МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Хоча есть, а мочи нет: защита деревень от пожаров упирается в запреты и пустые бюджеты

В Народном Хурале обсудили вопросы защиты населенных пунктов от лесных пожаров

Совет представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале Бурятии обсудил горячую во всех смыслах тему – как уберечь от лесных пожаров населенные пункты, особо подверженные этой угрозе.

Фото: пресс-служба Республиканского агентства ГО и ЧС.

Несмотря на то, что все 633 населенных пункта, находящихся на территории Бурятии, защищают 85 подразделений противопожарной службы и 316 – добровольной пожарной охраны общим числом около 3 тысяч человек, угроза возгораний в селах, поселках и городах остается крайне высокой. С начала пожароопасного периода отражено 16 попыток перехода ландшафтных (лесных) пожаров на населенные пункты. Огнем уничтожены 4 жилых дома с надворными постройками в Хоринском и Баргузинском районах республики и 14 дачных домов с надворными постройками – в СНТ «Лето» Заиграевского района Бурятии.

Фото: МК в Бурятии

Вроде бы немного, но ведь и лето, которое обещает быть жарким, еще впереди. По словам руководителя Республиканского агентства ГО и ЧС Евгения Радикальцева, осенью 2021 года сотрудники ведомства выявили более 1 тысячи нарушений правил пожарной безопасности при визуальном осмотре 937 территорий, из которых 628 – населенные пункты. На 20 мая 2022 года устранены 736 нарушений, при этом меньше всего - в Муйском (10 процентов) и в Тункинском (39 процентов) районах. Лишь в 6 муниципальных образованиях главы отчитались о 100-процентном устранении нарушений.

Впрочем, как подчеркнул Евгений Радикальцев, а за ним и заместитель начальника ГУ МЧС по Бурятии Евгений Попов, все нарушения типичны - мусор, сухая трава, отсутствие минерализованных полос, их захламленность и прочее, повторяются из года в год и имеют системный характер по причине хронического отсутствия средств на проведение профилактических противопожарных работ.

Глава Гремячинского СП в Прибайкальском районе Бурятии Оксана Тришкина рассказывает, что в ее ведении 5 сел и все они подвержены переходу огня из леса.

- Объем работ всегда очень большой, а финансово справиться с ним возможности нет, - говорит она. – В этом году из-за долгов у нас арестовали счет, и мы не смогли оплатить минимальные услуги лесхозов, которые мы себе могли бы позволить.

Глава отмечает, что местность в границах поселений очень своеобразная – то гористая, то лесистая, поэтому обычной техникой все работы выполнять не получается, и приходиться нанимать в лесхозе спецтехнику.

- Слава богу, район пошел нам навстречу, - подчеркнула она и ответила на упрек представителей власти, что главы сельских поселений не устраивают субботники по уборке прилегающих территорий от сухой травы и мусора. - У нас ежегодно очень много таких мест, где сухая растительность на брошенных участках. Мы там проводим субботники, привлекаем ТОСы, местное население. Но объемы очень большие, нереально сделать это физически. А кого-то нанимать – нет денег.

Еще одна проблема, откуда не ждали. Оказывается, с некоторых пор люди, не прошедшие специального обучения, не допускаются к тушению лесных пожаров. Выучиться и получить допуск можно в республиканском лесотехникуме. Цена вопроса - около 7 тысяч рублей на одного человека.

- Например, в селе 140 добровольцев пожарной охраны, которые давно участвуют в тушении пожаров. С 2020 года все добровольцы должны быть обучены этому, иначе не допускаются, - рассказывает председатель Джидинского райсовета Борис Дымчиков. – Получается, огонь из леса на нас идет, а отправить на тушение никого не можем - нельзя. А чтобы обучить всех добровольцев, мы подсчитали, на это потребуется около 800 тысяч рублей. А таких денег у нас нет.

Представители власти пояснили, что совсем от добровольцев при тушении лесных пожаров они не отказываются. «На кромку» не пускают, а вот, чтобы воды подвести, организовать обед и прочее – пожалуйста. Что касается оплаты учебы, то по словам руководителя РАЛХ Сергея Борошноева, эти затраты можно отнести на счет лесничеств, если заключить с ними соответствующий договор от лица общественной организации. Но на местах об этом почему-то не знают...

Председатель Народного Хурала Владимир Павлов заметил, в связи с этим, что вопрос не требует больших финансовых затрат, а решать его надо, не откладывая в долгий ящик:

- У нас в республике 316 подразделений добровольной пожарной охраны, которые формировались годами. Они должны быть обеспечены соответствующей техникой и обучены. Сделаем это – минимизируем опасности. Мы всегда поддержим, правительство поддержит, Алексей Самбуевич (Цыденов – ред) – само собой. Члены Совета представительных органов – это люди, которые как раз на местах лицом к лицу сталкиваются с угрозами и с односельчанами встают на защиту сел от огня. Поэтому вопрос защиты от пожаров поднят на такой высокий уровень.

Вопрос о том, кто в первую очередь бросается на борьбу с огненной стихией вновь поднялся, когда замначальника ГУ МЧС по Бурятии Евгений Попов сообщил данные о том, сколько глав сельских поселений были привлечены к административной ответственности и оштрафованы за нарушение правил пожарной безопасности – 54 должностных лица. О бедных главах замолвил слово депутат Народного Хурала от Кяхтинского района Валерий Цыремпилов. Он выступил эмоционально, потому что и сам когда-то был главой.

Фото: МК в Бурятии

- Мы формально относимся. Если кого-то наказывать, то в первую очередь – правительство, а уже потом сельских глав. Привлечение к ответственности делу не поможет – глава так или иначе первым побежит пожар тушить. Со штрафом или без. К главам надо относится мягче. У них нет денег в поселениях, чтобы иметь всё необходимое для профилактики и тушения. Из года в год себя обманываем, говорим об этом. Возьмите и привлеките кого-нибудь из правительства, которые деньги не дают, - сказал он, обращаясь к представителю ГУ МЧС.

Евгений Попов отреагировал. Он подчеркнул, что у глав есть определенные полномочия, которые они должны исполнять, а требования, предъявляемые к ним, взяты не с потолка:

- Мы их не выдумываем, и ежегодно сталкиваемся на местах с одними и теми же нарушениями и привлекаем за одно и то же. Это их прямая обязанность – убирать мусор, делать и содержать минерализованные полосы, создавать противопожарные разрывы и прочее. Если глава поселения принял все меры, но не смог добиться финансирования, то мы его освобождаем от штрафов. Всегда входим в положение, в ряде случаев ограничиваемся предупреждением.

Тут речь зашла о невозможности обустройства противопожарных разрывов, связанных со сплошной рубкой деревьев, что категорический запрещено делать федеральным законодательством в границах центральной экологической зоны Байкала, национальных парков, а также в пределах водоохранных зон и защитных лесов. Тему поднял представитель Совета из Баргузинского района. Но такая проблема характерна для 54 населённых пунктов у Байкала, а также в Тункинском районе. Чтобы изменить ситуацию, необходимо подправить федеральные законы. Народный Хурал планирует обратиться в Госдуму с такой инициативой.

Но и это далеко не весь перечень трудностей. По расчетам Республиканского агентства ГО и ЧС для достижения приемлемого уровня безопасности сел в том числе от ландшафтных пожаров необходимо дополнительно построить 1535 источников наружного противопожарного водоснабжения, включая 1081 пожарный водоем, 68 водонапорных башен, 306 пожарных гидрантов и 80 пожарных пирсов для забора воды. Учитывая, что цена одного пожарного водоема емкостью не менее 54 кубометров составляет чуть более 2 миллионов рублей, на эти цели понадобиться свыше 3,1 миллиардов рублей, а в бюджете таких средств нет. При этом, как подчеркивалось на заседании Совета представительных органов, строительство 397 пожарных водоемов в 90 населённых пунктах необходимо построить, что называется «вчера» - по вступившим в силу судебным решениям и предписаниям сотрудников государственного пожарного надзора. На эти цели потребуется 807 миллионов рублей. Меньше, чем 3 миллиарда, но и их тоже пока нет. 

Вот и получается, что профилактировать переход ландшафтных пожаров на населенные пункты необходимо, но делать противопожарные разрывы запрещено законом, обеспечить запасы воды и ее доступность на случай прихода огненной стихии нужно, а денег на строительство пожарных водоемов нет, остановить лесной пожар на подступах к селу требуется, но необученных установленным порядком добровольцам заниматься его тушением запрещено.   

Председатель комитета Народного Хурала Бурятии по госустройству, местному самоуправлению, законности и вопросам госслужбы Виктор Малышенко заявил, что по итогам заседания Совета представительных органов выработаны рекомендации для Народного Хурала, правительства Бурятии и органов МСУ.

- Часть берем в работу в качестве дальнейшей законопроектной деятельности республиканского парламента. Часть рекомендаций делегируем депутатам Государственной Думы, чтобы на федеральном уровне эти вопросы были отработаны. Все мы заинтересованы в скорейшем решении проблем, связанных с обеспечением пожарной безопасности в населенных пунктах, - заключил Виктор Малышенко.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах