МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Сможет ли АПК Бурятии конкурировать с крупными западными холдингами

Для развития и реализации выращенного урожая нужна поддержка государства

Последние годы в Бурятии заметно растет интерес к жизни и работе на селе. Идея жить в своем доме, на своей земле, витает и в умах горожан. Некоторые действительно возвращаются на землю предков и ведут на ней хозяйство.

Фото: МК в Бурятии

Власти Бурятии пытаются им помогать — поддерживать этот интерес, чтобы жизнь на селе становилась более комфортной и привлекательной, чтобы сельчане получали достаточный доход и доступ к инфраструктуре. Для этого в стране реализуются целевые программы, на это из бюджетов всех уровней выделяются средства.

В том числе благодаря государственной поддержке в регионе ежегодно открываются новые предприятия агропромышленного комплекса, крестьянско-фермерские хозяйства, развиваются сельхозкооперации и ЛПХ. Но мало только работать на своей земле, нужно думать и о получении дохода с нее, и многих, кто задумывается о фермерстве, в первую очередь беспокоит вопрос сбыта произведенной продукции.

И здесь есть хороший пример: некоторые сельхозкооперации и предприятия АПК Селенгинского района почти полностью обеспечивают собственной продукцией местные бюджетные учреждения. Поставляют в школы и детские сады мясо, молоко, овощи, соки и сиропы из облепихи. Это один из примеров успешного взаимодействия районной власти и местных предпринимателей, который может быть перенят в других муниципальных образованиях Бурятии.

Овощехранилище для местного бренда

В селе Харгана, входящем в Нижнеубукунское сельское поселение, выращивают, пожалуй, самую вкусную в Бурятии картошку. Вот уже несколько десятков лет жители поселения обеспечивают картофелем и Улан-Удэ, и часть республики. Сельчане рассказывают, что известностью их клубней воспользовались некоторые ушлые приезжие предприниматели: они арендовали в республике земли, выращивают картофель и продают его как «картошку из Харганы». Кто-то даже предположил, что картофель с пестицидами из нашумевших новостей — как раз он и есть.

Фото: МК в Бурятии

Для дальнейшего развития своего бренда фермеры объединились в сельхозкооператив, это позволило им построить овощехранилище. Благо его не пришлось возводить с нуля — для этого было использовано старое здание молочнотоварной фермы в селе Нижний Убукун. Здание утеплили, укрепили, внутри появятся вентиляция и цех для переработки (сортировка, мытье и расфасовка).

— Самое главное, что благодаря овощехранилищу сельхозкооператив сможет закупать картофель у местных жителей, предлагая им достойную за него цену. В дальнейшем картофель будет поставляться в районный комбинат школьного питания, кроме того, есть предварительная договоренность о поставках с местной сетью супермаркетов, — рассказал руководитель администрации сельского поселения Нижнеубукунское Игорь Содномов.

Фото: МК в Бурятии

Общая стоимость проекта более 14 млн рублей. Из них 10 млн — средства гранта. Через овощехранилище за 5 лет планируется реализовать 1837 тонн картофеля.

Качество гарантировано

В местности Крестовая падь Селенгинского района СППК «Агролидер» построил убойный цех. Сельхозкооператив тоже является поставщиком для районного комбината школьного питания, в которые мясо должно поставляться исключительно с таких специализированных убойных пунктов, гарантирующих качество продукции.

Председатель СППК Булат Гармаев рассказывает, что ранее они работали через другой убойный цех, но с увеличением оборотов решили построить свой.

— Чтобы не возить мясо с одного места на другое, решили построить свой модульный убойный цех при поддержке фонда кооперации сельского хозяйства при министерстве сельского хозяйства, — сообщил Гармаев.

До поставки на комбинат мясо проходит через убойный цех, распиливается на куски и расфасовывается. Такой процесс обеспечивает необходимые санитарные условия. Мощность цеха — 4-6 голов в день, здесь все зависит от вместимости холодильника, который установлен внутри цеха. Также есть специально оборудованное место для работы ветеринара.

Золото Ацулы

В местности близ поселка Темник, которая ранее носила название Ацула, с давних пор растет облепиха. В советский период здесь функционировал известный на весь союз совхоз «Облепиховый», выращивающий также культурные сорта этой ценной ягоды.

Фото: МК в Бурятии

Фото: МК в Бурятии

В 2023 году началась новая страница в истории. Местный предприниматель инвестировал средства в крупный проект по возрождению облепиховых садов. Агрогруппа «Темник» планирует создать агрокластер, охватывающий полный цикл от выращивания до продажи готовой продукции. Были приобретены 400 гектаров земли, заложен сад облепихи, а также модернизированы здания. Продукция компании, включая сиропы и чаи, уже поступает в учреждения района, а также в школы Улан-Удэ. Агрогруппа «Темник» отвечает за социальное развитие, вкладывая средства в инфраструктуру.

