Сам факт обращения театра к творчеству итальянских композиторов свидетельствует о высоком уровне музыкального и вокального мастерства коллектива. В России, как и во многих театрах мира, стало традицией исполнять итальянскую оперу на языке оригинала, что требует от певцов владения техникой «бельканто» — виртуозного и красивого пения. Это искусство, вершинами которого были Энрико Карузо, Мария Каллас, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Рената Тебальди, Леонид Собинов и Антонина Нежданова, сегодня можно услышать благодаря мировым медиапространствам.
«Богема» — одна из самых популярных опер Пуччини. В репертуаре Бурятского театра десятилетиями ставились его «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан»), а к «Турандот» коллектив обращался в разные периоды. Стоит отметить, что ведущая певица театра Ольга Жигмитова сегодня блестяще исполняет партию Турандот на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми, получая высокие оценки столичных музыковедов и критиков.
Премьерные показы «Богемы» продемонстрировали огромный интерес бурятской публики к творчеству Пуччини. Трогательная история подлинной любви всегда находит отклик у зрителей любого поколения, вне зависимости от времени и обстоятельств. Уже с первой сцены спектакля слушатели погружаются в мир мужских оперных голосов. Стало очевидно, что солисты, максимально раскрывая свои вокальные возможности, создавали в ансамбле разнообразную и богатую палитру звучания, передавая тёплую и уютную атмосферу богемной жизни — мира дружбы, творчества, нужды и бедности.
Вся опера пронизана одним событием — зарождающимся чувством любви между поэтом Рудольфом и швеёй Мими. Самая проникновенная сцена их знакомства и признания была представлена исполнителями на двух премьерных показах по-разному.
На первом показе (28 ноября) партию Рудольфа исполнял Мэргэн Санданов. Используя возможности своего голоса и богатый сценический опыт, он уверенно вёл роль, тонко осмысляя все нюансы деликатного и внимательного отношения к героине. Опера Пуччини рассчитана на сильный актёрский ансамбль, где природа голоса и уровень вокальной подготовки служат лишь инструментом для раскрытия образа.
Партию Мими на этом показе исполняла заслуженная артистка РФ Билигма Ринчинова. Певица с большим сценическим стажем создала нежный и трогательный образ, мастерски преодолевая сложности своей вокальной партии.
На втором показе (29 ноября) образ Мими в исполнении Батчимэг Самбу предстал цельным и гармоничным. Певице удалось соединить природную красоту голоса с итальянскими интонациями, глубиной проникновения в образ, грамотным сценическим поведением и женской харизмой. Божественное звучание её голоса, лёгкое и свободное, со всеми элементами итальянской школы, наполнило образ Мими лучезарным светом, внутренней глубиной любви и трагической безысходностью. Это была настоящая драма страдающей и любящей женщины. О такой певице говорят: «Поёт, как дышит». Это одно из лучших попаданий в образ, которое можно назвать образцом для подражания.
Рудольфа на этом вечере исполнял Жамсо Бамбагаев, лирический тенор. Эта партия требует от певца сильного голоса, высокой техники и эмоциональной наполненности. В отдельных сценах певец брал красивые верхние ноты, однако середина голоса порой «выпадала», чувствовался контроль. Возможно, в силу молодости тенор сделал осознанный выбор в пользу такой трактовки. Партия сложна даже для маститых исполнителей, а созданный Жамсо образ был лиричен и проникнут романтикой. Эта роль, безусловно, важный этап в развитии и поиске для самого певца.
Два отличных подхода к партии Марселя. Александр Ханджаров (заслуженный артист РБ) убедительно вёл роль. Обладатель красивого голоса героического плана, он достойно вписался в драматическую ткань спектакля и профессионально исполнял партию стабильно до последнего акта. Надмит Надмитов (Марсель) произвёл приятное впечатление на публику. Яркая сценическая внешность, фактура, лёгкость в общении с партнёрами, сценическая свобода и раскованность, прекрасный баритональный тембр — все эти качества способствовали созданию образа сильной и страстной натуры. Это настоящее открытие для любителей оперы!
Как и в случае с двумя Марселями, мы увидели двух Мюзетт — кокеток с опереточными манерами, но с благородной и доброй душой. Партия Мюзетты, лёгкая и воздушная, требует от исполнительницы подвижности и красоты голоса, прекрасной пластики и грациозности, женственности и кокетства. Эти качества присущи обеим певицам: Оюне Дарижаповой (первая премьера) и Дине Сандановой (вторая премьера).
Однако, на мой взгляд, Дина Санданова была более убедительна. Пластически насыщенный рисунок роли, порывистость и темперамент, многообразие актёрских красок и граней — певица выявила весь потенциал женского обаяния во всех красках, нюансах и мимике. Благодаря подвижному вокалу и музыкальности, её Мюзетта за время второго акта с лёгкостью устроила скандал и обольстила всех мужчин, добившись главного — признания в любви Марселя. Певица убедила зрителей, что её героиня — далеко не скромница, а чаровница, способная соблазнить любого. В заключительном акте её Мюзетта предстала преданной дружбе и любящей подругой. Эта работа по праву стала одной из лучших в спектакле.
Руководители постановочной группы — дирижёр-постановщик Валентин Богданов, режиссёр-постановщик Аркадий Гевондов и художник-постановщик Алексей Амбаев — создали атмосферу Парижа и жизнь его героев в традиционном ключе. Сценография спектакля достаточно понятна и узнаваема: крыши густонаселённого города, убогая комната богемы, звёздное небо и «живая луна», чьи образы отражают настроения персонажей. Стиль и атмосферу Парижа зрители воспринимают через костюмы, предметы, бутафорию и детали одежды. На мой взгляд, в костюмах персонажей не хватало элементов парижского шарма и стиля демократичной богемной среды: фетровых шляп, жилетов, особого кроя брюк, шарфов и модных галстуков-повязок. Одежда диктует манеру поведения, пластику и целостность образов. Через потрёпанную одежду должны были бы просматриваться белые воротнички когда-то изысканных рубашек.
У кафе на сцене — маленькая торговая площадь со своей городской жизнью. И здесь важно не только грамотно расставить участников сцены: хор, миманс, детей, и решить постановочные задачи, но и вдохнуть жизнь, эмоции и энергетику в каждого персонажа. Возможно, не хватило импровизации «парижанам» на свободной зоне городской площади, где артисты должны чувствовать себя раскованно. Отдельные персонажи пёстрой картины выглядят отстранёнными.
Эффектная и грамотно выстроенная заключительная сцена, когда Мими выносят к выходу, а мы видим поток света, куда отправляется её чистая и светлая душа, — это отличное режиссёрское решение финала. Режиссёр справился с задачей. И, конечно, зритель не мог не заметить яркое сердце на небе, живую собаку, светофор, пакеты-сумки из парижских бутиков и изысканные торты.
Возможно, отдельные знатоки и поборники классики сочтут эти детали излишними, ничего не дающими содержанию музыкальной драмы. Другая часть публики воспримет их как дань современному восприятию и оживлению грустной истории. В любом случае, всё это — результат большого труда всей постановочной группы. Оркестр под управлением Валентина Богданова старался создать гармоничное сочетание музыки и вокала. Поскольку я не музыкант, не могу судить о соответствии игры оркестра авторской партитуре. Однако зритель почувствовал, что даже при недостаточной комплектации струнных инструментов, в исполнении сквозили романтизм и бережное отношение к певцам. Большинство слушателей — не профессиональные музыканты, но услышать и прочувствовать на эмоциональном уровне энергетику и красоту мира Пуччини, а постановщикам — донести этот мир до зрителя, — задача ответственная и благородная.
Опера «Богема» — не хоровая, однако во втором акте закулисный хор звучал стройно, создавая фон для солистов и неся нагрузку в массовых сценах, изображая горожан (хормейстер-постановщик — заслуженный деятель искусств Валерий Волчанецкий). Хор как часть драматургии придавал динамику развивающимся событиям.
Я слушала оперу «Норма» Беллини с Хиблой Герзмавой в Московском театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Это потрясающий спектакль, где все составляющие — от исполнения до культуры около сценического пространства — гармонично соответствовали эстетике мировой оперы. Начиная с просветительской культуры издания афиш, анонсов, программ и буклетов и заканчивая атмосферой в зрительном зале.
Достичь и стремиться к такому уровню — это кропотливый и каждодневный труд. Даже раскрученный пиар и современные маркетинговые приёмы не заменят желания и стремления к совершенству каждого на своём месте. Хочется пожелать «Богеме» долгой сценической жизни, чтобы опера позволяла певцам творчески развиваться, а зрителям — вновь и вновь соприкасаться с прекрасной музыкой Пуччини.