МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

«Почти кино в семи главах» от Русского драмтеатра накрыло жителей Улан-Удэ с головой

«Почти кино в семи главах» от Русского драмтеатра накрыло жителей Улан-Удэ с головой

В Русском драматическом театре имени Бестужева состоялась первая премьера этого сезона. На суд публики был представлен новый спектакль «Наводнение» Сергея Левицкого на основе одноименного рассказа Евгения Замятина.

Фрагмент из спектакля «Наводнение». Фото: Александра Данилова.

Многие из тех, кто смотрели постановку, ожидали эпатажа и гротеска, привычного для улан-удэнского храма Мельпомены последние годы. А получили практически классику, буквально выворачивающую душу наизнанку своей злободневностью. В интимной истории, развернувшейся перед глазами, некоторые узнали самих себя и, возможно, нашли ответы на вопросы, главный из которых: «Где же грань между самоотверженностью и саморазрушением?».

Осторожно — спойлеры!

Театр традиционно начался с вешалки, а вот сюрпризы – непосредственно с зала, который расположился прямо на сцене. Такой подход обусловлен заявленным жанром. Вдохновившись арт-хаус-фильмами, создатель задумал спектакль «почти кино в семи главах». И захотел максимально достигнуть «киношного» эффекта, чтобы зрители могли отчетливо видеть малейшие изменения в настроении героев, сближаться с ними физически и душевно, воображать и домысливать мизансцены в своей голове.

И, надо признать, ему удалось. Во-первых, за счет декораций, придуманных самим Левицким и воссозданных вместе с командой. Уютная квартира с беспрестанно открывающимися и закрывающимися дверьми создает эффект присутствия и подглядывания за ее жильцами — семейной парой. Во-вторых, благодаря сюжету, основанному на известном произведении русского классика, но дополненному новыми персонажами, линиями и, безусловно, смыслами от улан-удэнского режиссера. Инсценировка превзошла оригинал по объему аж в три раза.

Тринадцать лет Софья и Трофим живут в браке, но до сих пор не имеют ребенка. И этот печальный факт омрачает их счастливое существование в маленьком мирке, состоящем из бесед и ужинов, быта и страсти. Болезненный нарыв вскрывает свекровь, которая приезжает в гости. Неосмотрительно брошенная фраза о невестке («У нее яма в животе!») выступает своеобразным катализатором супружеских отношений — и далеко не в лучшую сторону. С того момента муж постоянно раздражается, а жена совершенно отчаивается. И, в конце концов, предлагает взять на воспитание девочку-подростка — 13-летнюю Ганьку, оставшуюся сиротой, а он соглашается.

Постепенно внутри дружного семейства разыгрывается настоящая драма в духе набоковской «Лолиты». Повзрослевшая девушка и мужчина завязывают далеко не платонические отношения, за которыми наблюдает несчастная женщина. Она знает, что происходит за стенкой ночами, заламывает руки, рыдает в подушку, но хранит молчание — во имя семьи ли, любви ли, привычки ли — пожалуй, не знает и сама. Так проходит несколько месяцев, если не лет — временные промежутки здесь определить сложно. И вдруг происходит наводнение — эдакое очищение от скверны и затишье перед бурей. Трофим не бегает к Ганьке, а ночует возле Софьи и словно не принадлежит ни одной, ни другой, покуда стихийное бедствие у них пережидают соседи-беженцы — Йованка и Драган.

Но едва отступает «большая вода» и возвращается кошмарная реальность, события принимают дурной оборот. Обезумевшая супруга убивает соперницу топором, которым та колола дрова для камина, и прячет труп под забором, супруг же списывает ее исчезновение на побег. А через некоторое время наступает долгожданная беременность, и на свет появляется малышка. Перерождение? Остается лишь гадать. Но хэппи-энда точно не приходится ждать.

Несмотря на то, что действо требует внимания и вникания, однако два с лишним часа пролетают на едином дыхании. Чего стоят только спецэффекты — внезапно распахнувшееся окно, то тут, то там появляющийся призрак, падающие люстры, картины и штукатурка! Будто и впрямь смотришь психологический триллер с элементами хоррора. Камерность и напряженность, световое оформление и музыкальное сопровождение вводят в легкий гипноз и создают удивительную атмосферу.

Ганька (Елизавета Михайлова). Фото: Александра Данилова.

Фото: Александра Данилова.

Фото: Александра Данилова.

При этом театральность уступает место жизненности, а условное существование актера на сцене заменяется реальным — для более острого сопереживания действующим лицам, более глубокого врастания в их судьбы. Ведь семейная драма здесь переплетается с темами насилия и войны — маленькой внутренней как предтечи внешней большой, а также темой ответственности за мир — в своей душе и на всей планете. Катастрофа в личной жизни на фоне природного катаклизма и боевых действий становится катастрофой всего человечества.

И хотя отсутствуют указания на конкретную эпоху и отсылки к определенному периоду, легко проводятся параллели и с прошлым, и с настоящим, а, главное, с потаенным, сокровенным. Как женщина способна любить и терпеть? Когда она готова преступить запретную черту? И насколько должна уважать себя, чтобы не бороться за иллюзорное счастье, а развернуться на 180 градусов и тем самым спастись? Универсальное решение проблемы «Наводнение», возможно, и не подскажет, но пищу для размышлений однозначно предложит.

Работа над ролями и погружение в образы оказалось серьезным испытанием для артистов. По собственному признанию, в ходе репетиций они выходили то поплакать, то покурить, то успокоиться. Актриса Лиана Щетилина (Софья) подчеркивает: ее героиня — умная, красивая и интеллигентная женщина, масштабная личность не умеет ценить себя, позволяет втаптывать в грязь и умудряется упасть на дно. И мало кто застрахован от такого риска.

— Многие женщины испытали подобные чувства, были обмануты, брошены, обижены, и я — в том числе. Сыграть то, через что прошла сама, не так сложно, тяжело вспомнить пережитые эмоции и передать их. Когда впервые прочитала сценарий, подумала, будто посмотрела ток-шоу. Иногда нужно просто встать и уйти, а не доводить ситуацию до предела. Ведь война всегда зарождается внутри и затем вырывается наружу. И если ты поборешь гнев, боль, страх и злость, то победишь самого себя.

Народный артист Республики Бурятия Олег Петелин (Трофим) отмечает: весь спектакль — история о том, что люди хотят любить и быть любимыми, порой — любыми способами. Не исключение — и его герой, чьи чувства к юной девушке — и оправдание нечестного отношения к своей супруге, и спасение от столь страшного явления, как война.

— Когда мы начали репетировать, Сергей Александрович попросил не мыслить категориями «черное-белое» и не делить поступки на плохие и хорошие, а принимать их как данность. Поэтому я адекватно воспринимаю своего персонажа и не считаю подлецом. Он понимает всю несуразность положения, даже испытывает чувство стыда, однако отстаивает право на любовь, сбыться которой, увы, не суждено.

(Возрастной ценз 18+).

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах