МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Глава Бурятии рассказал РБК о дотациях, майнинге и высокой себестоимости жизни

Фото: пресс-служба правительства Бурятии.

Промышленное производство в Бурятии по итогам первого полугодия демонстрировало рост, опережающий среднероссийские показатели: 3,4% против 1,4%. Однако, как отметил в интервью РБК глава республики Алексей Цыденов, эту динамику обеспечил исключительно добывающий сектор, в то время как обрабатывающая промышленность показала спад более чем на 10%.

Глава региона подтвердил, что рост действительно произошел «в первую очередь за счет добычи полезных ископаемых». Была увеличена отгрузка угля, а также начал промышленную эксплуатацию Озерный ГОК, приступивший к выпуску цинкового концентрата. Что касается обработки, то ее итоги, по мнению Цыденова, корректнее оценивать по итогам года. «Основной лидер — авиазавод, а у него продукция неравномерно выпускается. Они могут делать весь год, а под конец выпустить все вертолеты», — пояснил он, добавив, что на Селенгинском ЦКК также было зафиксировано незначительное снижение.

Несмотря на объемы добычи, экономическая ситуация в угольной отрасли оценивается как тяжелая. «С учетом падения цен на уголь, роста составляющей себестоимости, у нас сильно упали доходы бюджета. Снизился налог на прибыль у предприятий. В тоннах отгруженной продукции — нормально, в рублях — ситуация сложная», — констатировал Алексей Цыденов.

Бурятия остается дотационным регионом, где более половины доходов формируется за счет трансфертов из федерального бюджета. Глава республики объяснил, что изменить эту пропорцию — одна из ключевых задач. «У нас коэффициент бюджетной обеспеченности до выравнивания составлял 0,48. После помощи Минфина получается 0,67, хотя в среднем по России близко к единице», — привел он точные цифры. Основными причинами такой ситуации Цыденов назвал огромную территорию, низкую плотность населения и суровые природные условия, которые формируют высокую стоимость жизни.

«Себестоимость жизни высокая, — заявил глава Бурятии. — Мы на ЖКХ очень много тратим: достаточно высокие тарифы для населения по отоплению. Поэтому много дотируем, 1,6 млрд в год уходит на субсидии по оплате ЖКХ для населения». Кардинально изменить ситуацию, по его словам, могут только новые точки экономического роста в промышленности и добыче. Сельское хозяйство обеспечивает занятость, но почти не дает бюджетных доходов, а туризм, несмотря на оборот в 5 млрд рублей, пока приносит в казну меньше, чем в него вкладывают. При этом Алексей Цыденов видит пользу в том, что «деньги от туризма перешли в доходы населения, которое и работает в туризме».

Отвечая на вопрос о китайских инвестициях, губернатор отметил, что абсолютное большинство инвесторов — российские, но китайские проекты также присутствуют. В качестве успешного примера он привел завод по переработке рапса компании «Альянс плюс» в Улан-Удэ с общим объемом инвестиций 888 млн рублей. «Продукция идет на экспорт в Китай. Только за первое полугодие 2025 года туда отправлено более 6,5 тыс. тонн масла и 11 тыс. тонн жмыха. Хороший пример, когда китайские партнеры не просто вкладывают деньги, но и создают рынок сбыта для бурятской продукции», — подчеркнул он.

Касательно построенного в республике крупного центра обработки данных (ЦОД) и перспектив майнинга как драйвера роста, Цыденов был категоричен: «Нет, у нас майнинга почти нет. Центр не работал ни одной минуты». Главным препятствием он назвал дефицит электроэнергии в макрорегионе. «Нам важнее построить завод, очистные сооружения и дать для них электроэнергию, чем для майнинга», — заявил глава Бурятии.

При этом он признал, что у майнинга есть и плюсы, такие как снижение сетевого тарифа за счет роста потребления и дополнительная выручка для электростанций в ночные часы. Однако ключевым вопросом остается регулирование. «Нужно юридически это отрегулировать, предусмотреть нормативно, что системный оператор имеет право у майнингового центра снижать объем подачи мощности, не спрашивая его», — предложил Цыденов.

О будущем самого ЦОД глава региона высказался неопределенно: «Пока не знаю. Сейчас пока он стоит. Идет дискуссия на уровне правительства, Минэнерго».

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах