Говорят, трения главного редактора районки Боровика с главным депутатом Кабанского района Халтуевым начались примерно тогда, когда на большие экраны вышел фильм Квентино Тарантино «Джанго освобожденный» (2013). Фильм рассказывает про попавшего в рабство негра, которому удается освободиться волею случая и ценой отчаянной храбрости. В Бурятии же к этому торжественному моменту Сергея Боровика неожиданно привел суд, впрочем, начавшийся, как в жизни любого героя, с весьма тревожных событий.
На одной из прошлогодних сессий известный кабанский депутат Михаил Хамаганов выступил с предложением написать письмо с требованием отозвать с территории района ОАО «Читаэнергосбыт». На такой решительный шаг Хамаганова подвигло гигантское количество жалоб на действия гарантирующего поставщика электроэнергии. Как писала районка в те дни, заваленные такими же жалобами депутаты, равно как и глава района Алексей Сокольников, поддержали коллегу и постановили разработать проект соответствующей резолюции. Проект письма в адрес правительства республики, Народного Хурала и прокуратуры был разработан и передан председателю райсовета Олегу Халтуеву. Однако в итоге письмо депутатов ушло из района почему-то через месяц, только в Хурал и с формулировкой не «отозвать гарантирующего поставщика», а «урегулировать взаимоотношения».
Возмущенные коварством председателя, депутаты Хамаганов и Кривошеев пришли в редакцию «Байкальских огней», результатом чего стала статья «Неотправленное письмо. О чьих интересах печется председатель районного совета?». Посчитав, что газета разместила недостоверные и оскорбительные в его адрес сведения, г-н Халтуев, заблаговременно обзаведясь результатами лингвистической экспертизы и персональным юристом, подал иск в суд о защите своей чести, достоинства и деловой репутации. На суде Олег Халтуев, к немалому удивлению коллег-депутатов, предъявил протокол той самой сессии, где ни слова не было сказано об отзыве «Читаэнергосбыта», а исключительно «об урегулировании взаимоотношений» и о том, что обращение должно быть направлено только в Хурал. На основании этого документа федеральный судья Кабанского суда Максимов решил, что изложенные в статье сведения есть ложные, и постановил взыскать с Сергея Боровика и его редакции беспрецедентную по местным меркам сумму в 50 тысяч рублей. С каждого — по 10 тысяч рублей морального вреда, по 5 тыс. — за экспертизу и по 10 тыс. — за услугу юриста.
Не имея, в отличие от Олега Халтуева, возможности нанять юриста, Боровик сам написал жалобу в апелляционную инстанцию, где, внимательно рассмотрев материалы дела, коллегия Верховного суда РБ во главе с Оксаной Холонгуевой со сделанными первой инстанцией выводами не согласилась. Коллегия указала, что заявленные в иске фразы целиком и полностью являются мнением депутата Хамаганова, а за такую публичную личность, как Хамаганов, редакция ответственности не несет. В целом суд признал, что статья про отправленное-неотправленное письмо действительно имеет негативный оттенок, но никакого нарушения закона в этом нет. Следуя дальнейшей логике суда, все это можно трактовать в том духе, что в Бурятию вновь вернулась перестройка, а главным достижением перестройки, как известно, стала гласность. И если до последнего времени наша гласность в основном обитала в пределах Улан-Удэ, то в 2017 году добралась, наконец, и до глубинки.
Главный принцип гласности — сообщать о каждом шаге публичных людей, в рядах которых Олег Халтуев состоит с той самой минуты, как пришел работать во власть. Что он там говорит и что делает, как ведет себя в быту, на отдыхе и в гостях — отныне свободно может стать достоянием широких народных масс, активно интересующихся жизнью своих избранников. По сути своим решением Верховный суд Бурятии выдал редактору «Байкальских огней» Сергею Боровику индульгенцию на персональную критику Олега Халтуева. Более того, все произошедшее можно трактовать так, что в настоящем демократическом обществе, к коему причисляет себя и Бурятия, к каждому современному чиновнику должен быть приставлен персональный критик.
Говорят, Сергей Боровик уже подумывает о том, чтобы переименовать свою газету в «Прожектор райсовета». А что? Имеет полное право.