На самом деле, история не такая однозначная. Это признает и сама Светлана. Разногласия с руководством начались у нее с начала 2019 года и нарастали как снежный ком. И к политике они имели мало отношения. Все касалось «внутренней кухни» колледжа и взаимоотношений Светланы с другими преподавателями. Остапчук писала жалобы в трудовую инспекцию и в республиканское министерство образования. Колледж пытался ее уволить, но безрезультатно. В начале сентября завис шаткий паритет, который быстро разрушился. К тому же начались народные волнения на площади Советов.
- Мне сестра из Забайкалья звонит и говорит: «Что у вас там происходит? Я в интернете стримы Дмитрия Баирова смотрю и ужасаюсь». Ну, я побежала на площадь после уроков, - рассказывает Светлана. – Увидела разгон людей своими глазами. Внутри меня все клокотало. Было очень страшно.
Остапчук вспоминает, как все время ее держалась какая-то бабушка. Когда силовики начали теснить толпу, пожилая женщина упала.
- Я кричу: «Бабушку уронили!». А вокруг гомон – «Бабушку убили!», - и плачет, и смеется экс-хормейстер. – В общем, во мне что-то взорвалось в этот момент.
«Взрыв» оказался таким мощным, что Остапчук вступила в ряды КПРФ. Ее стали звать на митинги петь. Первый раз Светлана вышла на коммунистическую сцену с «Кукушкой» Виктора Цоя. Это было 29 сентября на втором санкционированном митинге в Улан-Удэ в парке «Юбилейный».
- Не очень получилось, - оценивает свое выступление женщина. – Звук был не самый качественный, я как будто в консервную банку спела.
Уже на следующий день, 30 сентября, в педагогическом колледже состоялось экстренное собрание. Официально оно было посвящено рассмотрению жалобы Светланы на коллегу-преподавателя. Но зашла речь и о другом.
- Коллеги, нужно работать над собой, заниматься своими профессиональными обязанностями, - отметил один из выступавших (аудиозапись есть в распоряжении редакции. – прим. авт.). - Я бы хотел еще отметить, Светлана Валерьевна - вы ходите на митинги. Да, это ваше право быть свободной, выражать свое мнение. Но… Ходить на митинги и так далее, и так далее... Вы же знаете, этот же сценарий был применен в соседнем нашем государстве Украине…
Тема «митингов» на этом собрании быстро заглохла. А 7 ноября Остапчук выступила на коммунистическом концерте с «Катюшей». А 8 ноября ее вызвали на ковер и предложили два варианта – либо писать заявление по собственному желанию, либо с «формулировкой».
- Я, конечно, выбрала «формулировку», - горячится Светлана. – Мне вменили «неоднократное нарушение должностных обязанностей». Но я собираюсь пойти в суд и добиться того, чтобы меня в колледже восстановили. Мне звонят студенты, плачут и спрашивают, когда я вернусь.
Руководство колледжа парирует, что увольнение Остапчук с ее политической деятельностью никак не связано.
- Трудовой договор со Светланой Остапчук расторгнут на основании пункта 5 статьи 81 Трудового кодекса РФ, - сообщила «МК в Бурятии» директор Бурятского республиканского педагогического колледжа Светлана Нимбуева. – За период работы в отношении работника отмечены дисциплинарные взыскания. Причиной увольнения послужили факты не исполнения своих должностных обязанностей.
Светлана Цыдыповна предоставила документ с названием «Перечень мероприятий по работе с Остапчук С. В». Основная претензия к преподавателю там одна – она никак не могла сдать рабочую учебную программу (РУП) и учебно-методический комплекс (УМК). Это, по сути, план работы на год. Остапчук писала программы, их заворачивали, она переписывала, потом их заворачивали, у нее просили объяснительные, она их не писала.
Так или иначе, итог один. Светлана Остапчук уволена. Она будет обращаться в суд, чтобы на работе ее восстановили. Экс-преподаватель колледжа обратилась к известной правозащитнице Надежде Низовкиной. Та согласилась представлять в суде интересы Остапчук.
-Мне пока сложно судить об этой ситуации, - дипломатично высказалась Низовкина в разговоре с «МК в Бурятии». - Насколько понимаю, там была череда целых событий. Но понятно, что исполнение «Катюши» стало неким символическим актом. После этой песни руководство колледжа поняло, что Светлана не желает их слушать.