МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Два состава, итальянский язык и живая собака: чем удивила «Богема» в Бурятском оперном

Событием осени 2025 года в культурной жизни Бурятии назвали постановку оперы «Богема» итальянского композитора Джакомо Пуччини (1858-1924) в 86-ом сезоне Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц.Цыдынжапова.

Автор фото: Дарья Шатова

У Бурятского оперного театра два состава вокалистов, что становится достоинством театра и достоянием республики. Не каждый театр с историей, и даже большие театры могут позволить поставить в своем репертуаре эту оперу из-за сложнейших вокальных партий и необходимости большого количества поющих артистов.

Исполнение оперы в Бурятском оперном театре на итальянском языке стало особым шиком. На сцене итальянский язык звучал колоритно, вливаясь в хор БГАТОиБ и игру симфонического оркестра.

С итальянским языком, его музыкальным произношением с артистами театра работал концертмейстер из Михайловского театра. В спектакле задействовано огромное количество специалистов. Учитывая то, что последняя премьера в театре состоялась в сентябре, новая постановка была создана быстро, благодаря слаженной творческой команде.

Для постановки оперы пригласили режиссера с грузинскими корнями из Санкт-Петербурга Аркадия Давидовича Гевондова, потому как Санкт-Петербург и Улан-Удэ связывает одна школа. Художником по свету работал обладатель «Золотой маски» Ильдар Бедердинов из московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Главный художник оперного театра Алексей Валерьевич Амбаев создал уникальные декорации для мультимедийных историй. Художник по костюмам Татьяна Тышкенова разработала специальные костюмы, которые позволяют артистам демонстрировать красоту, изящество ролей. В опере много интересных технических приемов с использованием различной бутафорий.

Автор фото: Дарья Шатова

Привлечена в спектакле даже собака - режиссерский ход в третьем акте для придания атмосфере еще больше мрачной тревожности.

«Зрители любят такое новенькое и надо зрителей удивлять. Собака в эпизоде кинологическая, сама по себе добрая, большая и зовут ее Симби», - рассказал журналистам на пресс-подходе режиссер «Богемы» Аркадий Гевондов.

Перед премьерой зрителей пригласили для знакомства с закулисьем и репетициями, затем прошел закрытый показ с приглашением СМИ и с участием режиссера-постановщика Аркадия Гевондова, дирижера-постановщика Валентина Богданова, министра культуры Республики Бурятия Соелмы Дагаевой, директора Бурятского оперного театра оперы и балета Дмитрия Дылыкова.

Опера «Богема» в мире считается сложным спектаклем, где, кроме вокального пения, требуется много актерской игры, движений, быстрых переходов из одного действия в другое.

- «Богема» — это музыкальная история о молодых людях, о любви и взрослении. Герои, взрослея, начинают понимать, что хорошо, а что плохо, что лучше и как поступить правильно, ведь жизнь — это опыт, который приходит со временем. Пуччини сумел рассказать эту историю с помощью музыки и нот. Мы постараемся его не подвести. На основе романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» Пуччини создал музыку и всю свою уникальную композиционную структуру. В опере всё работает как часы, и этот часовой механизм должен собраться воедино — чтобы часы пошли. Все ждут того момента, когда всё заработает. Создаётся своего рода ребус: в нужный момент прозвучит «бом», в нужный — начнётся тиканье, и даже сработает будильник, возвещающий антракт.

У Бурятского оперного театра невероятно высокий потенциал, есть все ресурсы — постановочные, организационные, производство отлажено, и мы получили большое удовольствие от работы. Надеемся, что наше прочтение будет понятным и близким зрителям, — говорит Аркадий Гевондов.

Режиссер подчеркнул, что настоящей находкой в Бурятском театре стало то, что главные роли исполняют молодые артисты — ровесники своих героев. В то время как на других сценах эти сложнейшие партии часто достаются зрелым исполнителям, здесь молодым вокалистам удалось передать дух своих персонажей — амбициозных, полных жизни молодых людей из мира богемы, их чувства и веру в то, что весь мир непременно окажется у их ног.

- Не каждый молодой вокалист способен справиться с арией Рудольфа, — отметил Аркадий Гевондов. — Здесь и технически трудные ноты, которые не всякий тенор или баритон возьмёт, и серьёзные актёрские задачи. Часто в театрах именно из-за сложности партий в "Богеме" поют уже взрослые, опытные артисты. Поэтому особенно ценно, что в Бурятском театре молодые исполнители не только справляются с материалом, но и делают его живым. Когда молодые играют молодых, зритель верит с первой минуты. Двадцатилетний артист — это и есть Рудольф. Здесь вступает в силу принцип "веризма", правды: любовь, сыгранная молодым человеком, несёт особую энергетику — это не просто "настоящие дрова" на сцене, это искренность, которой невозможно добиться только реквизитом.

"Богема" — одна из самых популярных и в то же время сложных опер, — добавил директор театра Дмитрий Дылыков. — Она построена на непрерывном ансамблиевом взаимодействии, на диалогах персонажей, и это требует от артистов особой слаженности и актёрской чуткости».

На премьерном показе зрителей покорили голоса исполнителей: бархатные, глубокие мужские тембры и сильные, выразительные женские голоса. Опера, длившаяся два с половиной часа, не оставила ощущения затянутости. Даже неискушённый зритель смог проникнуться атмосферой парижского Латинского квартала, где живут главные герои — поэт, художник, философ и музыкант. Наслаждаясь мелодичностью итальянского языка, публика могла следить за сюжетом не только по программке, но и с помощью электронного табло с синхронным переводом, размещённого над сценой. В спектакле ярко и пронзительно переданы сцены бедности, голода, холода, безысходности и... надежды. Мелодичная музыка, поэтический перевод и мощные вокальные партии оставили сильное впечатление. Как заметил режиссёр, каждая премьера, как и сам спектакль, — это всегда проверка на зрителях, живой диалог со сценой.

В спектакле опере главные роли исполняют лауреат Госпремии Бурятии Батчимэг Самбуу (Мими), лауреаты международных конкурсов Жамсо Бамбагаев (Рудольф), Надмит Надмитов (Марсель), Дина Санданова (Мюзетта), Максим Санкиров (Колле), заслуженный артист Бурятии Галсан Ванданов (Шонар).

Мировая премьера «Богемы» - оперы в четырех картинах состоялась в 1896 году в театре «Реджо» в Турине (Италия).

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах