МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

В Бурятии с начала года экзамен на отцовство и материнство сумели пройти только 152 семьи

Проверено на себе: как журналист «МК» в Бурятии учился быть приемным отцом

Просторная аудитория, мы сидим полукругом и смотрим на экран проектора. Показывают обучающий фильм, в главных ролях воспитанники одного из многочисленных по стране детских домов.

Фото: russianstock.ru

Артем, Никита, Фая, Алексей, от кого-то из них отказались сразу при рождении, других сдали в Дом малютки потому, что не оказалось сил и возможностей вырастить ребенка. Последним повезло чуточку больше, к ним иногда приходят мамы. Смотреть учебный фильм тяжело, за спиной то и дело слышится: «Бедные, как они там», «А глаза-то какие пустые, не смотрит на воспитателя, сам в себе», женщина по правую сторону незаметно вытирает накатившиеся слезы.

Это школа приемных родителей при ГБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Малышок» в Улан-Удэ. Она для тех, кто желает усыновить или взять под опеку ребенка. О том, чему учат приемных родителей и как отбираются достойные кандидаты, разбирался корреспондент «МК» в Бурятии».

Принять контракт

Все, что обговаривается на занятии, остается здесь же. Учат не только тому, как обращаться с детьми, но еще и помогают принять верное решение. А стоит ли брать чужого ребенка? По словам специалиста центра Светланы Романовой, чаще всего детей под опеку берут родственники, затем идут семейные пары, которые не могут иметь собственного ребенка, и те, кто еще может не только воспитать, но и подарить свою нерастраченную любовь.

— Наша главная цель — подготовка родителей к принятию взвешенного решения. Раньше, когда еще не существовало подобной практики, а это до 2011 года, часто детей возвращали в детские дома. Причины были разными: не смогли найти контакт или болезненный ребенок, или просто переоценили свои возможности. Сейчас мы хотим от будущих приемных родителей понимания того, что психологический и поведенческий фон формируется у детей с самого раннего возраста, — рассказывает Светлана Сергеевна.

Дарье 23 года. Она живет с мужем и воспитывает 4-летнюю дочь и 2-летнего сына. В семье девушки произошло горе, погибла двоюродная сестра Дарья, в детском доме оказались ее дети, девочка 14 лет и 8-летний мальчик. Чтобы оформить родственную опеку, девушка пришла в школу приемных родителей.

— Куда я их дену, — говорит Даша. — Они мне как родные, почти вместе росли. Теперь придется стать для них не подружкой, а мамой. Занятия здесь очень полезные, рассказывают, как установить с ребенком контакт, как реагировать на его поведение, как решать проблемы. Здесь замечаешь, какие ошибки ты уже допустила, какие можно исправить, а какие — предотвратить. Думаю, что стоит сделать эту школу для всех. Пойдет на пользу.

Здесь все происходит по взаимной договоренности. Чтобы меня допустили на занятие, потребовалось всеобщее согласие учащихся. К слову, приняли единогласно, но с условием, что наравне со всеми буду выполнять упражнения.

Привязанность

Тема занятия — формирование детской привязанности, но, прежде чем начать изучение, — проверка домашнего задания. Что такое чувство горя, как его переживает ребенок и какую необходимо оказать помощь? Казалось бы, все просто, когда дело касается только тебя одного, другое дело, когда борешься с горем ребенка. На таблице все расписано в определенной последовательности. Утрата, шок (отрицание происходящего), торг (убеждение себя, а если бы), гнев, поиск виновных, депрессия и последнее принятие утраты. Если пропустить один пункт из списка, то успокоиться навсегда не получится, а проблемы обязательно дадут о себе знать, и вариантов здесь нет. Любые последствия скажутся негативно на отношениях между ребенком и родителями, которые и без того очень сложно наладить.

Оказывается, чувство привязанности формируется у маленьких детей сразу после рождения и в течение первого года жизни количество людей, к которым привыкает ребенок, не может превышать более двух человек, чаще всего это только мама. Теория привязанности представляет собой замкнутый круг последовательных действий. Ребенок чувствует дискомфорт, затем он заявляет об этом окружающим, родители устраняют причину дискомфорта, ребенок доволен и на подсознательном уровне проявляет определенное чувство доверия к тому, кто помог ему. Стоит кругу прерваться или же сменится человек, помогающий ребенку, доверие просто исчезнет.

Это очень хорошо показывается в фильме, о котором говорилось вначале. Те дети, кто не может выстроить доверительные отношения к тому или иному человеку, замедляются в своем развитии, в дальнейшем они больше других ценят материальные вещи, и даже людей считают простым предметом. Для них не существует близких отношений, их заботят только они сами.

Выбери меня

Вторая по значимости задача преподавателя — добиться того, чтобы родители почувствовали, что переживают дети и каково это остаться без семьи. Все мы любим тепло человеческих рук, это инстинктивное желание каждого быть выбранным, быть тем, до кого дотронется другой человек. В этом психологам помогает простое упражнение «ладошки». Участники становятся в круг, закрывают глаза и выставляют перед собой руки ладонями вверх. Ведущий тренинга подходит к любому из участников, дотрагивается руками до его ладоней и передает эстафету. Казалось бы, детский сад, но только до тех пор, пока ты не начинаешь понимать, что все вокруг ходят мимо тебя. Несмотря на все понимание ситуации, чувствуешь обиду, одиночество, желание быть выбранным, а не остаться с поднятыми руками.

Простая игра, оказывается, куда сильнее помогает понять, что именно подтолкнуло вас на решение стать опекуном. Для одних это путь к правильному решению, для других — учебное пособие. Дмитрию 38 лет, здесь он готовится стать отцом. Первое впечатление — очень добрый и ответственный человек. У него, как и у меня, возникла небольшая заминка в задании, где было необходимо нарисовать семью из трех человек — мамы, папы, ребенка. После слов специалиста центра о том, что можно изобразить все схематично, мы принялись чертить палочки и кружочки. Когда наш труд был закончен, листок с семьей пришлось порвать несколько раз. Вначале не стало папы, потом исчезла и мама, в руках остался клочок бумаги с изображением одинокого ребенка. Еще одно задание на осознание всех трудностей, через которые проходят дети. Еще один повод задуматься, нужно ли мне это.

Тайна усыновления

Особой темой, которая постоянно обсуждается на занятиях, является «тайна усыновления». По закону приемные родители сами вправе принимать решение, сообщать ребенку об этом или нет. Однако, как показывает практика, намеренное сокрытие этого вопроса может сильно навредить сформировавшейся семье.

— Ребенок может принять все как предательство. Несмотря на воспитание, на всю любовь, что он к вам испытывает, это будет самым тяжелым ударом в его жизни, — говорит Романова. — Поэтому я всегда повторяю, что любые отношения надо выстраивать на доверии. Пусть в раннем детстве это будет сказка про аиста, но со временем расскажите все как есть. Тем самым доверив ребенку свой самый главный секрет, и тогда, если в будущем он узнает от посторонних людей, что вы его усыновили, ребенок скажет: «Ну и что? Я знаю это, они все равно мои мама и папа, которых я очень люблю».

Решение

Однако, как отмечает Светлана Сергеевна, не все, кто приходит в школу, выпускаются из нее. Есть такие, кто уходит после первого занятия, кто-то покидает перед сдачей итогового тестирования. И это не есть плохие показатели. Остаются только те, кто по-настоящему готов стать опекуном. Такие люди сделают жизнь ребенка счастливой и полноценной.

— Именно к этому мы и стремимся, — говорит специалист центра.

По данным министерства социальной защиты Бурятии, за первое полугодие 2017 года в подобных школах прошли полный курс обучения и получили свидетельство об окончании 297 человек. Из них 152 «ученика» приняли в свои семьи детей.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах