МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

В Бурятии хотят создать дендрарий и фонд сохранения культурной собственности

Один из проектов общественников – «Меленькая Бурятия», уже получил широкую известность

О том, что у жителей нашей республики медленно, но верно тает интерес к ее истории и культуре, говорится давно. «Молодежь даже не знает, сколько здесь районов!» — сетуют старики.

Макет «Маленькой Бурятии». Фото: из личного архива.

Забываются люди и события, разрушаются памятники и достопримечательности, которые могли бы превратиться в туристические объекты. Увы, для решения этой проблемы делается недостаточно.

Переломить ситуацию взялись неравнодушные граждане во главе с известной общественницей Светланой Будашкаевой. На днях под крышей возглавляемого ею фонда «Здоровье Бурятии» состоялся пресс-обед, где и обсуждалась пресловутая утрата культурного кода. Мероприятие прошло без шума и гама, но явило на свет идеи, реализация которых, не побоимся громких фраз, сулит региону настоящий прорыв.

Дотянуться до гор

Один из проектов — «Маленькая Бурятия», уже получивший широкую известность, родился в рамках другого — по экологическому образованию, поддержанного Русским географическим обществом. Главной его целью стало повысить осведомленность людей с ограниченными возможностями здоровья о местной географии через интерактивные формы обучения.

Тогда-то из ДСП, пленки и прочих материалов был сотворен настольный макет «таежной, озерной, степной», где ювелирно вылеплены реки, озера (в самом центре голубеет «сибирская жемчужина»), горы и даже поселены животные. Чтобы представить фауну края во всей красе, пришлось собирать фигурки птиц и зверей с разных концов Улан-Удэ.

На объемной карте региона обозначены и населенные пункты, а рядом расположены крупные кнопки. При помощи них после монтажных работ начнут проводиться аудиоэкскурсии. Простым нажатием на механическое устройство человек с проблемами зрения получит полезную информацию о конкретном месте — например, Забайкальском национальном парке, его живописных ландшафтах и уникальных обитателях.

— Не исключено, что «звуковые гиды» представим в нескольких вариантах — для детей и взрослых, с общими сведениями и углубленными, — говорит Будашкаева. — А «республику в миниатюре» дополним историческими, культурными и промышленными объектами по образу и подобию гранд-макета «Россия» и впоследствии передадим школе для слепых и слабовидящих, чтобы они на слух и на ощупь познавали малую родину.

Сказочный парк

От «игрушечных» масштабов 3D-модель разрастется до вполне себе настоящих. Около здания «Здоровья Бурятии», а именно — на территории сквера будет создан зеленый уголок площадью 1000 квадратных метров. Здесь раскинется дендрарий из лесных и таежных растений, партерный цветник из диких и культивированных со всех уголков Бурятии, и плодово-ягодный сад из саженцев Тохойского питомника.

В райском местечке вырастут ая-ганга, черника, брусника, голубика, кедр, ели, сосны, пихта, лиственница, абрикос (совсем как в роще Чингисхана возле Меркитской крепости), миндаль дикий и лох серебристый, перманентно вызывающий своим названием безудержное веселье. А еще — роза, малина, облепиха, багульник, вишня степная, смородина двуиглая — всего и не перечесть! При этом учтут требования к почве и освещенности и установят таблички с описаниями. «Молодое, да и старшее поколение частенько путают хвойные деревья друг с другом, — отмечает Светлана Дымбрыловна. — А мы устроим своеобразный ликбез! Плюс сможем растирать растения в руках и вдыхать их запах».

Территория дендрария. Фото: из личного архива.

Здесь же разольется пруд, имитирующий Байкал, и зажурчат ручьи — Ангара и Селенга. Примечательно, что водные объекты расположатся по географическим координатам. Площадки, символизирующие районы, будут выложены из щепы, песка, гравия, древесины и иных природных материалов, а границы между ними — из камня.

Установлены живописная беседка и собственная метеостанция с метеорологической будкой, солнечными часами, флюгером, осадко- и снегомером, чтобы вести наблюдения за природой и погодой, проводить уроки биологии, экологии и географии. Таблички и указатели на шрифте Брайля, дорожки для маломобильных групп— все это органично впишется в стандарты безбарьерной среды.

Общественная деятельница признается — создать подобное пространство было ее давней мечтой, а получить грант в 700 тысяч рублей — огромным подспорьем. На эти деньги хоть и не поставили ограждение, но пробурили скважину и сделали все остальное. Обустраивать «Маленькую Бурятию», помимо самих сотрудников фонда, помогали работники лесопромышленной компании «Восток», а также Байкальского, Заиграевского, Селенгинского и Усть-Баргузинского лесхозов, студенты Бурятской сельскохозяйственной академии и Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта, волонтеры из родителей ребятишек с инвалидностью и участников форума «Baikalcalling».

— Основную работу выполним до 31 мая 2019 года, а вообще планируем свою деятельность на всю жизнь, — поясняет Будашкаева. — И искренне надеемся, что наш проект станет истинным украшением Улан-Удэ и любимым местом отдыха его жителей. Ведь от обычных карт местности не рождаются такие эмоции, а в виртуальном мире — такие ощущения. Недаром наши краеведы ходят пешком по земле и, смотря, вдыхая, осязая, чувствуют связь с ней.

Кладбища и рукописи

Так, краевед, историк, издатель книги о жизни Агвана Доржиева, пастор христианской пресвитерианской церкви Улан-Удэ Виктор Калмынин вспоминает, как вместе с друзьями путешествовал по Финляндии. Полдня они двигались по определенному маршруту, любовались окружающими красотами и, наконец, оказались возле почтового ящика, куда письмо опускал президент США Франклин Рузвельт. Это и была цель вояжа.

— После недавно прошедшего форума гражданских инициатив я задумался: «А почему бы не организовать аналогичные поездки по интересным местам нашего города? Взять хотя бы сотые квартала с их могильниками и захоронениями». Но нельзя ограничиваться лишь вехами, датами и религиями. Самое важное — это люди.

Коллеге вторит краевед, археолог, географ, кандидат исторических наук Алексей Тиваненко.

— Один раз довелось обнаружить обрубленную руку на одной из горных вершин нашей республики, на другой — шесть огромных юрт и множество бытовых предметов — следы древнекочевой столицы бурятского мира. На поверхности лежит многое. И когда сталкиваешься с этим, история оживает. Некоторые открытия делаются на кончике пера. Но мы не даем координат. Однажды указали местонахождение петроглифа, а неизвестные увезли его для коллекции.

В реализации проекта помогает Русское географическое общество. Фото: из личного архива.

Ученый сетует: исчезают не только памятники, но и другие творения рук и ума человеческих. В советское время существовало главное управление книжной торговли, которое ведало и изданием, и распространением книг. Сами авторы не пеклись обо всем этом, лишь получали заслуженные и, надо сказать, приличные гонорары. Знаменитый поэт, автор гимна Республики Бурятия Дамба Жалсараев выпустил книгу стихов и купил себе «Волгу», а своему сыну, известному краеведу Анатолию Жалсараеву, — «Москвич».

Художественный руководитель театра кукол «Ульгэр» Эрдэни Жалцанов припомнил, что раньше министерство культуры РБ закупало пьесы за символическую сумму и архивировало их. Но зачастую творения оказывались невостребованы и ложились в стол, что становилось драмой того поколения.

— А сейчас кто занимается выпуском и хранением? — разводит руками Тиваненко. — При минкульте Бурятии есть совет, который принимает рукописи и отбирает лучшие из них, чтобы произвести печать. Но как расставляет приоритеты — неизвестно. При «культурном» органе нужен фонд, который был бы открытым, аккумулировал всю интеллектуальную собственность — не только книги, но и, например, картины — в своих недрах и оплачивал часть расходов. Он принимает работу, ставит регистрационный номер в специальный журнал, вносит туда имеющиеся данные и выпускает бюллетень с аннотациями, заинтересовывая потенциальных спонсоров. А независимый совет оценивает произведения. И все труды в полной целости и сохранности, и плагиата нет, и потребности в самостоятельном поиске издателя — тоже.

Особой популярностью пользоваться будет именно краеведение, считает Алексей Тиваненко, ибо детективы, беллетристика и иже с ними отживают свое. Новые возможности должны заинтересовать «пишущих» людей, коих не так много в Бурятии — с десяток в столице да по два-три в районах.

— В Забайкальском крае краеведческая литература раскупается в огромных количествах, а потому и печатается большими тиражами, на что выделяются средства. Неимущие авторы издаются практически бесплатно. Думаю, у нас это не выльется в баснословные траты, но получит ощутимую поддержку региональным властям и окажет не меньшую — творческим личностям, а, главное, сформирует архив интеллектуального наследия, который не даст забыть свои корни. «Культурный код — ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру», — говорит нам Википедия. Утрата интереса к географии, истории своего края, литературе, в том числе краеведческой, — не есть ли путь к потере этого кода? 

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах