Тема стала предметом обсуждения очередного заседания Совета представительных органов МСУ при Народном Хурале Бурятии, прошедшего на минувшей неделе в Улан-Удэ. Ее участники констатировали: если ничего не предпринимать, рост цен на дровяное топливо перестанет быть только экономической проблемой.
- Некоторые районы ведут работу по снижению стоимости дровяного отопления очень хорошо. Результаты есть, поэтому надо делиться опытом, - комментирует ситуацию председатель Народного Хурала Владимир Павлов. – Сейчас разница на дровяное топливо между муниципальными образования получается довольно существенной – от 1,2 тысяч рублей до 3 тысяч рублей. Думаю, что и Народный Хурал, и правительство, и органы местного самоуправления не исчерпали возможности сделать цены на дрова более доступными для наших граждан.
В основе высокой стоимости дров лежит вовсе не спекулятивная цена, как это представлялось минувшей зимой, а объективный фактор. Мест заготовки дровяной древесины в относительной близости от населенных пунктов становится все меньше. Участки для заготовки дров всё чаще выделяются за многие десятки километров от сел и поселков. Это особенно характерно для территорий, ограниченных экологическим запретами. К примеру, в Северо-Байкальском районе, половина жителей которого пользуется дровяным топливом, РАЛХ предлагает деляны, находящиеся за 100 и более километров от населенных пунктов – за границами Центральной экологической зоны, что и привело к росту тарифов на дрова.
Глава Прибайкальского района Сергей Семенов сообщил, что с каждым годом заготовители уходят в лес всё дальше и дальше – по полному бездорожью. Транспортная составляющая в цене с учетом использования тяжелой спецтехники не позволяет рассчитывать на ожидаемое снижение цен. На левобережной стороне района другая проблема – там предпочитают сдавать горбыль и срезки Селенгинскому ЦКК, поэтому есть сложности с обеспечением дровами частных подворий. Еще одна проблема – в границах населенных пунктов собран практически весь валежник. С администрацией о централизованной поставке дров населению заключил соглашение лишь один предприниматель. Мужчина успел обслужить 10 заявок, а после уехал на заработки в другой регион России.
В Бичурском районе Бурятии соглашения о централизованной поставке населению дров заключили 6 предпринимателей. Вместе они реализовали желающим около 2,2 тысяч кубометров дров. По оперативным данным с сельских поселений сейчас стоимость дров варьируется в Бичурском районе от 1,2 до 3 тысяч рублей.
Если в Прибайкальском районе, в котором около 9,3 тысяч дворов, потребность в дровяном топливе составляет около 140 тысяч кубометров, то в Улан-Удэ – 518 тысяч кубометров. Из 67 тысяч частных домов как минимум 37 тысяч отапливаются твердым топливом. Средний расход дров оценивается на семейство в 14 кубометров за сезон. Председатель комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Юрий Ткачёв сообщил, что, памятуя минувший отопительный сезон, городские власти неустанно обращаются к горожанам с просьбами заранее позаботиться о покупке дров, пока цены на них не начали свой сезонный рост.
- Сейчас машины с навозом заменили на отведенных в Улан-Удэ торговых площадках машины с дровами, однако в сети интернет достаточно предложений по продаже топлива, - сказал Ткачев. – Продавцы дров на площадках и заготовители леса – это разные предприниматели. Продажа дров — розничный бизнес со всеми его признаками. Лесозаготовители не заинтересованы в реализации дров (порубочных остатков), их интересует только деловой лес: при одинаковой с дровяной древесиной себестоимости заготовки маржинальность делового леса в разы больше.
Юрий Ткачев пояснил, что продавцы дров приобретают порубочные остатки непосредственно у лесозаготовителей на площадках по цене от 1 до 1,5 тысячи рублей за кубометр. Если взять в учет транспортные расходы и прочие издержки, то маржинальность одного автомобиля составляет всего от 2 до 4 тысяч рублей. Как подчеркнул председатель комитета, «о спекуляциях на этом рынке ввиду свободы действий его участников говорить сложно».
- Исходя их предложений, дефицита дров в городе нет, главной проблемой для улан-удэнцев остается их цена.
Довольно проблематично оказалось отыскать в Улан-Удэ индивидуальных предпринимателей, которые бы согласились взять на себя роль топливоснабжающей организации – поставлять дрова горожанам по относительно низким ценам за счет ряда льгот и преференций. По словам представителя мэрии столицы Бурятии на сегодня из десяти откликнувшихся соглашение согласились подписать только два бизнесмена. Причина – нерентабельность бизнеса.
- Сейчас минимальная себестоимость одного кубометра древесины составляет 1,3 тысяч рублей. Информационные услуги по отводу, таксации лесосеки обходятся примерно в 300-400 рублей, итого без учета транспорта – чуть более 1,6 тысяч рублей. И это - при установленном тарифе РСТ 1352 рубля, который вступит в силу с 1 июля 2022 года, - комментирует Ткачев. - Если прибавить транспортные расходы и подорожавшие в разы запчасти, то установление желаемой низкой цены для конечного потребителя является невозможным.
В итоге председатель комитета внес предложение централизованно обеспечивать дровами по доступным ценам только социально незащищенных граждан по установленной очереди.
- Два предпринимателя изъявили желание опробовать данный механизм заготовки, главным критерием в структуре стоимости дров будет являться расстояние вывоза из леса. Лесхозы определят дровяные деляны в максимальной близости к Улан-Удэ, но таких участков становится всё меньше. Проект соглашения разработан. После заготовки и реализации населению будут получены данные по себестоимости топлива, - заключил Ткачев.
Заместитель председателя комитета Народного Хурала Бурятия по экономической политике, природопользованию и экологии Егор Олзоев так прокомментировал ситуацию:
- Этот вопрос рассматривается по нашей инициативе. Создана рабочая группа по подготовке программы обеспечения энергоресурсами частных подворий на долгосрочный период, которая должна ответить на многие вызовы. Но главное, над чем мы обязаны работать сейчас – это над увеличением доходов населения, поскольку многим жителям республики недоступны по стоимости новые технологии отопления помещений. Сейчас в мире дровами мало кто топит, страны переходят на экологические и энергоэффективные источники энергии. И мы должны к этому стремиться. Федеральная программа «Чистый воздух», в которую в 2022 году должна войти Бурятия, решит многие вопросы за счет компенсации затрат для перевода на электроотопление, на снижение тарифов на электроэнергию. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы этим грамотно воспользоваться, иначе полмиллиона кубометров дров для Улан-Удэ рано или поздно станут недоступными.