При этом компания сейчас единственная в России, которая производит облепиховое масло холодного отжима, говорит инвестор Александр Баранов. Единственная, наверное, еще и потому, что такого оборудования в стране было не найти. У нас же его нашли во ВСГУТУ.

— Мы все обыскали, нам никто не мог отжать это масло. Оказывается, все было под боком. ВСГУТУ сделал нам пресс, мы с ними заключили соглашение о сотрудничестве, — рассказал предприниматель.

Еще предприятие производит масло через экстрактор СО2, и это оборудование также изготовлено московским институтом по спецзаказу для бурятской компании. Всего таких экстрактора в России два: один в «Темнике», второй — в Москве. И, кстати, дорогое высококачественное масло, которое используется в питании, косметологии и фармацевтике, пока тоже поставляется только в Москву и Санкт-Петербург — цена реализации там выше.

В планах агрогруппы высадить ягодно-плодовый сад на 500 га. Но для этого необходима вода. В советское время здесь существовала система мелиорации — Цагангольская оросительная система. Но за годы забвения она практически была разрушена. Сейчас же, чтобы заново построить систему мелиорации, нужны огромные средства — чуть менее 2 млрд рублей, а на ПСД — 20 млн рублей. При этом при защите проекта необходимо, чтобы большая часть орошаемых земель была отдана не сенокосным угодьям. Пока же только 800 га из предполагаемых для орошения 2500 га выделены для плодово-ягодных культур.

Сбыт и конкуренция

Между тем, как отмечает глава Селенгинского района Станислав Гармаев, все эти предприятия могли бы обеспечивать продукцией и те федеральные организации, которые размещаются на их территории. В частности, районные предприятия могли бы поставлять в ФКУ «Исправительная колония №1» мясо, тогда как сейчас в это учреждение мясо поставляется из Хакасии.

Фото: МК в Бурятии

— Я могу понять жителей Кяхтинского района — сколько воинских частей на их территории, а все централизовано, и они свое мясо сдать туда не могут. Здесь в ИК 430 человек, им мясо везут с Хакасии, и это парадокс — имея здесь такую базу, возить оттуда, — сказал Гармаев.

Также в администрации рассказали, что единственное молокоперерабатывающее предприятие района — ООО «Берилл», к сожалению, не все сырье закупает в родном районе. Часть молока предприятие привозит из Кабанского района, так как районным ЛПХ продавать молоко по закупочной цене невыгодно — тот же литр молока они в самом Гусиноозерске продают по цене в три-четыре раза выше. Поэтому видят единственный выход — возрождение в районе молочнотоварных ферм.

А сельчане, в свою очередь, отмечают, что для полноценного функционирования таких предприятий, как, к примеру, убойный цех, нужно установить высокие закупочные цены. Есть случаи, когда в Бурятию приезжают предприниматели из других регионов, где достаточно дешевые корма, и скупают телят в живом весе, а затем, откормив за год, продают гораздо дороже.

Но выход есть. Министерство сельского хозяйства Бурятии предлагает различные меры помощи. Среди них такие, которые направлены именно на поддержку сельхозкооперации.

— Есть возможность взять льготный заем на пополнение оборотных средств. Также есть субсидия для СПоКов. То есть если СПоК закупает за определенный период мясо у 20-30 человек, то можно возместить от 10% до 15% до закупочной стоимости. Главное, чтобы вы покупали за хорошую цену у населения — у своих пайщиков или у других сельчан, — отмечает начальник отдела развития сельских территорий Сандид Раднабазарова.

Также она рассказала, что существуют разные меры поддержки для всех форм хозяйствования и помощь может быть направлена на разные виды деятельности. Например, на приобретение земельного участка, производственных мощностей, техники, сельскохозяйственных животных или посадочного материала, модернизацию и реконструкцию помещений и производственных зданий.

Предприятия агропромышленного комплекса Селенгинского района вполне успешно развиваются, а администрация оказывает им помощь с реализацией продукции. Но в будущем предприятия будут расти, и продукцию нужно будет сбывать в гораздо больших объемах и по рыночной цене. И пока непонятно, смогут ли конкурировать бурятские предприятия АПК с крупными западными агрохолдингами, чья продукция намного дешевле. И сможет ли вернувшийся на родину предков горожанин получать хороший доход и обеспечить достойной жизнью свою семью?

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах