МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Успеть записать: в Бурятии уходят носители сказок, улигеров, песнопений и заклинаний

В Народном Хурале поддержали проект по сохранению нематериального культурного наследия

На минувшей неделе совет Народного Хурала заслушал информацию правительства Бурятии «О сохранении нематериального культурного наследия Бурятии» и дал предварительное согласие на финансирование из республиканской казны создания реестра объектов нематериального культурного наследия.

Фото: МК в Бурятии

Цена вопроса небольшая — 1 млн 275 тыс. рублей на 2022 год, а значимость предстоящей работы ученых и специалистов переоценить невозможно.

Речь идет фактически о сохранении всего нематериального из богатой культуры народов Бурятии, уже хранящегося в научных фондах на старых магнитофонных записях и в свитках, и все, что еще предстоит найти в экспедициях «в народ». По словам докладчика, министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой, культурное наследие, в том числе духовный и эстетический опыт народов Бурятии, — главное богатство нашей республики. Проблема сохранения накопленного столетиями нематериального культурного наследия сегодня особо актуальна.

— Формы нематериального наследия, как песни, сказки, музыка, танцы, обычаи и традиции находятся под угрозой исчезновения, так же как уходят из жизни старейшие и уникальные носители этих традиций. Важная задача общества заключается в том, чтобы сохранить, развивать и передать эти ценности последующим поколениям.

К началу 2009 года 103 государства мира присоединились к конвенции по сохранению нематериального культурного наследия. Несмотря на то, что Российская Федерация не ратифицировала конвенцию, в 2008 году в репрезентативный список нематериального культурного наследия занесены два объекта из России: культурное пространство и устная культура семейских и якутский героический эпос Олонхо.

Министр привела пример. В центре хранения древних рукописей ИМБиТ СО РАН удалось перевести со старомонгольского на бурятский и русский языки 8 бурятских летописей, которые будут изданы в антологии в 2022 году. Но там, в хранилище, остается еще огромное количество уникальных памятников культуры, содержание которых, по ее словам, «мы не узнаем, пока не переведем».

Есть в ИМБиТ СО РАН и фонотека, формирующаяся с конца 50-х годов прошлого века, с записями носителей культуры — песнопения, сказки, улигеры, ритуальные шаманские заклинания, — такие образцы устного творчества бурятского народа, которые в наше время можно услышать только там и больше нигде.

— Магнитофонные пленки могут рассыпаться и все это будет безвозвратно утрачено. Все, что бережно собиралось и сохранялось учеными, нужно собрать для последующих поколений за счет создания реестра, цифровизации объектов нематериального культурного наследия и открытия сайта — электронного каталога. На проведение этого комплекса мероприятий нам нужно финансирование — 1 млн 275 тыс. рублей, чтобы начать формировать и пополнять объекты культурного нематериального наследия.

По словам ведущего научного сотрудника ИМБиТ СО РАН Лидии Дашиевой, в фонотеке института собраны результаты экспедиций, проведенных учеными, исследователями, энтузиастами с 1958-го по 1990 годы во всех районах «большой» Бурятии, в 9 районах Иркутской области и 6 — Забайкальского края. Вся эта духовная драгоценность уместилась на 753 магнитофонных пленках, из которых на сегодня оцифровано (читай — сохранено) 279, что составляет около 3 тысяч фоноединиц (сказок, улигеров, песен, заговоров, легенд, мифов, поэтических народных произведений и прочих малых жанров устного творчества). Лидия Дашиева подчеркнула, что некоторые улигеры, хранящиеся на пленках, в живом воплощении практически уже не существуют.

— В этом направлении деятельности важно не упустить время, — соглашается с ней Соелма Дагаева. — Знатоки и носители культуры — все почтенного возраста, поэтому к фиксации их знаний мы привлекаем районных методистов, чтобы успеть записать на аудио- и видеоносители материалы от информаторов.

Одним из таких ярких информаторов была народная артистка Китая Анандын Нумаа, умершая в 2021 году в возрасте 79 лет — этническая бурятка, певица, собиратель, знаток музыкального фольклора бурят. Всю свою жизнь, вплоть до эмиграции в Россию в 1990-х годах, она собирала, записывала во Внутренней Монголии Китая песни своего народа. Ею были записаны более 1000 народных напевов, можно смело сказать, что ей удалось зафиксировать и сохранить интонационный фонд хори-бурят. Вклад Анандын Айлтагуйн Нумаа в сохранение нематериального культурного наследия бурятского народа неоценим.

Добавим, что собранные ею песни были четыре раза изданы в Китае. В Бурятии сборники бурятских народных песен «Буряад-монгол арадай дуунууд», составителем которых была Анандын Нумаа, опубликованы в 2003-м и 2018 годах. К сожалению, из-за ее преждевременной кончины не удалось продолжить работу по расшифровке и изданию песен.

Ведущий научный сотрудник ИМБиТ СО РАН Светлана Бураева, специализирующаяся на изучении и сохранении народных и культурных традиций старообрядцев Бурятии, тоже отметила, что все знания об устном и письменном творчестве семейских — это заслуга научных экспедиций, начавшихся с конца 50-х годов XX века.

— До конца 90-х годов шла системная работа, основа была заложена тогда, — рассказывает Светлана Бураева. — С 2013 года, после реформы академии наук, финансирование было прекращено, остались только «точечные» проекты. Поэтому и ученых в поле с тех пор почти не видно. По «точечному» проекту приедут, сделают и уедут. А мониторинга, как в старые времена, нет. Наша задача — возродить комплексный мониторинг и сделать эту работу системной. Именно та многолетняя работа позволила собрать культурное наследие старообрядцев в справочные и научные издания, которые теперь ушли в массы.

Светлана Бураева пояснила, что творчество семейских, включая литературное, становится частью культуры современных детей через образовательные программы по цепочке — от детского садика до вуза, что, по словам ученого, дает здоровую долю традиционализма в клиповое сознание подрастающего поколения.

— Наша Бурятия в этом на передовых позициях. Все, кто приезжают сюда, нам завидуют, потому что у нас вкладываются в то, что у нас есть, в самое лучшее и уникальное — в нашу культуру и в то, чтобы сохранить и передать ее потомкам.

Период, после которого «работа в поле» перестала быть системной, Светлана Бураева назвала черной ямой, когда многие, кто знал и хотел передать знания, уже ушли, а те, кому можно было их передать, еще не появились.

— Кто мог бы, тот ушел, кто хотел бы, еще не пришел. Сейчас появляются люди, которые хотели бы это подхватить. И нам следует возродить систему. И если есть возможность усилить эту деятельность, давайте это сделаем сейчас, — отметила Светлана Бураева.

Совет Народного Хурала поддержал идею министерства вести электронный реестр нематериального культурного наследия. В эту сумму — 1 млн 275 тыс. рублей — входят в 2022 году расходы не только на создание сайта и электронного каталога объектов, но и на проведение восьми фольклорных экспедиций в районы Бурятии и оплату услуг экспертов.

— Мы закладываем оплату услуг экспертов-фольклористов, чтобы доказать, что это объект нематериального культурного наследия, что это ценно, что именно это надо сохранить, а не что-то другое.

Соелма Дагаева подчеркнула, что в действительности средств требуется больше. Например, в БНЦ есть старый советский магнитофон, с которого записи с «бобин» переводят на цифру. В институте посчитали, во сколько бы им обошлась покупка современного оборудования. Получилось 5 миллионов рублей до известных событий вокруг Украины. Сейчас цены изменились, а потому и вопрос пока пришлось отложить в долгий ящик, говорит министр.

С другой стороны, когда еще вкладываться в наше наследие, если не в нынешнем и во многом символичном 2022 году, объявленном президентом страны Владимиром Путиным Годом культурного наследия народов России?

 

Владимир Павлов, председатель Народного Хурала РБ:

— Без развития и сохранения бурятского языка невозможно развитие культуры и выполнение тех задач, которые мы рассматриваем сейчас. Есть проблема древнерусского языка, на котором говорят старообрядцы, еще меньше становится тех, кто им владеет, и мы об этом почти не говорим, но ученые это знают прекрасно. Если не будут сохранены язык, письменность, некому будет овладевать и читать первоисточники. Нам только и останется, что все это созерцать в музеях. Поэтому собирание и сохранение культурного наследия дает в целом перспективу развития культуры бурят и других народов. Наша с вами задача — очень серьезное внимание на это обратить.

Иринчей Матханов, депутат НХ РБ:

— Именно в сложные для Отечества времена надо заниматься культурой. Это основа основ для будущего народов России.

Сергей Дорош,

заместитель председателя комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям НХ РБ:

— Задача общества — грамотно распорядиться этим сокровищем, сохранить для будущих поколений. Без сохранения культурного наследия невозможно сохранить единство нации, воспитать патриота своей страны, сформировать чувство уважения к обычаям других народов.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах