МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Сделано в Бурятии: мастерица создает уникальные сумки и продает их по всей России

Многие такие изделия можно приоб-рести непосредственно у авторов — через личные сообщения или на ремесленных ярмарках. Нередко молодые бренды, уже успевшие собрать круг постоянных ценителей, еще не вышли на массовый рынок. О таких талантливых мастерах важно рассказывать, даже если они пока не используют официальную маркировку «Сделано в Бурятии». При этом каждая вещь, соз-данная в республике с любовью и вручную, безусловно заслуживает этого статуса.

Фото: из личного архива.

Одной из таких мастериц является Ирина Го, которая поделилась с «МК в Бурятии» историей своего дела — созданием кожаных сумок в этническом стиле. Каждое изделие Ирины уникально и не имеет повторений. Ее творческий путь — это пример того, как детское увлечение переросло в профессию, а любовь к традиционным орнаментам и натуральным материалам помогла создать продукт, находящий отклик у покупателей от Якутии до Москвы.

Сумки из тетрадок

Ирина родилась и выросла в селе Ранжурово Кабанского района. Сегодня она живет в пригороде Улан-Удэ и воспитывает двух сыновей — 14 и 9 лет. Шить она начала с раннего детства, причем первыми произведенными ею модными аксессуарами были именно сумки. Но при этом они были… из тетрадных листочков! Эти сумочки носила не только сама Ирина, но и ее подруги.

— Я шила с детства, возможно, с первого или второго класса, — с улыбкой вспоминает Ирина. — Начинала с сумочек из тетрадных листов для себя и одноклассниц. Ходили модными!

Сумки из тетрадных листочков — это только начало. Будучи в третьем классе, Ирина обшивала своих любимых кукол и даже сшила шапочку для одной из них из обрезков шкурки ондатры. Так что не только подруги с тетрадными сумочками, но и куколки у юной мастерицы были самыми модными.

Творческий голод и жажда экспериментов вели ее дальше. Однажды для летнего жилета она пустила в дело... зеленую ажурную юбку своей бабушки. А для косметичек из кожи, на которых она вырезала цветочки, материалом «поделилась» уже другая бабушка.

— Себе сшила из какой-то зеленой ажурной ткани жилет летний, однако ткань эта была — юбка бабушки! — смеется Ирина, вспоминая детство. — Еще шила косметички из кожи, еще как-то умудрялась на них вырезать цветочки. А кожу брала уже у другой бабушки.

Попало ли ей за юбку, Ирина умолчала, но такое могло и не случиться, потому что в большой бурятской семье, где все умеют и любят делать что-то руками — творческие порывы должны поощряться.

— Вообще у нас в семье многие умеют что-то делать руками, — рассказывает мастерица. — Дедушка сети плел, бабушки шили, вязали, дяди умеют с деревом работать и шить на машинке или вручную, также тети рукодельницы.

Не менее важной «творческой мастерской» стал для девочки дедушкин амбар. Это детское увлечение позже, уже во взрослой жизни, выльется в отдельный проект.

— В амбаре любила возиться с инструментами дедушки, что-то пилила и сверлила, еще кривые гвоздики любила выпрямлять, постучишь по ним молоточком, и они ровненькие становились.

Став старше, Ирина продолжала «рукодельничать», творческая душа нашла себя и в материнстве: когда ее сыновья были маленькими, она шила для них практически всю одежду.

— Всю жизнь, можно сказать, шью, рисую, вяжу иногда, бывало, вышивала. Детям, когда были малышами, шила почти всю одежду, начиная от трусиков, заканчивая курточками. Сейчас такое не шью, максимум кофточки и штанишки, и то редко. Еще и на заказ шила кофточки, штанишки, футболки, рисовала на одежде.

Соцконтракт для творческой души

Ирина получила два образования — окончила Бурятский лесопромышленный колледж и отучилась во ВСГУТУ. И, конечно же, продолжала заниматься творчеством, к любимому шитью добавилось увлечение работой с деревом. Тогда она решила официально оформить свою деятельность и воспользовалась поддержкой государства, оформив социальный контракт на проект по столярному делу.

— В 2022 году оформила социальный контракт на «Столярное дело», делала разделочные доски, доски для раскатки теста, менажницы, ключницы, подставки, органайзеры для телефонов.

Сейчас, официально оформившись как самозанятая, полностью сосредоточилась на своем главном увлечении — сумках. Переход именно к кожгалантерее был закономерным. Шить сумки всерьез, а не из тетрадок, она начала давно, но поначалу — только для себя. Постепенно ее авторские изделия стали привлекать внимание. «А теперь из разных городов покупают, что очень приятно и отрадно осознавать, что мой труд нравится и ценится другими людьми», — делится она.

Сегодня Ирина шьет сумки в основном из натуральной кожи, изредка используя другие материалы по просьбам клиентов.

— Иногда, бывает, шью сумочки из «торгона» (в переводе с бурятского — шелк), когда просят. На сумочках использую застежку «Фермуар». Не знаю почему, но они мне так нравятся! — признается мастерица.

Настоящей визитной карточкой ее работ стал национальный бурятский орнамент. Именно он делает ее продукты уникальными и востребованными. «Спрос на сумочки с национальными орнаментами есть, без орнаментов сумочки залеживаются, очень редко берут сумочки без рисунка», — рассказывает Ирина.

Фото: из личного архива. Фото: из личного архива.

Однако главная особенность ее бренда кроется не только в дизайне, но и в самой технологии. В мире, где скорость производства ценится выше всего, Ирина сознательно выбирает медленный, кропотливый ручной труд. Все швы на ее сумках сделаны вручную.

— Конечно, можно приобрести машинку по коже, тогда и работа пойдет быстрее. Но мне нравится все шить руками, ощущение, что так изделия получаются с душой. Даже подкладку прошить можно на машинке, но я стараюсь своими руками. Только когда тороплюсь, шью на машинке.

Философия бренда

Интересно, что Ирина не любит работать под заказ, это — часть ее философии бренда. «Мне нравится самой шить что захочется и уже готовое выставлять на продажу», — говорит она. Такой подход позволяет мастерице сохранить творческую свободу, являющуюся источником для вдохновения.

Конечно, как и во всех сферах промышленного производства, спрос на ее товары имеет сезонный характер. Фото: из личного архива.

— В летнее время спрос падает. Но с осени снова люди интересуются и покупают сумочки, — отмечает Ирина.

Вопросы о расширении бизнеса ей задают часто. Ирина понимает, что для роста нужны наемные сотрудники, помещение, профессиональное оборудование.

— Конечно, все можно сделать. Но я не могу представить, что кто-то за меня будет шить, тогда просто все желание и интерес пропадет у меня, так как все делать мне нравится самой. В этом, конечно, есть минус. Надеюсь, когда-нибудь пересмотрю свой взгляд на это, — говорит она.

Фото: из личного архива.

Пока же ее планы связаны с совершенствованием ремесла и продвижением бренда. На вопрос об участии в ярмарках и оформлении брендбука отвечает, что в улан-удэнских ярмарках с сумками еще не участвовала, но имела такой опыт в Якутии, где представляла одежду. А о существовании такой меры поддержки, как помощь в разработке брендбука от центра «Мой бизнес», не знала, но загорелась идеей: «Обязательно попробую получить консультацию в центре «Мой бизнес».

Ирина не просто шьет красивые сумочки на продажу, а прежде всего старается сохранить верность себе, своим корням и своему пониманию бренда. И самое главное — такие товары людям нужны, ее сумки востребованы не только на родине. Ведь несмотря на то, что сегодня можно купить сумки, которые делаются быстрее и дешевле, у Ирины есть покупатели, хотя она шьет не торопясь и не на заказ. Потому что ее покупатели знают, что каждая сумка из рук Ирины сшита с душой, любовью и теплом. Ее собственный бренд находит своих ценителей по всей стране, доказывая, что подлинность и человеческое тепло — самые ценные орнаменты, которые только можно нанести на изделие.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах