МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Решение вопроса строительства Национального музея в Улан-Удэ зашло в тупик

Как главе Бурятии подчинить волю ученого совета БГУ

Выступая 8 февраля на открытом совещании с правительством, глава республики Алексей Цыденов как одно из главных достижений своей команды отметил готовящееся строительство в центре Улан-Удэ Национального музея и здания театра «Байкал».

10 февраля соцсети облетело видео расширенного заседания ученого совета БГУ, из которого стало ясно, что ученые мужи не согласились отдать землю стадиона «Спартак» под строительство Национального музея. Вопрос обновления исторического центра столицы благополучно подвис, а с ним и выделение Улан-Удэ 1,5 млрд рублей под коммунальные сети в рамках дальневосточной субсидии. 

Позднее, комментируя случившееся, Алексей Цыденов в интервью телекомпании «Ариг Ус» выразил по этому поводу свое искреннее недоумение. «Все, что мы БГУ предлагаем, это больше того, что он имеет. Получает поле, получает беговые дорожки. При этом говорят, что мы лишимся лицензии, аккредитации. Господа, кто вам помогал ее проходить. Я за БГУ не первый год хожу по всем порогам и их не только защищаю, но и продвигаю. Неужто я хочу на этом фоне сам какую-то бяку подложить», — вопрошал глава республики, всем своим видом показывая, что сдаваться он не собирается.

Враги среди нас

Ровно три года назад, впервые выступая на сессии Народного Хурала, где депутаты рассматривали изменения в закон «О выборах главы Бурятии», в частности, вопрос снижения «муниципального фильтра», тогда еще врио главы Алексей Цыденов неожиданно заговорил о внешних угрозах для родины. По его словам выходило, что на ближайших выборах главы Бурятии могут появиться кандидаты-ставленники из-за рубежа, которые затевают в отношении Бурятии что-то нехорошее.

— Не с точки зрения победить и не из Бурятии. Штаб формируют сейчас в Новосибирске, в Екатеринбурге, причем финансируется из-за рубежа. Если вы думаете, что на выборах буду я и Мархаев, неправда. Сюда сейчас смотрят люди, которым все равно до Бурятии и до России, потому что у них задача совсем другая, — сообщил Цыденов к полному изумлению присутствующих.

Через полгода, опровергая слухи о противостоянии Народного Хурала и правительства, глава республики заявил уже о внутренней оппозиции, которая, по его словам, окопалась в местном парламенте. Пусть это всего несколько человек, но он этих людей знает и спокойно наблюдать за происходящим не будет. Неудивительно, что на очередных выборах в Народный Хурал горстка уважаемых деятелей с громкими фамилиями не попала в списки избранных, а некоторые вообще исчезли с политического небосклона республики. Впрочем, проблем у Алексея Самбуевича от этого не убавилось.

БГУ как оппозиция

Если вход в тайную комнату — источник всех неприятностей для школы волшебников — Гарри Поттер нашел в женском туалете, то наша тайная комната обнаружилась между площадью Советов и памятником Доржи Банзарову, причем еще задолго до приезда в Бурятию Алексея Цыденова. Пять лет назад, возмущенные назначением нового ректора, ученые БГУ устроили здесь Вячеславу Наговицыну настоящую провокацию. В присутствии тогдашнего министра образования и науки Бурятии Алдара Дамдинова студент спросил главу республики о чем-то на бурятском, а потом задал вопрос, как он теперь собирается развивать в республике бурятский язык.

Явно учитывая это, Алексей Цыденов на совесть взялся за учебники бурятского, и 8 февраля на сцене ФСК очень четко произнес на бурятском благопожелание. Отдельные члены правительства, посетившие 10 февраля ученый совет БГУ, они же выпускники БГУ, пытались предпринять что-то похожее, но заклинания на родном языке на ученых не подействовали. Неожиданно выяснилось, что ничего дороже, ближе и роднее старенького стадиона у наших преподавателей нет. Как можно судить по видеозаписи, любезно сделанной самим вузом, расширенное заседание ученого совета БГУ 10 февраля прошло под девизом «Стадион есть наше все». Одни вспомнили, как в послевоенном детстве ловили в здешних водах карасиков, для других стадион стал олицетворением памяти о педагогах, которые здесь когда-то работали. В итоге 64 члена ученого совета единогласно проголосовали против каких-либо перемен.

Между тем вопрос строительства двух крупнейших объектов на набережной столицы вышел за рамки культурной повестки, как только появилась информация о возможности выделения на строительство современных инженерных коммуникаций дальневосточной субсидии в 1,5 млрд рублей. Полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев подтвердил готовность решить этот вопрос. Строительство здания Национального музея вошло в федеральную программу с планом выделения первых 600 млн рублей уже в 2020 году. Блестящие планы начали таять, как только БГУ отказался отдать под строительство стадион «Спартак» в обмен на другие объекты. Понятно, что выделять под сети 1,5 млрд рублей для строительства одного театра «Байкал» стоимостью в 1 млрд рублей никто не будет.

Приз в 1,5 миллиарда

Руководитель администрации Баир Цыренов, пришедший на ученый совет во главе правительственной делегации, переминаясь с ноги на ногу, сообщил, что его назначили заниматься этой темой буквально вчера. Если бы позволяла обстановка, он бы признался, что вообще не знает, как теперь этим заниматься. С одной стороны, доводить тайную комнату до состояния воспоминаний о карасиках в послевоенном Улан-Удэ было непростительной ошибкой. С другой — невозможно отказаться от 1,5 млрд дальневосточной субсидии на инженерные коммуникации, от которых зависит теперь не только судьба театра «Байкал», но и всего центра столицы.

Наученный горьким опытом Вячеслав Наговицын, случись дальневосточная субсидия в его времена, наверняка доверил бы этот непростой вопрос первому зампреду правительства Иннокентию Егорову. Вряд ли общественность когда-либо узнала, что делал бы Егоров для спасения Улан-Удэ, но вопрос он бы решил. Возможно, для начала встретился с земляком и проректором по научно-исследовательской работе БГУ Вячеславом Хахиновым, который 6 февраля получил из рук Алексея Цыденова госпремию, а 10 февраля просидел весь ученый совет в первом ряду так, словно он пришел на интереснейший спектакль.  

Что намерен теперь делать со всем этим Алексей Цыденов, не знает, наверное, даже он сам. Это Гарри Поттеру достаточно было пронзить злобного василиска и восстановить покой в родной школе. 10 февраля в зале ученого совета против обновления центра Улан-Удэ проголосовали 64 василиска, напомнившие членам правительства и про низкие зарплаты, к которым республика не имеет никакого отношения, и про слабую материально-техническую базу, про все остальное. Изменить теперь их мнение может разве что  волшебная палочка, отшибающая напрочь память и подчиняющая волю. Если задачу с Национальным музеем действительно удастся решить и в исторический центр Улан-Удэ придут 1,5 млрд рублей, Алексея Цыденова по праву можно возводить в сан волшебника.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах