Правда, сначала россошинцы изложили свои вопросы к «Забайкальскому горнорудному предприятию» в обращении к правительству и Народному Хуралу, которое на сессии парламента зачитал депутат Виктор Малышенко. Один из авторов обращения, депутат местного совета Сергей Агафонов, попытался объяснить, почему они обратились к руководству «ЗГРП» не напрямую, а через фракцию КПРФ.
А было ли приглашение?
- Мы три года пытаемся пригасить вас на наш сельский сход, - утверждает он.
- Я первый раз слышу о приглашении... – возразил директор «ЗГРП» Александр Воронков.
- Три года пытаемся… - настаивал Сергей Агафонов.
- Я сожалею, что ваши приглашения до меня не были доведены. Но сегодня я здесь и готов ответить на ваши вопросы.
Поскольку авторы обращения, а это 85 человек, выдвинули довольно серьезные претензии и обвинения в совершении сотрудниками горнорудного предприятия противоправных действий, глава Бурятии Алексей Цыденов создал специальную межведомственную комиссию и командировал ее в Россошино. В комиссию вошли представители «ЗГРП», прокуратуры, МВД, СУ СКР по Бурятии, Роснедр, Бурприроднадзора, администрации главы Бурятии, а также уполномоченный по правам человека.
На сельский сход пришли далеко не все жители Россошино - преимущественно, охотники и рыболовы. Те, кого чаще можно встретить не у себя дома, а в тайге – с ружьем или на реке в лодке и с орудием лова, в избушке охотника, или даже бродящими по дну коварной Ципы в поисках окатышей вожделенного нефрита. Те, кто привык, кто может и хочет жить дарами природы.
Пути-дороги мужиков из Россошино, где кроме бюджетной сферы нет почти никакой другой работы, вот уже почти пят лет пересекаются с землями, переданными по лицензии в аренду «Забайкальскому горнорудному предприятию», разрабатывающему здесь одно из самых перспективных месторождений белого нефрита - Ковыктинское. Понятное дело, территорию деятельности «ЗГРП» тщательно охраняет от нелегальных добытчиков, так называемых «черных копателей», коих в этих местах в прошлые годы шастали сотни.
Сюда за «своим» валютным камнем приезжали не только жители Бурятии, но и «джентльмены удачи» из соседних регионов России в стремлении разбогатеть на незаконной продаже поделочного камня китайским скупщикам. Случались вооруженные стычки, погибали люди, о чем россошинцы знают не понаслышке, поскольку и сами нет-нет да промышляли добычей нефрита и попадались полицейским или охране «ЗГРП».
Конечно, по периметру лицензионного участка, имеющего форму неправильного шестиугольника, забором с колючей проволокой не огородить. А местные жители зачастую появляются в границах нефритовых «угодий» - иногда на своих двоих, иногда на грузовиках. Их тоже задерживают до выяснения личности, тем более, когда у граждан нет с собой никаких документов.
Без бумажки…
- Меня заставили разогреть мою машину «ГАЗ-66» и отправили на базу «ЗГРП», - рассказывает один из тех, кто подписался под обращением. - Милиция вывезла меня оттуда на третий день, но без машины, никаких протоколов никто не писал. А это машина - половина моей жизни, езжу, охочусь, это хлеб мой.
Начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Бурятии Игорь Никитчук, присутствовавший на сельском сходе, раскрыл интересные подробности того задержания:
- Во-первых, гражданин был задержан за то, что он осуществлял вылов краснокнижной рыбы -ленка. Во-вторых, не смог показать на свой автомобиль документы, которых, как выяснилось, нет вообще. На учете в ГИБДД автомобиль не состоял, у него нет регистрационного номера, нет документов на собственность. Поэтому грузовик до выяснения обстоятельств был изъят и помещен на стоянку. До сих пор стоит. Кому его отдать? Как отдать? Кто владелец машины? – задался вопросом Игорь Никитчук и доложил, что в настоящее время на спецстоянке «ЗГРП» стоит на хранении около 40 единиц техники, изъятых полицейскими. Какая-то из них принадлежит жителям Баунтовского района, включая Россошино.
Люди поочередно вставали и рассказывали свои истории. Кого-то держали несколько суток до выяснения личности, у других конфисковали колесную технику и по той же причине (отсутствие документов) не вернули, кто-то попал в замес похлеще – с порчей имущества и даже стрельбой. Но вот, что странно – по большинству из происшествий жители Россошино заявления не писали, в полицию не обращались. Скоро стало ясно – почему, опять же от самих россошинцев, которые при упоминании «ЗГРП» неизменно добавляли: «Это ваша полиция».
Почему полиция
Судя по всему, местные жители по-своему объяснили факт нахождения полицейских на территории «Забайкальского горнорудного предприятия». А совместные со службой охраны «ЗГРП» операции по задержанию нарушителей – «нездоровой спайкой бизнеса и правоохранителей». Вот, россошинцы и не обращались в полицию, полагая, что все они – и охрана «ЗГРП» и сотрудники МВД по Бурятии - «заодно». Им никто не рассказал, что дело обстоит не так, а точнее, совсем не так.
- Это не наша полиция, это российская полиция, если хотите – бурятская, - отреагировал Александр Воронков на очередную такую реплику из зала. Объяснять вновь пришлось Игорю Никитчуку. Он поведал, что приход в Ковыкту «ЗГРП» в 2014 году совпал с началом декриминализации нефритовой отрасли, курируемой на федеральном уровне. И скоро в границах горнорудного предприятия приказом министра внутренних дел Бурятии появился постоянный пост полиции, помещение и земельный участок под которым оформлено между «ЗГРП» и МВД по Бурятии арендным соглашением. Все по закону.
Сотрудники бурятской полиции, выполняющие здесь задачу по охране общественного порядка при содействии службы охраны предприятия, добились за пять лет впечатляющих результатов. За этот период было задержано до выяснения обстоятельств порядка трех тысяч человек и сотни единиц техники. Среди прочих попадались иногородние граждане, находящиеся в федеральном розыске, откровенные криминальные элементы – всяких вылавливали. С тех пор благодаря таким беспрецедентным мерам количество нелегальных добытчиков поделочного камня в Баунтовском районе Бурятии пошло на убыль.
Информационный вакуум
Странно другое. Странно, что россошинцы до сих пор попадаются полицейским и охранникам «ЗГРП» на территории добычи нефрита. Хотя, казалось бы, кто-кто, а они-то в первую очередь должны знать такие элементарные вещи, что в тайгу лучше идти с документами, удостоверяющими личность, и разрешением на охоту, что техника, на которой они передвигаются, должна иметь государственную регистрацию. Но даже на поиски знаменитых окатышей в Ципе россошинцы идут, не подозревая, что их действия автоматом попадают под уголовную статью...
- Вы объясните, пожалуйста, я могу ходить на Ципу и добывать там окатыши? – прозвучал вопрос из зала.
- Нет, нефрит отнесен законом к полудрагоценным камням, и его добыча без лицензии является уголовно наказуемым деянием, наказывается крупным штрафом, - был ответ представителя Роснедр.
Почему россошинцам про это тоже никто не рассказал?
Впрочем, чем дольше шел сельских сход, тем очевиднее становилась основная проблема жителей Россошино: отсутствие механизма обмена информацией, коммуникационных связей. Уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова сумела нащупать главное:
- Вопрос информации, вопрос коммуникации с госорганами, руководством «ЗГРП» очень актуален. Коренные малочисленные народы, как одна из самых уязвимых категорий, имеет право на общественный контроль, на участие в принятии решений. Вы имеете право знать, что происходит и почему происходит! – сказала омбудсмен, обращаясь уже к сельчанам.
- Добывающая отрасль – основа экономики, и есть финансовые вливания «ЗГРП» в Баунтовский район, это надо признать. Но нужно уметь правильно выстраивать отношения с коренным населением. Сегодняшняя ситуация – это только пока ради экономического развития предприятия и района. Мы же призываем к ответственным решениям и готовы подключиться к их поиску и участвовать в их принятии, - призвала к развитию сотрудничества на принципиально новом уровне уполномоченный по правам коренных малочисленных народов парламента Бурятии Лариса Мурзакина.
Что ни делается, то к лучшему
И представители полиции, и «Забайкальского горнорудного предприятия» заверили россошинцев, что дадут ответ на каждое заявление в течении нескольких дней, разберутся по каждому случаю задержания людей и техники. Последнюю вернут владельцам при наличии соответствующей регистрации и документов, подтверждающих право собственности на нее. Жителям Россошино также настойчиво рекомендовано брать с собой документы, чтобы у правоохранительных органов не было сомнений, что задержанное лицо не находится в розыске.
Представитель «ЗГРП» отметили, что из 132 человек, работающих на предприятии, 9 зарегистрированы в Россошино, еще 32 – из Баунтовского района. И выразил готовность помогать с трудоустройством и обучением сельчан, но при наличии у них необходимой базовой квалификации. Заместитель министра МВД Бурятии также предложил трудоустройство в полицию, поскольку в Баунтовском районе не хватает кадров и приходиться командировать сюда людей из других районов республики.
Заместитель руководителя Бурприроднадзора Сергей Нестеров разъяснил жителям Россошино правила охоты и рыбалки, чтобы у них не возникало проблем с законом. Он рассказал о регистрации, о квотах, о понятии «традиционной охоты». Кроме того, россошинцам дали прямые контакты специалистов для получения разрешительных документов.
По итогам сельского схода будет разработана «дорожная карта» по комплексному решению проблем Россошино. От жителей села единогласно избраны три представителя. Результаты работы правительственной комиссии станут известны уже на этой неделе.
Справка «МК в Бурятии»:
«ЗГРП» с самого начала своей работы в 2014 году приступила к реализации обширного комплекса мероприятий по поддержке социально-экономического развития Баунтовского эвенкийского района. Руководствуясь принципами социальной ответственности, компания предоставила стабильную и высокооплачиваемую работу многим жителям Бурятии. Средняя зарплата в компании составляет 104 тысячи рублей в месяц.
Часть прибыли ЗГРП направляет на решение социальных проблем местных жителей. За период с 2014 года по настоящее время оказана финансовая помощь Баунтовскому району в размере 44 млн рублей для решения различных социальных проблем местных жителей в рамках заключенного соглашения с администрацией Баунтовского эвенкийского района.
В поселке Россошино при поддержке компании обновлена социальная инфраструктура: в Россошинской школе – детском саду проведен ремонт, приведен в порядок пищеблок, установлены пластиковые окна, приобретены оргтехника, мебель. Также укреплена материально-технические базы библиотеки дома культуры, фельдшерско-акушерского пункта, почтового отделении посекла.
ЗГРП системно участвует и в восстановление транспортной инфраструктуры: выделяются средства на содержание и ремонт дороги общего пользования Байса – Россошино и ремонт дорог внутри поселка.
Отдельное внимание уделяется социальной реабилитации жителей Россошино, прошедших лечение от алкогольной зависимости.
Таким образом, общая сумма поддержки поселка Россошино с момента начала деятельности ЗГРП составляет 9,5 млн рублей.
Кроме всего, предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков региона. С момента начала своей деятельности в 2014 году ЗГРП перечислило в бюджеты Бурятии различных уровней более 1 млрд рублей.
Ранее пресс-служба Ростеха на запрос МК сообщила, что в 2016 году продала по рыночной стоимости свою долю и не участвует в развитии предприятия.