«Святилищ на территории Западного Забайкалья известно немало, многие места могут пониматься таким образом — это и скалы с рисунками, и то, что расположено рядом с ними. Но сейчас речь идёт о культовых объектах, несколько отличающихся, — их структурные элементы включены в окружающий ландшафт. Пространство там организовано посредством стенок, валов и различных курганов. Мы эти объекты интерпретируем как святилища, но назначение некоторых конструкций хранит тайны», — рассказал ведущий научный сотрудник ИМБТ СО РАН кандидат исторических наук Василий Иванович Ташак на IV международном конгрессе средневековой археологии евразийских степей «Кочевые империи Евразии в свете археологических и междисциплинарных исследований».
Связь таких конструкций с солнечными явлениями была обнаружена случайно. Всё началось с изучения многослойного и многокомпонентного археологического комплекса Барун-Алан-1, расположенного в долине реки Алан. Там есть площадка под скалой с петроглифами, в центре неё находится маленький курган, рядом также имеются ряды курганов. «Примерно в 70 метрах от этой группы мы нашли углубленную в грунт кольцевую выкладку с камнями, поставленными крест-накрест. Однажды, во время заката 22 июня, мы заметили, что их створ указывает ровно на место захода Солнца, — вспомнил Василий Ташак. — Мы не стали раскапывать эту кладку полностью, вычистили только середину, и увидели: она явно создавалась для того, чтобы в ней крепился столб. Скорее всего, это был гномон, и именно отсюда велось наблюдение за Солнцем. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что зимой при заходе Солнца тень от гномона падает на восточный камень, а при восходе Солнца в дни летнего солнцестояния — на западный. Начало Бронзового века было временем становления культа Солнца, определения по нему некоторых важных моментов жизни».
Гномон — стержень, укрепленный на горизонтальной поверхности, служивший в древности для определения высоты Солнца над горизонтом по отбрасываемой тени; солнечные часы.
Если раньше учёные принимали курганы памятника Барун-Алан-1 за погребения, то при раскопах выяснилось, что они представляют собой ритуальные кладки, скорее всего жертвенные, поскольку там зафиксированы следы множества жертвенных костров, а также части жертвенных сосудов, поставленных между камней. На территории памятника найдено полностью разрушенное погребение, относящееся к VIII веку до нашей эры, — в нем обнаружили кости кистей и стоп. По словам исследователей, это могли быть останки человеческих жертвоприношений, либо просто сильно ограбленные могилы, однозначно сейчас сказать сложно.
«С этого момента некоторые археологические объекты мы стали рассматривать конкретно с позиции связи с астрономическими событиями», — отметил Василий Ташак. На сегодняшний день учёные обнаружили шесть таких объектов: для четырех из них удалось установить достоверное соотношение с явлениями Солнца, для двух — предположительное (их исследованию помешали погодные условия). Одним из них стало археологическое местонахождение Шара-Тэбсэг, известное среди туристов как «Меркитская крепость». «На самом деле это никакая не крепость, а огромный культовый объект, который начал функционировать с бронзового века и функционировал до средневековья»,— сказал учёный.
Памятник представляет комплекс каменных конструкций, связанных с естественными элементами рельефа. Его основой послужил скалистый горный отрог. Общая протяженность пямятника — более 800 метров при высоте от нижнего структурного элемента до верхнего 270 метров. Нижний представляет собой стену из каменных плит, поставленных вертикально, она протянулась у подножия острога более трёхсот метров. Похожая стена возведена и на горе, у подножия скалы, но более короткая — её длина около 40 метров. Эта стена создаёт искусственный коридор между обрывистым склоном горы и скалой, который примыкает к естественному проходу в рельефе.
Долгое время было непонятно, для чего была предназначена эта стена, но оказалось, что её наличие обретает смысл в привязке к астрономическим событиям. «Когда мы из этого естественного коридора наблюдаем закат 22 декабря, то видим, как Солнце, заходя, касается вершины горы, удаленной на 24 километра (в то время как местность вокруг достаточно равнинная). Затем Солнце долго “катится” по склону горы и только после этого заходит за горизонт. Видимо, люди зафиксировали такое явление ещё в эпоху бронзового века, а уже затем построили искусственный коридор, который продолжает естественный, выходит на запад и оказывается ориентированным на заход Солнца в дни весеннего-осеннего равноденствия. По описаниям предыдущих исследований, стена тянулась ещё дальше, но на сегодняшний день более 10 метров ее утрачено», — рассказал Василий Ташак.
В Джидинском районе республики Бурятия, недалеко от границы с Монголией, расположен Сарбадуйский вал. Этот памятник также вписан в окружающий рельеф и состоит из двух конструктивных элементов — естественная скала тянется сверху вниз по горному склону, ниже её проложен искусственный вал. На восточном краю скальной стены горы есть наскальные рисунки. «Мы обнаружили, что 22 марта наблюдатель, находящийся на краю скалы, и второй наблюдатель, стоящий на краю искусственного вала, одновременно видят заход Солнца, после чего всё мгновенно погружается в тень, — сказал Василий Ташак. — Сарбадуйский вал ничего ни от кого не отделяет, его назначение долгое время было загадкой. Получается, что подобные непонятные на первый взгляд объекты становятся “читаемыми” после того, как мы начинаем их связывать с астрономическими явлениями». Так же, по расчетам исследователей, 22 июня солнце, восходя, освещает обращенную на восток скалу с наскальными рисунками, однако это пока только предположение, его ещё необходимо доказать. Среди наскальных рисунков Сарбадуйского вала есть изображения лосей, которые ещё с эпохи неолита считались животными, посвященными культу Солнца.
Соотносится с астрономическими явлениями и археологический объект на горе Улан-Тологой в Кяхтинском районе. На её плоской вершине создана интересная линейная конструкция, состоящая из небольшого кургана, от которого в западном и восточном направлениях по линии возведены каменные курганы, уменьшающиеся в размерах по мере удаления от центрального. Учёные предположили, что из этого места весной и осенью можно наблюдать восход и заход Солнца по одной линии. Предположение подтвердилось, но только для части объекта. «Чётко видно, что одна из линий маленьких курганов проложена по направлению восход-заход Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия. Поскольку середина центрального кургана частично разрушена, сложно сказать, где была точка наблюдения. Вторая линия курганов проложена небольшим углом к первой. Понять, для чего это сделано, уже сложнее. Возможно, этот угол показывает на какое-то созвездие или что-то ещё, здесь надо применять более углубленные знания астрономии. Наша задача — показать, что такое явление не единичное, оно было распространено на территории Бурятии», — рассказал Василий Ташак.
Сейчас учёные собираются сосредоточиться на исследовании некоторых других археологических памятников республики, которые так же могут быть связаны с культом Солнца. К ним, например, относятся Павлова Гора, могильник Боо, объект Шамхаг-Байсан, и некоторые другие. Также важно изучить изменение соотношения Солнца и Земли в разные периоды времени — возможно, что в бронзовом веке оно несколько отличалось от сегодняшнего.
Исследование выполнено в рамках работ по гранту Правительства Российской Федерации «Динамика народов и империй в истории Внутренней Азии».