Политик, общественник, журналист, фотограф, аниматор — согласитесь, впечатляющий послужной список для 29-летнего молодого человека. Как столько ипостасей совмещаются в одной личности, мы решили выяснить у самого Александра Афонина. А после интервью без купюр поняли: новый герой у нашего города уже есть.
— Саша, расскажи, как ты дошел до жизни такой — в хорошем смысле этого выражения? С чего начался путь?
— Я служил в Вооруженных силах РФ. Был женат, но получилось так, что разошелся с супругой и приехал разводиться в Улан-Удэ. И вот выходим мы из ЗАГСа: она — в одну сторону, я — в другую. А навстречу — женщина. Прическа — как у Аллы Пугачевой, очки — от «Гуччи», платье, каблуки, сумочка! Спросила дорогу куда-то. Объяснил. Так и познакомился с Саяной Ванчиковой и начал работать у нее. А вскоре стал сотрудничать с газетой «Улан-Удэ — город добрых традиций» и встретился с Батодалаем Багдаевым, причем не сразу узнал, что он — мой непосредственный руководитель. Как представитель издания постоянно посещал разные мероприятия. На одном из них повстречался с членом улан-удэнского отделения «Молодой гвардии Единой России» Антоном Маховым.
— И он «завербовал» в свои ряды?
— Позвал на собрание молодогвардейцев (коих на тот момент было человек пять) в здание Бурятской государственной филармонии. Я сходил пару раз и хотел «забить» на это дело, как позвонил Антон и предложил «замутить» что-нибудь интересное. Так на свет родился федеральный проект «Агенты» по борьбе с продажей алкоголя несовершеннолетним и после 21.00. За одно лето он пополнил бюджет аж на 4 млн рублей за счет штрафов. Правда, спустя некоторое время «закончился», как и все хорошее. Но на смену пришел проект «Спецагенты» по профилактике наркомании. Под его эгидой вместе с сотрудниками ФСКН объездили 15 районов Бурятии, пропагандируя ЗОЖ. И вообще мы реализовали кучу идей, не получив ни копейки. Члены МГЕР — а их к тому времени стало 40-50 человек — оказались очень активными и идейными ребятами. Знаешь, как на том политическом плакате? «Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!». Кстати, этап «принеси-подай» в «Молодой гвардии» я миновал за несколько дней, ибо не флаги сюда пришел таскать, а на амбразуру бросаться.
— Тем не менее эту молодежную организацию ты покинул, но прежде вступил в другую, «взрослую». Что сподвигло?
— В 2015 году в Улан-Удэ на площади Советов проходил чемпионат мира по арбалету. Я на пару с Саяной Чимитовной отправился смотреть соревнования, где познакомился с Анной Скосырской. Она-то и пригласила меня в РОО «Женщины Бурятии» — там требовался специалист, который «шарит» в компьютерах и оргтехнике и может посмотреть-настроить-почистить оборудование. Вышел на работу буквально через два дня, должен был появляться там раз в неделю, но после вопроса «Где ты пропадаешь?», звучавшего все чаще, стал приходить каждый день и постепенно превратился из системного администратора в личного помощника. Несколько лет пиарил организацию, объездил 21 район! А в 2016 году Анна Сергеевна предложила участвовать в праймериз «Единой России». Честно говоря, очень боялся оказаться последним, но занял 14-е место из 19-ти и был счастлив! А то знаменитое письмо председателю партии Дмитрию Медведеву отправил, потому что столкнулся с нарушениями во время предварительного голосования, которые, несмотря на доказательства, не признал избирком Бурятии. После этого руководство МГЕР открестилось от меня, мол, такой у нас никогда не состоял. Кстати, ответа на свое обращение жду от премьер-министра до сих пор.
— Многие удивлялись, что пресс-секретарь главного женского «объединения» нашего региона — парень, и подозревают, что его уход оттуда связан с гендерными конфликтами…
— Я уволился из «Женщин Бурятии», скажем так, по личным причинам через 2-3 месяца после праймериз, но вернулся туда по просьбе Скосырской через 7 месяцев, перед форумом, чтобы просто отработать его, и… застрял. Не то что не мог уйти — не хотел бросать свою начальницу. «На кого же ее? Не справится!» — думал. А потом гляжу: справляется, взяла малогвардейца в помощники. Тогда 24 декабря 2017 года ушел со спокойной совестью и, полагаю, окончательно.
— И сразу угодил в развлекательную индустрию?
— Буквально на следующий день и все благодаря моему другу. Иван Егоров — аниматор праздничного агентства «Crazy House» с шестилетним стажем — попросил отработать шесть новогодних заявок, о которых благополучно забыл и укатил в Иркутскую область. И вот с 25 декабря до 7 января я перевоплотился в Деда Мороза. Казалось бы, ничего сложного в этой роли нет: здороваешься с детьми, знакомишься с ними, интересуешься, как вели себя, водишь хоровод вокруг елки, оцениваешь номера, вручаешь подарки и делаешь фото на память. Но график… 29 декабря — в свой, между прочим, день рождения — работал с 8.00, а 31-го — даже в 00.00! Семья азербайджанцев пожелала, чтобы волшебник постучал в их дверь, как только президент произнесет новогоднее обращение. Когда я зашел в огромную квартиру, то увидел толпу ребятишек, которых начала представлять мама. Не сумел запомнить решительно ни одного имени и не смог сам раздать заранее подписанные презенты из огромного мешка, который, впрочем, еще на входе вырвали маленькие руки. Вместо 5 минут проторчал там 1,5 часа, выслушал множество песен и около 40 стихотворений на русском и азербайджанском языках, посмотрел несколько сценок и 15-20 танцев. За это время весь вспрел, ибо для солидности надел под свой костюм плотную толстовку, зимнюю куртку и нацепил сентипоновый живот, а ТГК топила на совесть. Ночка выдалась жаркой, даром что автомобильная печка оказалась сломанной. Но зато деньгами хозяева не обидели, заплатили сверх нормы. В 2018-й заходил без долгов!
— Полюбил роль Деда Мороза настолько, что решил примерить образы прочих сказочных персонажей?
— Это тоже произошло спонтанно! 8 января Ваня уезжал в Иркутск и 7-го вечером сообщил об аниматорских заявках. А я не умею ни воздушные шары крутить, ни с чужими детьми играть, хотя у самого племянники имеются. Но делать нечего — поехал. И чуть не сел в лужу.
— Что же пошло не так?
— Ты хоть раз видела супергероя, у которого из-под одежды просвечивает нижнее белье? То-то и оно! Поэтому костюм человека-паука имеет в причинном месте специальную подкладку и надевается на голое тело хитрым способом. Залазишь в него через прорезь на спине, закрываешь замок до макушки и с трудом говоришь и видишь из-за маски на лице. А искусство аниматора заключается именно в беспрерывном контакте с детской аудиторией. Отвлечешься от ребят хоть на секунду — не соберешь их, перепутаешь виновника торжества с похоже одетым ребенком, которому уделишь все внимание — опозоришься перед гостями. Нечто подобное в том детсаду поселка Восточный и произошло. Я закрутил шарик вместе с перчатками в узел и около десяти минут «выковыривал» его с воспитательницей и одной из мамочек. Дети были потеряны, задание — провалено, время — потрачено, целых два часа! Проклинал все на свете, но понимал, что впереди много работы, и настраивал себя. Вечером звоню Ване: «Все прошло отвратительно». А он мне: «Заказчики сказали, что хорошо. Правда, говорил ты тихо». А надо громко, понимаешь?
— После первого опыта аниматорства открылось второе дыхание?
— Появились свежие идеи. Я решил видоизменить сценарии. Например, вместо традиционного зачина типа «В сказочной стране случилась беда — злодей похитил радость!» использовать современные слова и коверкать их наподобие «Ну что, вы подготовились к суперскому днерожденовскому настроению?». Стал смотреть мультфильмы — «Миньоны», «Фиксики», «Ми-ми-мишки». Во-первых, чтобы быть в теме, если кричат: «Привет, Нолик! Тыдыщ!». Во-вторых, чтобы продумывать манеру общения и поворачивать сюжет в нужную сторону. А еще начал обзываться смешными выражениями — Иван посоветовал. Ребятня просто закатывается, когда говоришь, к примеру: «Кто будет драться-толкаться, тот станет вонючей колготкой!». В конце мероприятия можно сделать «мечи» или просто «сосиски» из шаров и, пока ребятишки щекочут ими то именинника, то воспитателей, то родителей, собрать свой реквизит.
— А если приезжаешь на заказ, а там не несколько ребят, а два или даже один?
— Ну чем тут можно заняться? Порисовать картинки, пособирать конструктор — вот и все. Приходится всеми правдами и неправдами вовлекать в действо взрослых, которые поставили перед тобой такую задачку. Нужно вытянуть главного из них — к примеру, папу. А после уж подтянутся его друг и все остальные, и начнется безудержное веселье!
— Тебе нравится работать с малышами?
— Есть такие дети, от которых не хочется уходить — дарить и дарить бы счастье! Они обнимаются, в любви признаются. А бывают и такие, от которых хочется сбежать, забиться в угол и залиться горючими слезами. Балуются, за хвост дергают, когда ты Гонщика из «Щенячьего патруля» изображаешь. Поворачиваешься и говоришь, что так себя вести нельзя — не понимают. И час кажется вечностью…
- Много костюмов у «CrazyHouse»? Потребность в них имеется?
- Около 40. Помимо тех, что названы выше, есть костюмы Маршала из «Щенячьего патруля», Рафаэля из «Черепашек Ниндзя», Миньонов из «Гадкого я» (очень объемные), Симки и Фаера из «Фиксиков» (слишком короткие для высоких людей, я в них как постреленок), ходулиста, фокусника, скомороха, пиратов… В планах – новый костюм человека-паука – более реалистичный и легкодышащий. Его минимальная стоимость - 27 тыс. рублей.
- На дефицит заявок не жалуетесь?
- Их очень много! Порой люди обижаются, что не беремся. Но ездить на окраины Улан-Удэ проблематично, не говоря уж о районах Бурятии. Отправляешься в Усть-Баргузин – теряешь целый день, добираешься до Соснового бора – тратишь 400 рублей на такси (да-да, военные тоже иногда хотят вспомнить детство). В нашем агентстве предусмотрена электронная система заявок. Поступает звонок и, если никто на берет трубку, включается автоответчик, вещающий «Я не отвечаю, потому что нахожусь в костюме белки». Затем на телефон приходит смс с бланком, где человек пишет ФИО, номер телефон, место мероприятия, имя ребенка и примерное количество гостей. Очень удобно.
— Сколько собираешься трудиться в этой сфере и чем планируешь заниматься дальше? В большую политику или собственный бизнес не тянет?
— Недавно встречался с депутатом Народного Хурала Оксаной Бухольцевой, у которой параллельно работаю помощником, и обсуждал эту тему. Ты же знаешь, что я собирался баллотироваться в мэры Улан-Удэ? Хотел самовыдвиженцем, да подумал, что не соберу необходимого количества подписей. Решил от партии и через тридцать минут сидел в штабе «Справедливой России», строча заявление о приеме в ее ряды. Теперь я — руководитель молодежного движения бурятских «эсеров». Уже обзавелся одним активистом, стоящим пятерых. Вместе с ним подготовили крутой проект «Арт-Улан-Удэ: творчество и искусство», который подали в молодежную палату при горсовете. Его суть — развитие творческой молодежи. При всех кружках должны выделяться по несколько мест для талантливых ребят. Таким образом будет создаваться кадровый резерв и накапливаться профессиональный опыт. Ну а пока суд да дело, я продолжу учиться на социального юриста — один год остался. А когда потеплеет, хочу разгуливать в образе супергероя по улицам города и поднимать настроение людям.