МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Александр Махачкеев: «Вопрос о смене Хамбо ламы может возникнуть только в экстренных случаях»

Съезд буддистов России прошел без сюрпризов

20-21 апреля в Иволгинском дацане прошел очередной съезд Буддийской традиционной Сангхи России. Ламы и миряне обсудили внутреннюю жизнь общины, подвели итоги и выработали планы на следующий пятилетний срок.

Хамбо лама Дамба Аюшеев. Фото: russianstock.ru

В работе съезда впервые в постсоветской истории принял участие глава Бурятии Алексей Цыденов.

В преддверии этого собрания некоторые интернет-ресурсы распространили информацию о якобы назревающем конфликте между руководством республики и Сангхой и вероятных сюрпризах на сугунды (съезде). Действительно ли имели основания эти прогнозы?

На наши вопросы отвечает журналист Александр Махачкеев.

Александр Махачкеев.

— Александр Виссарионович, что ныне представляет собой Буддийская традиционная Сангха России?

— Сангха — это объединение буддистов всей России, то есть это организация федерального уровня. А то бытует неверное представление, что она включает только буддистов Бурятии. Происходит это потому, что резиденция Пандито Хамбо ламы находится в республике и соответственно здесь эпицентр буддийской жизни. Бурятия — традиционный центр российского буддизма. Это общепризнанный факт как в России, так и в мире.

Кроме нее дацаны и общины Сангхи расположены в Забайкальском крае, Иркутской области, Горном Алтае, Якутии, Хакасии, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве. Во всех этих регионах есть крупные религиозные объединения, которые входят в Сангху, а также отдельные общины — в целом около 50 общин. В Сангху и в ее руководящие органы входят представители различных наций, а не только буряты.

Но нужно сказать, что не все буддийские организации входят в Сангху. В первую очередь это общины Тувы и Калмыкии, которые исторически были самостоятельными. Не считая короткого советского периода. Между Сангхой и общинами этих буддийских регионов нет принципиальных разногласий, они поддерживают тесные и добросердечные отношения между собой.

Александр Махачкеев, журналист, публицист, автор книги «Портрет иерарха. XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев» (2010 г.), автор-составитель книги «250 лет Институту Пандито хамбо лам» (2014 г.), составитель цитатника Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева «Хамбо лама. Мысли наедине» (2014, 2015, 2017 гг.).  Лауреат премии имени дооромбо ламы Эрдэни Хайбзун Галшиева, присуждаемой Буддийской традиционной Сангхой России «За претворение в жизнь учения «Зерцало мудрости». 

Кроме традиционных буддистов есть и масса общин неофитов во многих крупных городах страны. Они появились с начала 90-х годов, некоторые как дань моде. Но в целом это свидетельство востребованности буддизма в современных условиях как на Западе, так и в Китае и России.

— С какими результатами подошла к съезду Буддийская традиционная Сангха России?

— Напомню, на сугунды 2008 года главным событием прошедшей пятилетки было признано обретение «нетленного тела» (эрдэни мунхэ бэе) Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова. А, кроме того, было открыто пять новых буддийских храмов и 10 субурганов, сооруженных в память о бурятских хамбо ламах. Тогда же было признано, что Сангха усилила свои позиции в российском обществе, стала «более цельной, единой организацией».

На прошедшем съезде в своем отчете Хамбо лама сказал об открытии Якутского и Байкальского дацанов, восстановлении сгоревшего Согчен дугана в Агинском дацане, строительстве Новосибирского дацана, возрождении Загустайского дацана в Селенгинском районе и т.д.

Хамбо лама перечислил ряд и других значимых событий, произошедших в жизни Сангхи, бурятского народа и в целом российских буддистов. Это открытие радио Buryad.fm, телеканала «Селенга ТВ», реализация проекта «Социальная отара», создание художественной мастерской «Эрхим-Дархан», спортивные турниры, проведение региональных конкурсов по бурятскому языку в Иволгинском дацане и многое другое.

— Сохранение и развитие бурятского языка и возрождение села через реализацию проекта «Социальная отара» это две очень трудные задачи. Справится ли с этим Сангха?

— Понятно, что борьба за язык и номадное животноводство будет долгой и упорной. Она только начинается, и говорить о победе будет преждевременно. Как говорит Хамбо лама: «Это сейчас две мои главные задачи, на решение которых не хватит всей моей жизни».

— Были ли вопросы к общему уровню буддийского духовенства и в целом к повышению духовности в обществе?

— На всех постсоветских сугунды участники уделяют особое внимание развитию духовного образования и повышению «учености лам». Переводятся на русский и бурятский языки канонические книги известных буддийских авторов на тибетском и старомонгольском языках.

С конца 90-х годов первоочередной задачей Сангхи стало не столько возрождение дацанов, сколько подготовка нового поколения российских лам. Сейчас выпускники буддийского университета в Иволгинском дацане, буддийской академии в Аге и зарубежных университетов значительно подняли общий уровень духовенства. В ближайшее время должен появиться и первый лхарамба — профессор по шкале светской образованности. Вы видите, что буддийские проповедники активно осваивают ТВ и Интернет. Проходят конференции, посвященные феномену нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова. Интересной формой стали Галшиевские чтения, это два в одном, когда одновременно разбирают поучения известного ламы и упражняются в бурятском языке. Безусловно, духовность этим не ограничивается и нужно двигаться дальше и глубже в этом самом важном вопросе для буддиста.

— Как в целом вы оцениваете роль Дамбы Аюшеева?

— За 23 года на посту Пандито Хамбо ламы Дамба Аюшеев превратил его в ведущий институт бурятского народа. Под его руководством после развала СССР Сангха проявила максимум творческих усилий и сумела нащупать верный путь к сердцам верующих. Она проявляет свои наилучшие творческие качества не только в религии, но и в области сельского хозяйства, национальной культуры, спорта, образования и СМИ.

Она способна к созиданию, поскольку ставит во главу угла служение народу, а не собственное обогащение. И не буддийскую отрешенность и созерцательность, а активную деятельность. Как сказал Хамбо лама: «Много лет я думал, как помочь своему народу. Ведь мы, ламы, избираем этот путь священнослужителя только ради одной цели — помогать людям. И если мы не будем этого делать, то наши верующие имеют полное право от нас отвернуться…».

— Можно ли считать его национальным лидером?

— Безусловно. Одно из главных направлений деятельности Сангхи это продолжение дела великих хамбо лам по укреплению бурятского единства. Сначала они объединили вокруг себя селенгинских бурят, затем всех остальных: хоринцев, хамниган, закаменцев и иркутских бурят, к которым в то время наряду с аларскими относились тункинские, окинские и баргузинские буряты. От Аларского дацана в Приангарье до Цугольского дацана в Аге.

Сегодня XXIV Пандито Хамбо лама говорит: «После прихода Итигэлова выросло первое поколение детей. Мы можем считать его особенным и внимательно наблюдать дальнейший путь по жизни. За ними войдут в жизнь второе, третье, четвертое, пятое и последующие поколения детей, которые, думаю, будут разделяться не родами, а поколениями».

— Что вы скажете о вбросе в информационное пространство республики слухов о вероятности конфликта между руководством республики и Сангхой?

— Это действительно муссируемые слухи, не имеющие под собой серьезных оснований. Алексей Цыденов чуть более года в республике, а за столь короткий срок никак не могла сформироваться критическая масса взаимного непонимания.

Он избран в сентябре, правительство сформировано в конце года и его экспресс только набирает ход. Но определенные результаты уже есть. Иногда кажется, что Алексей Самбуевич вездесущ, он одновременно пребывает на северах, в Тунке, Улан-Удэ, Москве, на полигоне в Вахмистрово и т.д. Настолько быстро он перемещается и решает застарелые конфликты и вопросы. В том числе принял участие и в работе Сангхи.

Напомню, что после известных событий 1998 года у Леонида Потапова не было никаких отношений с Хамбо ламой. Вячеслав Наговицын в основном ограничивался протокольными встречами на Итигэловских играх в сентябре и в первый день Сагаалгана. Алексей Самбуевич, напротив, сумел установить постоянную связь с Хамбо ламой и общается с ним напрямую, без посредников.

— Могут какие-либо региональные власти повлиять на ситуацию внутри Сангхи?

— Исключено. Сангха это самодостаточная и самовоспроизводящаяся система. Она зависит не от власти, а в целом от социально-экономического и политического состояния общества. Так, исход сельского населения подрывает социально-экономическую базу исторических дацанов. Это ведет их к экспансии вовне как по России, так и за рубеж.

Сангха это федеральная структура, а ее лидер, соответственно, фигура федерального масштаба. В соседней Иркутской области действуют четыре дацана Сангхи и еще три на стадии становления. Как можно отсюда повлиять на них?

— А федеральный центр?

— Религия это во многом традиции и каноны. Так вот, единственный из буддийских иерархов России Пандито Хамбо лама утверждался императором — высшей светской властью Российской империи. В отличие, скажем, от Восточно-Сибирского и Астраханского генерал-губернаторств, где высшие ламы Алари, Тунки и Калмыкии назначались губернаторами. Хамбо ламы исторически имеют прямой выход на высшую светскую власть российского государства. Визиты Владимира Путина и Дмитрия Медведева в Иволгинский дацан, наверное, о чем-то говорят?

Неслучайно действующий руководитель Сангхи является проверенным государственником, способным на самые решительные поступки. Напомню, что 31 декабря 1999 года он участвовал в ночном вылете на вертолете и.о. президента РФ Владимира Путина в Чечню во время второй чеченской войны. Ослабление Сангхи, в перспективе, может усилить иностранное (китайское или западное) влияние на российских буддистов. А федеральный центр на это никогда не пойдет.

В том числе и поэтому юрист БТСР Валерий Тагаров особо коснулся вопроса о процедуре переизбрания Пандито Хамбо ламы. Он специально обратился к представителям СМИ, сообщив, что традиционно на протяжении веков это пожизненная должность и вопрос о смене Хамбо ламы может возникнуть только в экстренных случаях.  

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах