Желая понять, что это такое было, на АТВ в программу «Бретер» даже вызвали главного конкурента Поповой Алдара Эрдынеева, впрочем, так внятно и не объяснившего, почему его предвыборная программа состояла всего из двух пунктов.
Между тем довыборы на округе №16 действительно представляют немалый интерес хотя бы потому, что практически ни один из депутатов Народного Хурала по этому округу не доработал свой срок до конца.
Заколдованный округ
Если верить официальным данным, первым депутатом, избранным в Народный Хурал от территории в нынешних границах проспекта Строителей, значится тогдашний гендиректор кондитерской фабрики Сергей Пронин. К 1996 году Пронин перестал быть депутатом, по поводу чего на привлекательном округе в центре города с плотной многоэтажной застройкой объявили довыборы. По воспоминаниям бывшего кандидата той же кампании Игоря Пронькинова, это были первые выборы в Бурятии, где вовсю использовались «черные» технологии подкупа избирателей. Использовал их в основном тогдашний гендиректор АО «Бурятмяспром» Виталий Морозов, оставивший далеко позади всех своих конкурентов.
В 1998 году побороться за округ, который к тому времени стал называться «пищевой», вызвался другой лидер местной пищевой промышленности, директор АООТ «Заудинский мелькомбинат» Сергей Семенихин, которому удалось победить Морозова только во втором туре. Виталий Морозов взял реванш в следующем созыве, однако вскоре сошел с дистанции по случаю назначения в высокое кресло советника министра сельского хозяйства России по вопросам внешнеэкономической деятельности. Несмотря на то, что случилось назначение в 2004-м, Народный Хурал только в октябре 2005-го лишил федерального чиновника Морозова статуса депутата, назначив довыборы по этому округу в марте 2006 года. Как известно, на довыборах убедительную победу (более 81 процентов голосов) одержала нынешний замгендиректора «Бурятмяспрома» Лариса Крутиян.
Поскольку в 2007 году выборы в Народный Хурал впервые проходили по смешанной системе, то есть одновременно по партийным спискам и одномандатным округам, границы и номера некоторых изменились. Округ на проспекте Строителей обозначили под номером 16, и именно сюда устремляется только что влившийся в ряды коммунистов Вячеслав Мархаев. Не успели жители 47 квартала как следует свыкнуться с мыслью, что отныне их жизнь будет протекать под надежным крылом еще одного сильного человека, как сильный человек их покинул. Сначала Вячеслава Мархаева избрали лидером фракции коммунистов в Народном Хурале, потом первым секретарем БРО КПРФ, а в 2011 году — депутатом Госдумы, по причине чего Мархаеву пришлось сложить депутатские полномочия.
Хотя до окончания четвертого созыва оставалось еще полтора года, довыборы в тот раз на опустевшем 16-м округе объявлять почему-то не стали. Гендиректор «Ариг Уса» Татьяна Мантатова была избрана в единый день голосования 8 сентября 2013 года, однако и ей не суждено было доработать здесь до конца. В марте 2017 года Татьяна Мантатова была назначена сенатором в Совет Федерации, и округ №16 вновь остался без депутата.
Чем отличаются эти досрочные выборы
Республиканский избирком назначил днем довыборов на одномандатном округе №16 18 июня 2017 года, хотя в стране определен единый день голосования, приходящийся на второе воскресенье сентября (в этом году 10 сентября). С одной стороны, закон о едином дне голосования, принятый в 2012 году, допускает для субъектов выборы и в другие дни, однако здравый смысл подсказывает, что что-то мешало провести эти выборы осенью.
Если вспомнить, какие люди вписали свои имена в перечень депутатов 16-го округа (Сергей Пронин, Виталий Морозов, Лариса Крутиян, Вячеслав Мархаев, Татьяна Мантатова), а также то, что любые довыборы, да еще в июне, как правило, требуют в два раза больше финансов, чем обычно, то произошедшее 18 июня на округе №16 нуждается в отдельном изучении. Одно то, что от выборов отказался такой тяжеловес, как бывший глава Тункинского района Андрей Самаринов, примечательно само по себе.
Неожиданно выяснилось, что Алдар Эрдынеев, хотя и значится много лет помощником депутата Госдумы, никакого особого отношения к Мархаеву и не имеет, поскольку даже не член партии и на самом деле никто в КПРФ и не ставил задачу сделать владельца «Новой Бурятии» депутатом Народного Хурала. Сказанное в программе «Бретер» прозвучало буквально так, что Алдару Эрдынееву однажды стало интересно, и он решил зарегистрировать на выборах свою кандидатуру. Кто попросил его это сделать, Алдар Эрдынеев говорить не стал, но, судя по выражению его лица в эту минуту, имя этого человека бессмертно. Достоверно можно утверждать только одно, что Людмилу Попову выдвинуть свою кандидатуру на 16-м округе попросил Александр Голков.
Как подвесить мэра
Зачем Людмиле Поповой, буквально вчера прибывшей из Мухоршибирского района и назначенной директором школы №49, депутатский мандат Народного Хурала, который всего через год превратится в ноль? Можно понять, если бы на выборы в Хурал в свое время пошел Казимир Иванов, возглавлявший знаменитую школу 34 года (!) и действительно нарастивший за это время завидное влияние и авторитет. Можно понять, если бы Людмила Попова захотела пойти на выборы в горсовет, чей мандат мог обеспечить ей иммунитет от возможного увольнения и прочих неприятностей.
Очевидно, что и Людмила Попова, и 26-летний владелец массмедиа Алдар Эрдынеев, так и не объяснивший ведущему программы «Бретер», откуда у него взялись деньги на покупку газеты, люди не самостоятельные. В отличие от бывших знатных гендиректоров, всегда обеспечивавших между кандидатами на округе суперконкуренцию, впервые округ №16 получил таких персонажей, мотивы которых требуется объяснять, а поступки домысливать.
Пятнадцать лет назад жизнь города Улан-Удэ, как и республики, напоминала тревожное бытие в ожидании очередного транша из Москвы. Почти каждое выступление тогдашнего главы Бурятии Леонида Потапова повествовало о том, куда в московских коридорах власти ему удалось попасть и что выпросить. Ни о каком перераспределении налогов, собственных доходах столицы Бурятии и прочих популярных ныне вещах тогда не было и речи, но понемногу ситуация изменилась.
В 2000 годы городской бюджет без труда погасил долги населения перед «Бурятэнерго». Дальше началось гигантское строительство, под которое легко брались кредиты, подписывались соглашения, давались поручительства. Только в преддверии 350-летия вхождения Бурятии в состав Российского государства в Улан-Удэ с нуля были построены Русский драмтеатр, ФСК, стадион на Набережной, где помимо федеральных денег были серьезные вложения и из республиканской казны. Один за другим в Улан-Удэ появлялись такие знаковые объекты, как автомобильная развязка по улицам Бабушкина-Трубачеева, «Богатырский мост», мост «Бегущая лань», было капитально отремонтировано около 85 километров дорог и многое другое. Общая сумма всех вложенных средств называлась на уровне 12,5 млрд рублей.
Однако, как не раз объяснял с трибуны депутат Народного Хурала Андреян Зыбынов, долгое время возглавлявший в парламенте комиссию по социально-экономическому развитию Улан-Удэ, параллельно с кредитами и поручительствами правительства происходило и другое. С каждым годом республика все больше забирала у города налоговые отчисления, перераспределяя их в другие муниципалитеты. С одной стороны, Андреян Зыбынов вроде бы каждый раз поднимал вопрос о межбюджетных отношениях и программе «Столица», с другой — муниципальный долг продолжал расти, как на дрожжах, угрожая городу банкротством и все больше подвешивая в политическом плане городского градоначальника.
Людмила Попова против Андреяна Зыбынова
Связка «мэр — депутат» в лице Геннадия Айдаева и Андреяна Зыбынова начала работать с той поры, как в сентябре 2008 года депутат возглавил в Народном Хурале ту самую комиссию. Комиссия, надо сказать, работала довольно уверенно, хотя и она не смогла повлиять на ситуацию, которая едва не привела город к банкротству. Не случайно именно Андреяна Зыбынова тогдашний глава республики включает в специальную комиссию по назначению в Улан-Удэ первого сити-менеджера, которым вместо Геннадия Айдаева неожиданно становится Евгений Пронькинов.
Связка Геннадий Айдаев — Андреян Зыбынов исчезла, а новая так и не возникла. Не возникла она даже тогда, когда комиссию по социально-экономическому развитию Улан-Удэ возглавил другой депутат-«единоросс» Баир Цыренов. Особенно новый председатель начал проявлять активность и на каждой сессии «защищать» интересы города после того, как его непосредственный «начальник» Михаил Слипенчук проиграл в 2016 году выборы в Госдуму. Просторный кабинет Баира Цыренова в Бурятском деловом центре заменили на другой, уже не такой просторный, а аббревиатуру БДЦ теперь даже в шутку не ассоциируют с инициалами депутата, как было еще совсем недавно.
Однако как бы ни старался Баир Цыренов оказаться полезным Голкову, последний, судя по всему, принял иное решение. Заменить переменчивого друга на надежного агента, с какой целью и продвинуть нового директора школы Людмилу Попову в высокое депутатское кресло. Это не значит, что Людмила Попова пойдет в следующем году на выборы по этому же округу. Это значит ровно то, что даже на этот год Голкову нужен в Народном Хурале свой человек, и он такого человека получил. Голков думает о том, что будет с муниципальным долгом в 2,5 млрд рублей, с городом и с ним лично после 2018 года, и это многое объясняет.