Пусть инаугурация вновь избранного главы Джидинского района была менее заметной и по старинке сопровождалась банкетом, а победитель Валерий Цыренов, гордо держа в руках знамя «Единой России», набрал в два раза больше голосов, чем его ближайший оппонент, до всеобщего народного ликования было явно далеко.
Даже самые далекие от политики сельчане признавались, что таких выборов здесь еще не было.
И дело даже не в том, что джидинская кампания, как всегда, отметилась многочисленными судебными процессами, снятием и восстановлением кандидата, жалобами и продолжающимся который год «расколом элит». Достаточно сказать, что на инаугурацию Валерия Цыренова не приехал ни один из работающих в районе депутатов Народного Хурала. Поздравить главу лично прибыли менее половины глав сельских поселений Джидинского района и только четыре главы соседних районов, которые не преминули заметить, что Джида как былая житница республики и родина боргойской баранины в последние годы сильно сдала. Послевыборные настроения в Петропавловке оказались таковы, что если до недавнего времени все наши взоры были устремлены на Тунку, почти официально задекларировавшую себя главным возмутителем спокойствия, то совершенно очевидно, что сегодня этот импульс переместился в Джиду.
Джида как победа «Единой России»
При том, что в прошлом году в единый день голосования республика выбирала глав сразу пяти сельских районов, включая некогда «проблемный» Иволгинский, ни один из тех выборов не имел таких последствий, какие преподнесла нынешняя Джида. Джидинские выборы все чаще сравнивают с тункинскими не только из-за массы печальных совпадений, но и повышенного градуса народного недовольства, то и дело готового выплеснуться наружу. Так же как когда-то в Тунке, во время выборной кампании в Джиде из-за проливных дождей здесь рухнул многомиллионный мост вместе с ехавшим по нему трактором. Как и в Тунке, в Джиде неплохо показали себя коммунисты, поддержавшие кандидатуру бывшего главы Петропавловки Валерия Игумнова, который, «не потратив ни копейки», но заручившись поддержкой сенатора от Иркутской области Вячеслава Мархаева, получил четвертый результат.
Понять причину народного недовольства в Джиде тем более непросто, что в отличие от Тунки победу в Джидинской долине одержала «Единая Россия». На состоявшейся 20 сентября инаугурации избранный глава Валерий Цыренов особую благодарность выразил секретарю регионального отделения партии Владимиру Павлову. По словам Цыренова, Павлов «два месяца был с ним на связи», поддерживал кандидата в судах, каждый раз успокаивая победителя партийного праймериз тем, что «партия своих не бросает». Смысл этих слов присутствующим на инаугурации был более чем понятен. Всего два года назад довыборы в республиканский парламент по соседнему Кяхтинскому району иллюстрировал совсем иной партийный подход. Несмотря на то, что победу на праймериз по округу №5 одержал только что вступивший в партию Найдан Чимбеев, агитацию «единороссы» почему-то вели за Сергея Цыдыпова, который в итоге и стал депутатом Хурала.
Джида как проигрыш «Единой России»
Если прошедшие выборы считать триумфом «Единой России», то неплохо было бы понять, кто сегодня в Бурятии обеспечивает партии власти этот триумф и какова его истинная цена. С одной стороны, на фоне 15-процентной явки в Москве наши 41 в целом по республике выглядят почти как рекорд. Однако при ближайшем рассмотрении «средней температуры по больнице» становится понятно, что прежний оплот в виде бурятских районов, традиционно обеспечивавших на выборах высокие показатели, дал трещину, и трещина эта пришлась на Джиду.
Если общая явка в бурятских районах составила в среднем около 70 процентов (Курумканский — 60,6%, Еравнинский — 67%, Хоринский — 68%, Закаменский — 71%, Окинский — 75%, Кижингинский — 77%), то Джида, несмотря на двойные выборы, которые всегда стимулировали активность населения, показала почему-то самый низкий результат в этой категории — 51,4%.Активности не произошло, зато произошло нечто такое, что заставило местных политологов впасть в ступор. Помимо самой низкой явки среди национальных районов Джидинский на этих выборах показал беспрецедентное количество недействительных бюллетеней, чего не было здесь никогда. Если так называемые «русские районы», откровенно плохо управляемые партией власти, «выдали» и по 300, и по 400 испорченных бюллетеней, то в Джидинском районе таких насчитали 850. Пусть даже эту цифру нужно разделить на два, поскольку из-за выборов районного главы и число бюллетеней было в два раза больше. Но даже полученное количество окажется таким, что говорить об успешных выборах было бы нечестно.
Для сравнения: в Еравнинском районе число недействительных бюллетеней оказалось 148, в Закаменском — 124, в Кижингинском — 121, в Курумканском — 131, в Хоринском — 180, в Окинском — 29. 850 недействительных бюллетеней, выявленных на выборах в Джиде, есть самый яркий показатель того, что ситуация накаляется, поскольку более очевидного свидетельства того, что народ против, найти сложно. Пусть где-то бабушка по недосмотру вместо одной галочки пометила сразу все квадратики, пусть еще кто-то ошибся и испортил один бланк, но не 850 разом. Такое количество недействительных бюллетеней в одном районе — свидетельство того, что там, в кабинке, куда джидинец пришел, помыв шею и надев чистый пиджак, с ним что-то произошло. Им овладело что-то такое, что руки само собой вывели на бланке нечто, чего выводить ему никто не говорил. Наблюдатели утверждают, что в иных бюллетенях была нарисована фига, а в иных — перечеркнуты все фамилии разом.
850 недействительных бюллетеней заменили джидинцам графу «против всех», и очевидно, что протест этот в отдельно взятом ярко выраженном национальном районе носит массовый характер. Несогласие с тем, что они видят перед собой каждый день, толкнуло их сделать то, что они сделали. Вот только услышали ли их наверху?