Казалось, он такой же, как всегда — энергичный, веселый, спортивный, весь в делах и ежедневных школьных заботах. Точно так же Виктор Воропаев шутил, поднимал тяжести, вникал во все, но наступил какой-то предел, и сердце учителя не выдержало.
Неожиданная смерть всегда излучающего позитив директора потрясла родителей, учащихся, выпускников, друзей-спортсменов, да и всех, кто его знал. Неожиданно выяснилось, что директор специальной коррекционной школы №2 VIII вида Виктор Воропаев не был таким счастливчиком, каким казался по жизни. Выросший в многодетной семье, учившийся в сельском интернате, ему выпало всю жизнь не только работать с особенными детьми, но и воспитывать своего такого ребенка. Люди только сейчас узнали, что помимо успехов, достижений, наград в жизни директора была изнуряющая работа с обиженными на судьбу членами собственного коллектива, и что во многом ценой этой работы стала его собственная жизнь.
Почему много лет назад именно его, обычного учителя физкультуры, а затем инспектора отдела физической культуры и спорта образовательных учреждений детских спортивных школ министерства просвещения республики, назначили директором школы-интерната для глухих детей? Почему, имея за плечами солидный стаж административной работы, он так ни разу и не принял приглашения на работу в само министерство образования и науки Бурятии и даже учреждения российского уровня, так и не смог оставить школу-интернат для особенных детей? Считал ли он свое стремление сделать из ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида» образцово-показательное учебное заведение делом своей жизни?
К примеру, в 2007-2009 годах в республике проходила реорганизация образовательных учреждений, когда были объединены коррекционные школы для слабослышащих и глухих детей. На улицу Дальневосточная была переведена коррекционная школа №2 VIII вида, а позднее и коррекционная школа №1, а в пос. Мясокомбината — коррекционные классы для детей с нарушениями речи. Фактически тогда Виктор Игнатьевич принял руководство пятью педагогическими коллективами одновременно. Характерная черта — в этот сложный период он не только не уволил ни одного работника, но и сумел объединить в единый работоспособный коллектив разных по профессиональным качествам и жизненным устремлениям людей. Единственное, чего не смог Воропаев, опять же в силу своего великодушия, — избавить коллектив от горстки жалобщиков, кому не по душе была новаторская натура директора.
Вне сомнения, что под его началом педагоги школы впервые начали активно участвовать в различных проектах городского, республиканского и даже всероссийского уровней. Достаточно сказать, что педагоги СКОШИ №2 VIII вида несколько раз занимали первые места в республиканских конкурсах «Лучший учитель СКОУ», «Лучший воспитатель СКОУ». В 2015-м завоевали гран-при этого конкурса и второе место в прошлом году. В 2016-2017 учебном году педагог-организатор школы заняла 1 место в республиканском конкурсе «Сердце отдаю детям» среди педагогов 28 образовательных учреждений Бурятии. Годом ранее коллектив СКОШИ №2 под руководством В.И.Воропаева вошел в число 100 лучших школ России.
В его директорском кабинете было тесно от грамот и наград, свидетельств многочисленных увлечений Воропаева, его артистической души и творческого подхода ко всему. Помню, впервые встретившись в этом самом кабинете, мы минут тридцать разговаривали о стихах Высоцкого, портрет которого стоял тут же. Он мог часами рассказывать о каждой победе своих особенных учеников так, словно это была его собственная победа. Тогда, например, я впервые узнала, что под непосредственным руководством Воропаева был подготовлен победитель сурдлимпийских игр Александр Цоктоев.
Это неугомонный Воропаев настоял закупить в школу новые теннисные столы (проект «Настольный теннис»), от которых не отходили в перемену мальчишки и девчонки. По инициативе Воропаева который год в Бурятии для детей с тяжелыми множественными нарушениями здоровья проводится республиканский спортивный фестиваль «Ветер надежды». Он не уставал внушать коллегам, что основой любого успеха является личный пример педагога. Не просто приобщил учителей и воспитателей к занятиям спортом, но и создал в школе отличную спортивную команду.
Эта увлеченность спортом педколлектива во главе с Виктором Воропаевым дала положительный результат — уменьшилось количество заболеваний. Опыт СКОШИ №2, связанный со здоровьесберегающими технологиями, был обобщен и получил распространение среди других общеобразовательных учреждений. Более того, вот уже несколько лет на базе школы успешно функционирует стажировочная площадка по внедрению таких технологий (ГАУ ДПО «БРИОП»). По результатам ее деятельности издан сборник материалов о сохранении и укреплении здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью, создан детский электронный журнал «Азбука здоровья».
Он заставил по-другому относиться к собственным трудовым, учебным достижениям, когда на базе СКОШИ №2 впервые в Бурятии провел республиканский конкурс «Ученик года» среди учащихся коррекционных школ. С тех пор конкурс постоянно проводится в стенах этой школы, а ее ученики не раз оказывались его победителями. Не раз становились они победителями и призерами престижной республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее», всероссийского конкурса для учащихся старших классов по трудовому обучению «Лучший по профессии». Сотрудничество с Бурятским республиканским институтом образовательной политики, сопровождаемые открытыми уроками, мастер-классами для слушателей курсов переподготовки по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика», вылилось в то, что опыт педколлектива СКОШИ №2 VIII вида охотно заимствуют сегодня коллеги из Монголии. В его кабинете по-прежнему все также, словно директор вышел на минутку по делам. Как сообщили в министерстве образования и науки Бурятии, педагогической общественностью поданы документы о присвоении СКОШИ №2 VIII вида имени заслуженного учителя Российской Федерации и Республики Бурятия Виктора Воропаева с увековечиванием памяти в виде установленной на стенах школы мемориальной доски.