МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Директор аэропорта в Улан-Удэ: «Транспортная мобильность – хороший показатель экономики»

Дмитрий Гармаев пообещал грандиозные перемены в работе главной воздушной гавани Бурятии

Турпоток в Республику Бурятия увеличивается каждый год, и, следовательно, возрастает нагрузка на аэропорт «Байкал». Для его поддержки и развития используются федеральные, а также региональные программы. Сейчас под эгидой одной из них в улан-удэнской воздушной гавани возводится новый аэровокзальный комплекс.

Фото: Роксана Родионова

Постановление, которое поможет реализовать данный инвестпроект, подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Что это даст главной воздушной гавани Бурятии, и что еще ждет ее в обозримом будущем, на пресс-конференции в холдинге «New Media Group» рассказал генеральный директор аэропорта «Байкал» Дмитрий Гармаев.

О встрече с Мишустиным и строительстве аэровокзала

— Визит премьер-министра — большое событие не только для нашего аэропорта, но и для всего региона. Я видел личную заинтересованность Михаила Владимировича: как внимательно он слушает доклад, точно и четко реагирует на цифры. Сразу понятно: налоговик! Взглянул на диаграмму и посчитал на ходу, что пассажиропоток «Байкала» вырастет в пять раз к 2028 году.

Собственник холдинга «Новапорт» Роман Троценко рассказал о деятельности на Дальнем Востоке и презентовал строительство аэровокзального комплекса в Улан-Удэ. А председатель правительства России объявил, что оно будет обеспечиваться за счет объединения и расширения территорий опережающего развития «Бурятия» и «Селенгинск». Этот вопрос не решали с «кондачка», по нему проводили масштабную предварительную работу. Таким образом, мы попадаем в преференциальный режим, который позволит получать налоговые преференции и высвобождать дополнительные средства. Ведь если на начальном этапе, в 2018-2019 годах, общая стоимость проекта составляла 1,9 млрд рублей, то сейчас из-за подорожавших работ и материалов она достигла 3,6 млрд руб., 2,7 из них — кредит во Внешэкономбанке под лояльный процент, полученный благодаря правительству Бурятии и его главе Алексею Цыденову, оставшаяся сумма — деньги собственника.

Нагрузка серьезная — предприятие-то коммерческое. Но решение осознанное и своевременное. Ведь старый аэровокзал изношен морально и физически. Он был запущен в эксплуатацию в 1983 году. Не имеет лифтов, телетрапа и эскалаторов, но обслуживает по 500-800 пассажиров за час вместо 250. Все это отнимает время и замедляет работу. Новый аэровокзал сможет обслуживать до 1 млн пассажиров за год и предоставить около 60 рабочих мест. 20 декабря 2022 года мы заключили договор, согласно которому до 30 сентября 2024 года генеральный подрядчик, выбранный через открытые торги, должен сдать готовый объект «под ключ». Это здание в буддийском стиле и форме почти правильного прямоугольника высотой 17 метров и площадью 6629 «квадратов», с одним цоколем и двумя этажами. Оно отдельное, не соединено с существующим терминалом, и снабжено двумя телетрапами. Оба они, как и багажная система, уже приобретены. До конца августа планируется завершить бетонные работы, выйти на плиту и после — поднимать сами стены, а до конца года — закрыть тепловой контур и приступить к отделочным работам. За последнее время по всей стране построено много аэровокзальных комплексов, например, в Кемерове — за 11 месяцев, во Владикавказе — за 12. Последний — такой же, как наш по размерам, но с «горной» стилистикой.э

Фото: Зорикто Дагбаев

О работе парковки

— Платные парковки есть и в государственных, и в частных аэропортах. На всех них предусмотрен период бесплатного ожидания. Если в Иркутске это 11 минут, то в Улан-Удэ — 15. И образующиеся тут пробки — неприятная, однако распространенная практика.

Работающая у «Байкала» парковка имеет два въезда и столько же выездов, но она неавтоматизированная. Установленное оборудование находится в исправном состоянии, но его недостаточно. Поэтому и стоят парковщики, которые помогают в обслуживании. У каждого из них закреплен видеорегистратор на груди, как у сотрудника ГИБДД. Происходящее фиксируется, официальные жалобы рассматриваются.

Сегодня наш аэропорт на стадии бурного роста. Его проектная пропускная способность — 1-2 рейса за час, фактическая же — 5-8. Дополнительная нагрузка ложится и на аэровокзал, и на аэродром: иногда самолеты ставить некуда. Текущая ситуация осложняется строительством терминала. Земляные работы ведутся и на привокзальной площади, территория которой перекапывается: через нее подводятся инженерные коммуникации. Все это накладывает определенные сложности. Хочу сказать: ничего не делается нарочно. И прошу отнестись к данному этапу с пониманием. Его проходят все аэропорты, где идет реконструкция. Когда она закончится, парковка будет иметь по четыре въезда и выезда и вдвое больше машиномест.

Фото: Зорикто Дагбаев

О создании таможенного склада

— То, что происходит в логистике России сегодня, называется разворотом на Восток. Если пассажирские перевозки возрастают летом, то грузовые — зимой. За месяц мы принимаем обычно от 60 до 90 «грузовиков», с июля по сентябрь — по 30-40, а с октября готовимся к «горячей поре». Перед новогодними праздниками заказывают разные товары, и все их доставляют самолеты из Китая. Аэропорт Улан-Удэ ввозит грузы примерно наравне с аэропортом Санкт-Петербурга и больше, чем аэропорты Красноярска и Екатеринбурга. Но их растаможивают в Москве, а у нас лишь перегружают транзитом в 99% случаев и оформляют соответствующие декларации. Для таможенных процедур и требуется так называемый склад временного хранения. Пока в Бурятии — единственный СВХ на железнодорожной станции Тальцы. И если у таможенников возникают вопросы к грузу, его везут туда 26 километров под их сопровождением, разукомплектовывают, досматривают, убеждаются, все ли в порядке, укомплектовывают, и привозят обратно. Схема правильная с законодательной точки зрения, но неудобная с логистической. Поэтому у «Байкала» должен быть собственный склад временного хранения. Решение о его создании принял холдинг «Новапорт». Для этого выделяется финансирование объемом 24 млн рублей, и готовится инфраструктура. Уже объявлен конкурс, 15 августа определится победитель, и начнутся строительно-монтажные работы стоимостью 16 млн рублей. К 15 ноября должно поступить оборудование на 8 млн рублей, а к концу года — открыться сам СВХ, где одновременно могут находиться около 27 тонн груза. Он будет занимать площадь 320 квадратных метров, находиться внутри конт-ролируемой зоны аэропорта, располагаться в непосредственной близости к перрону и иметь асфальтированную дорожку протяженностью 250 метров.

О проектировании автомобильной базы

— В холдинг «Новапорт» входят 26 аэропортов. Специалисты провели анализ и пришли к выводу, что три из них, включая наш, нуждаются в обновлении автопарка. На существующей автобазе «Байкала» — устаревшие боксы. Кроме того, она расположена на некотором отдалении от перрона, за 400-500 метров. А при нынешней интенсивности даже такое расстояние некогда преодолевать.

Поэтому появится современная автобаза — целый комплекс с помещениями для инженерного состава и автомобильных стоянок. Мы получили коммерческие предложения от нескольких организаций и рассматриваем их. В этом году ведем проектирование, в следующем приступим к строительству. Площадь автомобильной базы составит около 1 тыс. квадратных метров, а ее ориентировочная стоимость — порядка 100 млн рублей.

Ежегодно мы собираемся закупать технику на 40-50 млн руб., в 2023-м — на 46 млн — один автогрейдер и 19 специализированных багажных тележек скромного серого цвета. Наверное, все видели наши легендарные «ЗИЛы» ярко-желтого цвета, которые перевозят багаж. Они крепкие и на-дежные, но тоже устаревшие — и морально, и физически, прошли несколько капитальных ремонтов и должны уйти на заслуженный отдых.

О росте пассажиропотока

— Пассажирский поток увеличивается по всей России примерно на 4,5%. Но это распределение очень неравномерное. Чем западнее аэропорты, тем меньше их динамика (некоторые вообще не работают из-за известных событий), а чем восточнее, тем больше. «Байкал» демонстрирует высокие темпы. В 2023 году его пассажиропоток вырос на 24%, в 2022-м — на 16,5%, а в 2021-м — на 27%. Это связано с двумя факторами — туризмом, развивающимся и становящимся драйвером, и мощной программой субсидируемых перевозок по социально значимым маршрутам Дальнего Востока. Среди 15 рейсов, которые осуществляются из нашего города, субсидируются 11. Сами пассажиры порой и не подозревают о коммерческих ценах на билеты. До 2016-го их стоимость была очень высокой, некоторые люди не летали никуда по 5-10 лет, а сейчас получили возможность. Транспортная мобильность населения — хороший показатель экономики. Человек, который сидит на одном месте, едва ли изобретет или «застартапит» что-то.

Тройка самых популярных направлений из Улан-Удэ — Москва, Новосибирск и Иркутск. В числе новых — рейсы в Томск и Тыву. Помимо этого прорабатывается рейс в Казань, который может появиться с мая 2024 года. В столице Татарстана забазировалась авиакомпания «Nordwind», ее гендиректор приезжал к нам, встречался с министрами туризма и транспорта Бурятии и обсуждал такую перспективу. Надеемся, все получится: потенциал хороший.

А вот внутрирегиональные перевозки — настоящая боль. Все упирается в отсутствие субсидирования и воздушных судов. В нашей стране просто позарез нужны малые самолеты. По Бурятии тоже летать не на чем. Этот вопрос поднимал и гендиректор Единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик.

О проблеме кадров

— Аэропорт «Байкал» — самое крупное предприятие на Левом берегу. И если на собеседовании выясняется, что человек живет в этом микрорайоне, то он придет работать к нам с вероятностью 70%. Большинство наших сотрудников — жители Левобережья, поселка Исток, села Гурульба, населенных пунктов Иволгинского района. Как и все мы испытываем кадровый голод, но менее серьезный. В первую очередь нуждаемся в технических кадрах — от слесарей до водителей. Проблема сложная, но мы решаем ее.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах