Драматические актеры летают под куполом и жонглируют, как в цирке, танцуют неоклассику и встают на пуанты, как артисты балета, и даже исполняют перформанс в мокром песке. По словам худрука, автора и режиссера постановки Олега Юмова, такого спектакля в репертуаре Буряад театра еще не было. Труппа показала себя с новой, неожиданной стороны. Подготовка шла полгода, о премьерном спектакле и о том, что думает о постановке сам Даши Намдаков, в статье «МК в Бурятии».
10 лет мечтал об этом
Идея постановки по скульптурам великого мастера Даши Намдакова у Олега Юмова возникла более 10 лет назад и успела превратиться в мечту. Режиссер даже получил согласие от маэстро, но реализовать удалось только сейчас, на сцене Бурятского драматического театра:
— Этот спектакль лежал в моем режиссерском «портфеле», то есть в числе работ, которые я мечтаю сделать, 10 лет. Я даже уже мечтать перестал, что когда-то получится. Но в этом году мы выиграли грант президентского фонда культуры инициатив и осуществили постановку. Полгода весь театр жил этим спектаклем. Мы даже жанр до конца определить не можем. Назвали условно пластический спектакль. Там есть современный танец, классика, вокал. Наши артисты показали себя как «универсальные солдаты», которые могут все, — рассказывает Олег Юмов.
Бутафоры театра создали 8 копий скульптур Даши Намдакова, которые используются как оформление сцены. Для художника-постановщика Сэсэг Дондоковой это не первый опыт работы со знаменитым мастером. В 2023 году они уже сотрудничали при постановке оперы Баира Дондокова «Эреэхэн» в Бурятском театре оперы и балета.
— На этот раз совсем другая история, все-таки это пластический спектакль. Здесь необходимо было очень хорошие образы собрать. Мы сделали 8 масштабных скульптур, плюс костюмы и маски для отдельных композиций и номеров. Было сложно, на самом деле для такого объема работы сроки короткие. Интересно, что скажет сам Дашинима Бальжанович, очень волнуюсь, — поделилась Сэсэг Дондокова.
Музыку за полтора месяца написала Сарантуя Жалцанова-Дмитриева, известная как композитор рок-мюзикла «Бальжан Хатан» (6+) в Бурятском театре оперы и балета. Для нее возможность прикоснуться к искусству Даши Намдакова также стало настоящим исполнением мечты и неким откровением. Она создала целое музыкальное полотно с этническими напевами и электронным звучанием.
— Очень интересная работа, непростая. Я работала над тем, чтобы никого не подвести. Конечно, я фанат работ Даши Намдакова. Здесь имя такое, хочется сделать все действительно достойно. Это большая ответственность. Я подумала, что академическая музыка не очень подойдет. Народной музыки много в Бурятии, так скажем, и я не народница. Электронная музыка — это другой мир, а скульптуры Даши Намдакова — это что-то нереальное. Поэтому я услышала такие звуки, — отметила композитор.
За хореографию отвечала руководитель театра танца «Капуччино» Дарья Русина. Она вплела в постановку элементы современной хореографии и классического танца.
— У нас были тренажи, занятия каждый день. Где-то три месяца усиленных тренировок и репетиций. Много слез и страданий, но мы это сделали. Артисты молодцы, я ими горжусь и люблю их. В спектакле приняли участие актеры театра, артистка из театра «Капуччино» Анна Халаева и студенты хореографического отделения колледжа искусств, — говорит Дарья Русина.
В первом отделении публика видит 13 скульптур, помимо тех, что участвуют в оформлении сцены, представленных пластическим языком. Второе отделение более компактное. Это тридцатиминутный перформанс, который отображает современное искусство.
Спектакль получился нестандартный и непривычный для бурятского зрителя. Каждую историю создатели предлагают увидеть, как мираж в степи, а дальше уже додумать или помечтать. Как такового либретто у спектакля нет. Объединяющим персонажем выступает Степь в исполнении народной артистки Бурятии Надежды Мунконовой.
— Это бессюжетная история, с одной стороны. У нас получилась некая номерная структура. Но мы говорим про спектакль, и поэтому должна быть какая-то основная идея. Все истории рассказаны Степью. Степь на самом деле имеет огромное значение в творчестве Даши Намдакова и бурят. И это, наверное, наша попытка связать все воедино в спектакле. Словно эти образы были рождены вселенной, самой степью. А степь, она разная, как и сам человек, — рассказывает актриса.
Телевизор на голове, танцы на пуантах и жонглирование
Либреттистами и соавторами спектакля фактически выступили сами артисты. Каждый из них сам выбирал скульптуру и придумывал сюжет, подбирал, стихи, песни. Во время подготовки актеры смогли задать свои вопросы мастеру на личной встрече с Даши Намдаковым.
— Искусство Даши Намдакова возбуждает творческое начало. И мне, как художественному руководителю, как режиссеру, захотелось, чтобы его творчество проникло в наше. Его работы возбуждают какие-то эмоции и побуждают художника написать картину, композитора написать музыку, хореографа что-то станцевать, — говорит Олег Юмов.
Постановщики поставили перед артистами разные задачи. К примеру, Арюна Цыденова специально для спектакля училась жонглировать с артистом цирка, а народная артистка Бурятии Дарима Лубсанова читала свой монолог и пела, паря в воздухе на огромной рыбе, изображая скульптуру «Русалка».
— Я впервые в подвешенном состоянии выступала. Было страшно вначале. Мне просто сказали: «Надо сделать». Надо — так надо. За несколько репетиций приноровилась. Хорошая физическая подготовка, то, как мы занимались, помогли, конечно. Я вспомнила студенчество. Я, наверное, лет 20 так не двигалась, как сейчас. Нам сказали: «Все, давайте на шпагат». И нас всех на шпагат посадили, — рассказывает Дарима Лубсанова.
По словам артистов, ежедневная изнурительная физическая подготовка дала свои плоды. К примеру, Ольга Ранжилова и вовсе встала на пуанты. Это не первый ее опыт, но «попотеть» пришлось изрядно.
— Я выбрала скульптуру «Амазонки». Захотелось усложнить себе задачу. Я поду-мала: «А смогу ли я?». Захотелось сложную хореографию исполнить. Я давно мечтала станцевать с профессиональным артистом, и вот Дарья Русина предложила попробовать с Анной Халаевой из театра «Капуччино». Я уже вставала на пуанты в другом спектакле. Конечно, это сложно. Мне повезло, что у меня подходящие данные, но люди всю жизнь этому учатся. А тут за два месяца мы номер сделали, — вспоминает заслуженная артистка республики Ольга Ранжилова.
Актриса Номин Цыренжапова и вовсе выходит на сцену с самым настоящим телевизором на голове. С такой конструкцией тяжело дышать, признается артистка, не то, чтобы танцевать и активно двигаться. А звез-да фильма «9 секунд» Бато Шойнжонов говорит, что это первый в его творческой карьере спектакль, где актер не говорит ни слова. Он всегда мечтал исполнить парный танец с профессиональной танцовщицей, и ему это удалось, в том числе выполнить сложные поддержки.
— Мы фантазировали: если оживет скульптура, что будет? До этой позировки какая жизнь у нее была и что привело именно к этому состоянию? Этот спектакль, мне кажется, про дух, про то, что происходит в голове у каждого, кто смотрит на скульптуру. У любого человека возникают какие-то фантазии и мысли. Мы попытались это все показать с актерской точки зрения и сделать в движении, — рассказывает заслуженный артист Бурятии Чимит Дондоков.
Дотянуться до гения: что думает Даши Намдаков
В новой постановке «Степные миражи DASHI» очень много любви: любви в сюжетах номеров, любви к искусству Даши Намдакова, любви как источника великого таланта. Многие зрители в хорошем смысле шокированы. Две дамы, судя по всему учителя, шепчутся между собой в антракте:
— Юмов — молодец, не боится экспериментировать. Неожиданно.
Пожалуй, главный зритель Даши Намдаков посмотрел постановку во второй премьерный день. Увиденным он остался очень доволен. Для мастера важно, что его искусство вдохновило столько талантливых людей создать что-то новое:
— Сначала я напрягся, потому не знал, чего ожидать. Я считаю, что очень круто получилось. Все классно: тексты на бурятском и на русском языках, музыка, художники сработали, бутафоры, балетмейстер, артисты сыграли. Это совокупность разных видов искусства, и получилось единое произведение. Очень круто, я поздравляю. Когда вторая часть спектакля началась, я думал: «Что дальше-то может быть?». Увидел современное искусство, это вообще круто. Я очень рад, что мои скульптуры вдохновили. Искусство, оно должно вдохновлять в любом случае. И оно вдохновило других художников. Так всегда работает искусство, потому что на пустом месте ничего не бывает. Всегда опираешься на что-то, и таким образом, как, например, сейчас, мы видим, что получился очень удачный эксперимент, — поделился Даши Намдаков.
Он также отметил, что хотел бы, чтобы театр привез этот спектакль и показал его в ленд-арт парке «Тужи» на открытом воздухе. Особо маэстро поблагодарил за название «Степные миражи DASHI», которое, по его мнению, очень точно раскрыто артистами.
— Мираж — это природное явление, которое мне очень нравится. Это некий экран. В этих миражах каждый человек видит только свое. Не может возникнуть что-то общее для какой-то группы или сообщества, для какой-то компании. И то, что человек увидит, зависит от его глубины, от опыта жизненного. Поэтому миражи — очень такое творческое слово, возбуждающее мысль. Мы поместили зрителей в миражи, а там каждый увидит свое, — подытожил автор и режиссер-постановщик спектакля Олег Юмов.