За короткий срок фермер Илья Краснопеев стал известной личностью в республике и влюбил в себя многих жителей республики. Корреспондент «МК в Бурятии» встретился с Ильей Краснопеевым на рынке, где фермер с младшим братом Иваном Краснопеевым реализовывал первую продукцию. За 2 часа они успели продать почти половину привезенного урожая — более 40 банок. Основными покупателями стали его подписчики в социальных сетях, где он выкладывает реалити-шоу «Илюхина ферма» и ведет блог «Там, где рассвет».
Молодой человек — личность нестандартная. Родился и вырос в Улан-Удэ, учился по обмену школьниками в Бразилии, где освоил в совершенстве португальский и английский языки, после окончил театральное училище Щепкина в Москве, работал в московском театре, снимался в киноленте «Склифосовский», успел полетать бортпроводником «Аэрофлота», где познакомился с будущей женой Алиной, тоже бортпроводницей. После работы в «Аэрофлоте» он вернулся в Бурятию и открыл хостел на Байкале. Это была дача в Гремячинске, которую в наследство ему оставил отец. Но из-за некоторых проблем, тянувшихся за бизнесом отца, безвременно ушедшего из жизни, хостел на Байкале пришлось оставить.
Затем в 2023 году вместе с Алиной он уехал по приглашению в Бразилию, где работал переводчиком и управляющим футбольной академией, там обучались более 80 детей и трудились более 50 сотрудников. В Бразилии они с Алиной прожили полгода и вернулись домой, в Бурятию, где Илья открыл ферму.
Илья Краснопеев безумно любит живописную природу Бурятии, поэтому решил заняться пчеловодством. В Бурятию с ним приехала и его жена, оставившая ради него небо. Илья обучился на курсах пчеловода в БГСХА, где его наставником стал и остается по сей день опытный пчеловод, профессор Сергей Пантелеймонович Максимов.
— О меде можно долго рассказывать. Сейчас мы с братишкой привезли падевый и одуванчиковый мед. Одуванчиковый мед — это ранний мед, собранный в конце июня. Пчелы нектар для одуванчикового меда собирают на лугах, где всегда много этого растения, — рассказывает Илья.
Илья Краснопеев уверен, что бурятский мед обладает неповторимым вкусом, который невозможно воспроизвести. По его словам, этот мед отличается высокой концентрацией и превосходит по вкусовым качествам даже знаменитые сорта из Башкирии и Алтая. Особый вкус, полученный благодаря разнотравью местных лугов, делает его уникальным.
Мед был собран на кочевой пасеке в Мухоршибирском районе, где использовались три инновационных улья из двадцати, закупленных Краснопеевым. Пока эти ульи находятся на стадии тестирования и наблюдения, и для их полноценного внедрения требуется больше меда, а значит, и благоприятных условий для пчел.
— Этот год был непростым для пчеловодов по всей России из-за сложных климатических условий, многие пчеловоды потеряли пчелиные семьи. В Бурятии стояла засуха, но благодаря советам моего наставника — опытного пчеловода, профессора БГСХА Сергея Пантелеймоновича Максимова — мне удалось получить качественный мед, — рассказывает Илья.
Дело требует дополнительных инвестиций, которые Илья надеется привлечь с помощью партнеров. В бизнес вложены личные средства Ильи, есть мысли и о грантах.
— Сергею Пантелеймоновичу — отдельная благодарность, потому что когда я привез в институт инновационный улей, он с огромным интересом отнесся к проекту. Мед и с инновационного улья, и с кочевого по вкусу одинаковый, но с инновационным проще работать, так как не нужно снимать соты, везти на медогонку, откачивать мед. С инновационного улья мед сразу, при повороте ключа, стекает в банку, — поясняет Илья.
Инновационные улья являются для пчеловодов новинкой, которую нужно изучить, подготовить к ним пчел. Что интересно, в двух опытных инновационных ульях пчелы нормально адаптировались к искусственным сотам, в третьем нарастили свои натуральные соты и в них собрали мед. Пчеловоды не учли, что при свободном в улье пространстве пчелы могут создать свои соты. Но эту ошибку они учтут при создании стационарной пасеки в селе Красноярово, на родовой земле Краснопеевых. Для инновационных ульев, которые работают как фабрика или завод, должен быть очень активный медосбор и пчелам для заполнения сот нужно много нектара.
— Мы открываем туристическую пасеку в Красноярово, это живописное место между аэропортом и Иволгинским дацаном, на холме Хамар-Дабана, где будет смотровая площадка. На этой неделе на пасеке выставим инновационные улья, а в каждом находится пчелиная семья численностью до 110 000 пчел. И все пчелы будут готовиться к зиме, собирать мед на зиму, — делится Илья.
На стационарной пасеке можно будет регулировать влажность, поливать — есть скважина. Территория большая, на ней высадят травы и у пчел будет место для сбора нектара. Самое важное то, что пчеловоды не будут зависеть от погодных условий.
У Ильи Краснопеева современный взгляд на сельское хозяйство и фермерство, где объединены широта мышления, глобализм, ответственное отношение к отчему месту. Мед является реализованной частью бизнеса «Илюхиной фермы». В будущем должна заработать следующая часть — с оленями. По плану молодого фермера пасека с производством меда, а также туристическая пасека и олени должны дополнять друг друга.
— Когда у меня был хостел, я понял, что сегодня бизнес очень сильно зависит от политики, мировой тенденции, туристического потока. Бизнес стал сложным, он должен быть разным, дополнять друг друга. Я привезу оленей мясного направления. Оленье мясо — премиальная продукция, деликатес, дорогое, диетическое, полезное. А мои пчелы будут опылять травы, которыми олени питаются. Вот такая будет экосистема, целый экопарк, в который люди могут приехать и посмотреть, как природа сама внутри себя гармонирует, — продолжает Илья. — Очень часто слышу: «Илья, у тебя еще ничего нет, а ты уже рассказываешь, делишься планами, пишешь про ферму и панты… зачем?». А я отвечаю: это самая большая ошибка — молчать о своем деле, пока все не станет «идеальным». Потому что самое сложное — это не придумать продукт и даже не построить бизнес, а найти своего покупателя, расположить людей к себе, рассказать, зачем ты этим горишь. Я твердо верю: человек покупает не просто товар или услугу — он приходит за историей, за смыслом, за отношением. Когда вы строите ферму — вы не просто ставите забор или покупаете дорогие ульи и пчел. Вы строите доверие.
Прогулка на лошадях с подъемом по хребту Хамар-Дабана, знакомство с пчелами и настоящим медом, чаепитие с домашними пирожками и ароматным иван-чаем, собранным прямо на этом холме... Что может быть лучше? Землю в селе Красноярово завещал илье его отец Краснопеев Сергей Геннадьевич.
— Когда съезжаете с федеральной трассы, перед вами открывается великий Хамар-Дабан — и каждый раз дух захватывает. На дороге вам обязательно повстречаются табун лошадей, стадо коров или баранов. И я каждый раз замираю, наблюдая за ними. Это какая-то первобытная красота. Красноярово — деревня с историей. Она появилась еще в 1730-х, когда сюда ссылали старообрядцев. И до сих пор сохранила тот самый дух: старинные русские избы, резные наличники, запах печного дыма. Некоторым домам тут больше двух веков! Очень хочется сохранить не просто деревню, а кусочек живой истории, — с любовью рассказывает об отчей земле Илья.
В первой серии «Илюхина ферма» (реалити-шоу снимает известный в Улан-Удэ оператор Владимир Пантелеев) показан уникальный труд пчеловода, объединяющий знания фермера, внимательность ученого и терпение психолога.
— Каждый, даже самый маленький шаг — это движение к моей мечте. «Илюхина ферма» — это реальная история, и она только начинается. Мы рассказываем о настоящем бурятском меде, потому что это не просто мед. Это — путь, жизнь. Это — Бурятия, — говорит Илья Краснопеев.
По его словам, в Бурятии, самой солнечной республике России, климат достаточно сухой и мед, который собирают пчелы, уже сам по себе представляет концентрат, его пчелы закладывают в соты, дополнительно ферментируют, вываривают и получается фантастический бурятский мед.
— Я в восторге от того, что делаю и горжусь за свою продукцию. Пчеловодство — бизнес крайне дорогой, затрат очень много, но выгодно, когда относишься к этому не как к хобби, а как к бизнесу, который я начал с вложения в маркетинг «Илюхина ферма» и социальные сети.
Натуральный мед очень тяжелый. Пустой улей весит 25 килограммов, с пчелами — до 70 килограммов. И пчелы любят воду, на один улей может уходить до 1,5 литра воды в день. Илья приобрел 30 пчелиных семей. Сейчас мед разливают в фирменные 800-граммовые банки. Есть задумка розлива меда в меньшие по размерам банки специально для туристов.
Настоящий мед всегда кристаллизуется, говорит Илья, и он не должен быть жидким, как сироп, а быть густым, живым, «работать». «Я качаю мед только после полной зрелости. Мои пчелы собирают не сироп, а нектар с таежных лугов».
Илья Краснопеев верит: люди со всей страны будут приезжать на «Илюхину ферму», чтобы посмотреть, как все устроено и почувствовать как это — жить на земле, с природой, в ритме современности.
Лето уходит, а работы на ферме — словно в пчелином улье. И времени — не хватает. Финансы — уже на последнем издыхании. Но фермер трудится сам, как в разгар медосбора. Он каждый день из Улан-Удэ едет в Красноярово, на свою ферму. Надеется, что в будущем году начнет строить дом своей мечты, где станет жить его семья: жена Алина и дочка Эмма.
— Я не первый раз возвращаюсь в Бурятию. У меня вдали от нее бывает чувство, когда словно бурятская земля манит и зовет: «Илья, вернись!». Я считаю, бурятская земля, как Байкал, живая, она умеет мыслить, думать и иногда делает для тебя, что сам не можешь для себя сделать. Она умеет тебя направлять. И я чувствую, что все, что я делаю, это моя земля меня направляет и учит, поэтому я очень ее люблю и с трепетом к ней отношусь, — признается Илья Краснопеев.