МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Правда и мифы о бурятской прародине

Откуда взялась легенда о «Наян-Наваа» в Месопотамии и чем она может быть опасна

Фото: сгенерировано ИИ Алиса

Баргуджин-Тукум, или, по-современному, Прибайкалье и Забайкалье — это территория этнической Бурятии, которая с российских времен является неотъемлемой частью Евразийского континента.

В разные исторические периоды на территории Восточной Сибири и Забайкалья существовали могущественные кочевые империи: государства гуннов, аваров, киданей. Позднее здесь возникло Великое монгольское государство — «Их Монгол улс». Именно оно стало основой для формирования крупнейших держав мира — России, Китая и Индии.

Современный российский философ Александр Дугин предлагает новый взгляд на русскую историю. Он призывает рассматривать Чингисхана не только как основателя Монгольской империи, но и как родоначальника Российской империи. Это революционный подход к переосмыслению исторического наследия.

Буряты, как прямые потомки и наследники Чингисхана, продолжают традиции воинской доблести, в том числе в современных условиях. По мнению Александра Дугина, история России делится на два периода: до Чингисхана и после него. «Русские до Чингисхана были периферией Византии и Европы. Русские после Чингисхана стали оплотом Вселенской империи», — отмечает философ.

Чингисхан принес не только влияние с Востока, но и освободил от западного господства. Он научил побеждать и бороться. От него мы унаследовали дух победителя, умноженный на просторы сакральных земель. Чингисхану мы обязаны многим.

Сегодняшняя сила России напрямую зависит от единства ее народов.

Буряты как народность сформировались из различных этнических монгольских племен, смешавшись с тюркскими, тунгусскими, самодийскими и другими народами.

Однако в последнее время в СМИ все чаще появляются воспоминания некоторых бурятских авторов о якобы существовавшей территории или государстве под названием «Наян-Наваа» — предполагаемой прародине хоринских бурят. Они утверждают, что буряты воспевали эту землю в лирических песнях на протяжении тысячелетий.

По нашему мнению, подобные утверждения не имеют под собой оснований. Родина целого народа — это понятие серьезное, и буряты сегодня живут на своей исторической родине. Искусственно навязываемая ностальгия по далеким землям носит провокационный характер, особенно для современных бурят-россиян.

Упоминаемое «Наян-Наваа», вероятно, относится к территории Междуречья — Месопотамии, где располагались древние государства Вавилонии и Ассирии.

Фото: сгенерировано ИИ Алиса

Действительно, в период монгольской экспансии XIII века монгольские войска под предводительством Чингисхана и его потомков совершали завоевательные походы на юго-запад Азии, включая территории Ирана, Месопотамии и Западной Азии. В этих походах участвовали крупные монгольские племена: хонгираты, кереиты, хатагины, аргуны, мангиты, тайчжиуты, джалаиры, бесуты, сальжиуты и другие. Однако впоследствии эти племена ассимилировались с местными народами и исчезли как отдельные этнические группы.

Согласно историческим данным, при разделе владений Чингисхана между сыновьями Забайкалье и Северо-Восточная Монголия отошли младшему сыну Толую. В середине XIII века его сыновья Мункэ-хан и Хулагу направили 30-тысячное войско под командованием Хулагу для завоевания территорий Ирана, Багдада и Западной Азии.

Версия о том, что в составе этого войска находились предки хори-бурят, которые якобы правили этими территориями в XIII-XIV веках, не находит достоверного подтверждения в исторических источниках.

Для заселения они избрали верхнемесопотамскую провинцию Наян-Наваа — предгорную возвышенность с обширными пастбищами по берегам рек Евфрата, Тигра и его притоков Большого Заба и Малого Заба (в бурятских преданиях упоминается также Заян-Заба). Интересно, что и в современном Северном Ираке обнаруживается немало топонимов, перекликающихся с упоминаемыми в бурятских преданиях.

В период расцвета своей власти Хулагу-хан создал здесь государство Хулагуидов (1256-1353 гг.), противопоставив себя Джучидам из Золотой Орды. Позднее его признал Хубилай-хан. Однако впоследствии потомков Чингисхана захлестнула волна междоусобиц, и в Центральной Азии наступил период раздора, разбоя и насилия.

Достоверной документальной информации о жизни хори-туматов в государстве Хулагуидов на сегодняшний день не существует. Поэтому все версии о их походах, на наш взгляд, недостаточно обоснованы.

Во второй половине XIV века династия Хулагуидов пала. Иран и Месопотамия были завоеваны правителем Самарканда Тимуром, монголом из племени барлас. Предположительно, бегство хори-туматов из провинции Наян-Наваа произошло после этого разгрома. Уцелевшим предкам хори-туматов пришлось возвращаться обратно, не достигнув своих целей.

Согласно версии Ц.Доржина, предкам хори-бурят, которые некогда отправились покорять народы Юго-Западной Азии, пришлось с большими трудностями и потерями преодолевать Памиро-Тянь-Шаньское нагорье и обходить пустыню Такла-Макан. По мнению исследователя, им пришлось долгое время выживать на северо-востоке Тибета и в районе Кукунора в XVI веке.

Согласно одной из версий, лишь в конце XVI — начале XVII веков хори-туматы достигли Северо-Восточной Азии и берегов Байкала. По существующему преданию, они первоначально обосновались в верховьях реки Лены (Зулхэ), затем через остров Ольхон перебрались в Забайкалье — на свои исторические земли. Можно предположить, что какая-то часть хори-туматов продолжала жить вдоль рек Уды, Ингоды и Онона, поскольку эти земли не могли оставаться пустынными на протяжении столетий.

В последнее время, с начала СВО на Украине, отдельные псевдодемократические деятели в нашей республике активно распространяли легенды о благодатной прародине бурят Наян-Наваа, призывая к возвращению на эти земли. В интернете раздавались призывы к бегству, упоминались предсказания Молон бакши и улигершина Варнашхи о переселении бурят. Подобные действия, направленные на поиск родины вне этнической Бурятии и России и создание панических настроений в период проведения специальной военной операции, должны получать соответствующую правовую оценку.

В заключение хотелось бы обратиться к современникам, особенно к молодому поколению. Не стоит чрезмерно увлекаться ностальгией по так называемой «сказочной прародине Наян-Наваа». Нашим современникам следует помнить, что историческая родина хоринцев, как и всех этнических бурят, — это земли Сибири, простирающиеся от Байкала до Енисея и Амура. Именно здесь наши предки жили и кочевали со времен скифов и хуннской империи.

Буряты и монголы — одни из древнейших народов мира. Самые ранние предки наших народов — это население эпохи бронзы, чьи захоронения в виде плиточных могил встречаются как в Бурятии, так и в Монголии.

Согласно археологическим данным, на следующем этапе развития наши предки были частью скифских племен. Это был период перехода от бронзового к железному веку в степной полосе Евразии — от Северного Причерноморья и части Северного Кавказа до Алтая и Байкала.

Письменные источники свидетельствуют, что древними предками бурят были хунну. В период с конца III века до н.э. до конца I века н.э. они создали мощное объединение племен в Центральной Азии — от Забайкалья до Саяна, Китая и Тибета, от Хингана до Алтая. На всей этой территории обнаружены археологические памятники хунну. Интересно, что в бурятском языке слово «хун» означает «человек».

В хуннском союзе впервые объединились разноэтнические племена — протомонгольские, протюркские, прототунгусские и протоиранские. Все они были приобщены к единой государственной культуре, что подтверждается археологическими находками.

Хуннская держава стала прообразом всех последующих государственных образований. Ее наследниками были: сяньбийцы, жужани, тюркуты, уйгуры, кидани, монголы, буряты. Эти народы сменяли друг друга на протяжении тысячелетий вплоть до вхождения бурят в состав Российского государства в 1659 году. Официальное признание произошло в 1703 году, когда бурятская делегация была принята Петром I в Москве.

Часто возникает вопрос о тюркских корнях многих бурятских фамилий и их сходстве с фамилиями кавказских народов. Это объясняется тем, что буряты, как и многие народы мира, с древних времен придерживались закона экзогамии — брали жен из других родов, в том числе из тюркоязычных племен. Именно этим объясняется появление таких фамилий, как Басаевы, Айдаевы, Баймеевы, Калмыковы, Гантимуровы, Хантаевы, Базаровы, Асалхановы, Будаевы, Шадаевы, Багаевы, Дамбаевы и другие.

Фото: сгенерировано ИИ Алиса

Современный этнический состав бурят характеризуется значительным смешением кровей. Найти чистокровного представителя отдельной этнической группы, например, хори-бурята или хонгодора, практически невозможно.

Особого внимания заслуживает киданьский период (916-1125 гг.), во время которого произошли значительные исторические события: активное переселение монголоязычных этнических групп с востока на запад, монголизация обширных территорий Центральной Азии и окончательное падение политического господства тюрков в этом регионе.

В тот период Прибайкалье и Приангарье были заселены преимущественно монголоязычными киданьскими переселенцами. Следы их пребывания сохранились в виде остатков поселений и земледельческих угодий, которые позднейшие буряты называли «Хитаани хуури» и «Хитани газар» (киданьские усадьбы, земли и пашни).

В первой половине XX века в долине реки Обусы и на прилегающих территориях Осинского района Иркутской области проводились археологические исследования. Местный житель улуса Хойто-Моло Готольского рода Архип Балдунников, не обладая должной профессиональной подготовкой, ошибочно идентифицировал киданьские городища и фортификационные сооружения как китайские.

В своих публикациях он утверждал, что китайцы жили в IX-XII веках на территории современных Аларского, Нукутского, Боханского и Осинского районов. По его версии, они переселились на юг с появлением белой березы, что, согласно легенде, считалось предзнаменованием прихода «белых людей» и покорения «белым царем».

Балдунников указывал на сохранившиеся исторические оборонительные укрепления в виде канав, которые можно было найти в Унгинском хошуне Аларского аймака, в Боханском аймаке (Кахинском, Янгутском, Бильчирском хошунах), на горе Удагтае (в 3-4 км к северу от улуса Бильчир), на Хайгинской горе, по реке Обусе (примерно в 20 км от улуса Бильчир), в самом Бильчире около Шанайских летников, в улусе Янгут на горе «Юнгухи хушуун дэр».

Эти материалы были опубликованы в трудах Государственного института языка, литературы и истории (ГИЯЛИ). К сожалению, подобные исследования привели к международным осложнениям: на их основе китайские власти выдвинули территориальные претензии к Прибайкалью, Забайкалью и Дальнему Востоку.

Для опровержения необоснованных притязаний пришлось привлечь ученых- историков, археологов и монголоведов, которые доказали принадлежность киданьских городищ предкам бурят-монголов.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах