Сейчас в отношении юноши возбуждено уголовное дело. Полицейские проводят оперативные мероприятия для установления каналов сбыта и личностей распространителей. Между тем корреспондент «МК» в Бурятии» предпринял собственное расследование и выявил занимательные факты, могущие представлять интерес для следствия.
…Шагая по улицам Улан-Удэ и глядя на фасады зданий, то тут, то там можно увидеть надписи вроде «Скорость. 1 гр. — 1500…» или «Бот… Крис 24 мука» — не нарисованные от руки, а сделанные по трафарету.
Люди, которые не знакомы с современными интернет-технологиями, скорее всего, не заинтересуются этими «художествами» и пойдут дальше по своим делам. Но те, кто ориентируются во всемирной паутине, знают, что такое «бот» и не ассоциируют скорость исключительно с физической величиной, а муку — с продуктом питания, поймут: это — объявления о продаже психостимуляторов и порошков через автоматические программы в различных приложениях.
Справедливо полагать, что подобный способ сбыта появился сравнительно недавно — одновременно с WhatsApp, Viber и Telegram, куда наркодилеры «перекочевали» с сайтов и соцсетей, менее надежных в плане конфиденциальности. Тематические чаты и группы в мессенджерах создавались для отдельных стран и городов. А около 8 месяцев назад канал по «интересам» в одном из них появился и в Улан-Удэ.
Попасть сюда возможно не только изучая стены домов, но и получив «приглашение» от других участников, коих сегодня насчитывается свыше тысячи. «Приветствую вас в райском оазисе, — гласит обращение к ним. — Наш маркет готов предоставить товар исключительно высокого качества прямо в руки. Вы можете приобрести все, что нужно для отдыха и отличной вечеринки! Работаем по системе закладок ежедневно». Далее указывается режим работы и дается ссылка на новостной канал, а также на сайт круглосуточных автопродаж (доступ к которому, правда, ограничен с 7 октября еще 2017 года по инициативе правоохранительных органов).
Схема взаимодействия между продавцами и покупателями здесь довольно проста. Клиент пишет личное сообщение администратору, интересуется наличием того или иного товара, заказывает необходимое количество и переводит деньги через киви-кошелек с условным кодом, заранее отправленным ему. А спустя некоторое время получает адрес, конкретные фото тайника и примерное его описание, скажем, «под черным камнем напротив окна». Один заказчик, по собственному признанию, откопал наркотик возле забора у бабушкиного дома. Об обнаружении заветных посылок, несмотря на и без того секретную атмосферу, сообщается завуалированно: «Ровняга», «Бро, все дома», «Забрал на ходу», «Поднял в касание» и так далее.
Как и во многих магазинах, для доставки нанимаются курьеры. Они приглашаются в «дружный коллектив» на весьма заманчивых условиях — зарплата от 200-300 рублей за одно задание (и от 100 тысяч рублей в месяц) и занятость от 15 минут до 24 часов в сутки. Согласно требованиям, соискатели должны не только дружить с головой, быть невидимыми и не «употреблять» в рабочее время, но и иметь исправный телефон с видеокамерой, а также внести залог, размер которого определяется по результатам собеседования — видимо, на случай, если сделают ноги вместе с заказами. Требуются и «рекламщики». Для них вознаграждение предусмотрено уже «бартером»: за 50 и 100 объявлений или трафаретов, соответственно, 0,5 и 1 гр. «скорости», за 100 тегов — 0,5 гр.
Периодически администраторы устраивают для участников всевозможные акции — например, предлагают оптовый прайс и бонусную систему. Или рекомендуют «скоростные» экскурсии по «живописным местам» с «путевками», подразумевая под этой метафорой не что иное, как размеры доз, имеющихся в Советском, Октябрьском и Железнодорожном районах Улан-Удэ, и цены на них. Отзывы о подобных вояжах не менее пространны и одновременно символичны: «Кое-как отошел от впечатлений после вчерашнего тура. Хочу пожелать ровных дорог и хороших туристов и задать наболевший вопрос: сколько можно ездить на верблюдах? Ведь в мире есть и другие средства передвижения! Надо расширяться!». Стоит пояснить, что на жаргоне жвачные животные означают пресловутых курьеров и отсылают к названию самого канала, провозгласившего своим лозунгом известную пословицу «Собака лает — караван идет!».
Но больше всего виртуальные клиенты любят и ждут так называемую «рулетку», которую ласково окрестили «рулей». После команды «старт» в общий чат отправляется обусловленный смайлик и свой никнейм, а после набора определенного количества человек и команды «стоп» проводится розыгрыш. Победители определяются генератором случайных чисел и сами пишут оператору для получения приза — адреса с халявной закладкой. «Я же говорил: и на нашей улице опрокинется грузовик с мукой!» — ликует один из них. Правда, владельцам «чистых» аккаунтов, не совершавшим ранее ни единой покупки, на этом празднике жизни места нет. А вот шанс случайно наткнуться на тайник теоретически есть у каждого. Наркозависимые, прозванные «чайками», кружат по городу, словно хищные птицы над морем, и надеются найти закладки в тех местах, где находили прежде. Примечательно, что подобные поиски нередко заканчиваются успехом.
Собеседник «МК» в Бурятии» считает: вся эта система со множеством «завлекалочек» — отлаженный бизнес с накруткой клиентской базы, в которой числятся преимущественно молодые потребители, и наживой на их пристрастии.
— Наркотики страшны для молодежи. Еще страшнее их бесконтрольный и анонимный оборот — то, что мы наблюдаем в данном случае, и конкретный вид — «скорость». Этот мощнейший психостимулятор синтетического происхождения фактически уничтожает нервную систему и вызывает сильнейшую зависимость с пары приемов, а стоит относительно дешево и расходуется медленно: 1 грамма хватает на 2-3 суток плотного употребления одному человеку.
Между тем объемы распространения запрещенных веществ приобретают колоссальные масштабы. Только в январе 2018 года сотрудники антинаркотического Управления МВД России по Бурятии изъяли у 34-летнего мужчины около 300 г синтетических наркотиков — около 10 тыс. доз, которые, к счастью, не дошли до своих адресатов. Пока не дошли… Эксперты уверены: покуда существуют «торговые точки» в виртуальном пространстве, зелье будет оставаться доступным, а его распространители — практически неуязвимыми.