В научном журнале Сибирского федерального университета опубликована статья главного научного сотрудника БНЦ СО РАН Зорикто Дондокова «Проблемные регионы Азиатской России и государственная экономическая политика». Раскрывая тему различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ, Зорикто Дондоков упомянул о попытках государства эти различия как-то компенсировать, в том числе за счет федеральных целевых программ, что очень знакомо жителям республики.
Как пишет экономист, в 2001 году правительство России взяло курс на сокращение различий в развитии регионов. И хотя программа была рассчитана до 2015 года, она досрочно завершилась в 2006 году из-за неудачной концепции. С 2000-х годов доминировавший прежде курс на выравнивание субъектов стал медленно смещается в сторону стимулирования развития территорий. Официально смена приоритетов была закреплена в 2017 году с принятием «Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», комментирует Зорикто Дондоков.
Он поясняет, что новый документ был нацелен не на «выравнивание», а на создание инструментов стимулирования развития экономики, в том числе за счет внедрения ОЭЗ, индустриальных и технических парков и прочих зон с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности, о чем жители Бурятии тоже наверняка наслышаны.
Тем не менее, проблема экономического выравнивания субъектов РФ всё еще остается актуальной, пишет автор. Зорикто Дондоков полагает, что привычный инструмент государственной поддержки экономически отсталых регионов в форме безвозмездной помощи из федерального бюджета себя не оправдал и не обеспечил реального преодоления межрегиональной дифференциации.
Примером тому служит экономическая осталось многих регионов России, в том числе тех, которые затронул в своей научной статье сотрудник БНЦ СО РАН. Это Алтайский край, Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Бурятия и Забайкальский край. «Все они относятся к проблемным регионам с позиций низкого уровня социально-экономического развития и характеризуются значительной степенью зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета, являясь высокодотационными», - отмечает ученый.
По его данным, по размеру дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2023 году Алтайский край, Республика Бурятия и Республика Тыва занимают места в первой десятке субъектов России. Во всех пяти субъектах удельный вес безвозмездных поступлений в доходах региональных бюджетов варьируется от 46% в Алтайском крае до 84% в Республике Тыва. В Бурятии этот показатель составляет 61,1%.
Зорикто Дондоков пишет, что «на 2025 год в рассматриваемых регионах запланировано сокращение федеральной финансовой поддержки как минимум на треть, а в Республике Тыва почти в 2 раза – на 46,8%».
По оценке экономиста, в ближайшей перспективе в этих субъектах России можно ожидать критической ситуации в формировании региональных бюджетов и финансировании текущих потребностей. А, стало быть, в регионах еще больше обострится проблема недостаточности собственных ресурсов для развития экономики. Судя по всему этот прогноз касается и Бурятии.
Не стало панацеей принятие индивидуальных программ СЭР в субъектах РФ с низким уровнем развития (ИПСЭР). Были отобраны 10 проблемных регионов для их внедрения. Бурятия и Забайкальский край в этот перечень не попали из-за вхождения в ДФО, где реализуется своя – Национальная программа развития Дальневосточного федерального округа.
Автор полагает, что и это не выход из положения, поскольку низкая инвестиционная привлекательность проблемных территорий ограничивает применение институтов развития, разработанных для ДФО. «Необходима селективная региональная политика по поддержке регионов с низким уровнем развития», - заключает экономист.