спокойно могут занять политическую нишу на левом фланге.

3. Насчет инициативы Миронова можно отметить пару моментов. Во-первых, у эсеров нет серьезных ресурсов на эти выборы. Во-вторых, нет сильного кандидата. В-третьих, я так понимаю, их лидер Сергей Миронов хотел начать процесс взаимной поддержки КПРФ. Мы сейчас вас поддержим, а завтра в другом регионе вы нашего поддержите. В принципе идея хорошая. Но в Бурятии эта затея провалилась.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах