Фабула уголовного дела, по которому арестовали Мишенина, связана с его работой на Новосибирском авиаремонтном заводе. Не с Бурятией.
Оставив уголовное дело следствию, посмотрим на его дела для нашей республики. Какие экономические проекты были на него «завязаны»? Какая судьба их ждет?
Необычный чиновник
В 2015 году, когда Мишенин был назначен министром промышленности и торговли Бурятии, о нем было много противоречивых суждений. Одни источники утверждали, что «в 90-х он успел попродавать вертолеты У-УАЗа, а позднее поработать на самом заводе» (первое, впрочем, маловероятно, так как XXI век Мишенин встретил 20-летним студентом Новосибирского государственного технического университета, второе вполне возможно). Другие усмотрели в новом министре грядущую замену Вячеславу Наговицыну на посту главы республики. Утверждали, что Кремлем и Ростехом реализуется «схема постепенного внедрения новичка с не менее постепенной его проверкой в действии», что «намного эффективнее простого назначения очередного варяга».
На деле Мишенин оказался очень необычным чиновником для Бурятии. Он стал, пожалуй, единственным в том составе правительства министром, пришедшим на госслужбу непосредственно с производства. В отличие от вице-премьера Александра Чепика, курировавшего экономический блок, Мишенин не очень охотно общался с прессой, делая это скорее по необходимости, вообще не занимался самопиаром, не озвучивал пафосных заявлений и не закручивал лихих схем. Он не рассказывал об экономике — он в ней работал. Основательно, методично, по конкретным точкам роста, не растрачивая время, усилия и ресурсы на проекты-плацебо. Подобно харизматичному персонажу кинофильма «Москва слезам не верит», Мишенин предпочитает делать то, что любит и умеет — поднимать производство. При нем финишировало строительство первых корпусов промышленного парка на базе бывшего вертолеторемонтного завода. Тянулось оно с 2012 года, вызывая у депутатов Народного Хурала и общественности многочисленные вопросы по поводу эффективности этого проекта. В 2016 году у промпарка было только три потенциальных резидента. В 2017-м — уже десять.
«Акушер» бизнеса
Весной 2018 года минпромторг запросил у Народного Хурала финансирование на расширение промпарка с учетом потребностей уже работающих и будущих производств. Требовалось увеличить площадь цехов с 26 до 30 тысяч кв.м за счет включения в состав парка еще трех блоков, расширить инженерную инфраструктуру, построить модульную котельную по производству пара для технологических нужд резидентов, увеличить мощность электроснабжения до 5 мегаватт, приобрести грузовой лифт, способный поднимать до 5 тонн на высоту до 11 метров.
Зная критическое, хотя уже и несколько смягчившееся отношение целого ряда депутатов к промпарку, Мишенин мог бы отправить с отчетом о его деятельности и просьбой о расширении кого-то из заместителей. Но пошел, выступал, аргументировал, убеждал сам.
К началу 2020 года площадь промпарка превысила 32 тысячи кв.м, количество резидентов достигло 18-ти, выпускаемая продукция является брендовой для Бурятии. С «Байкальским текстильным комбинатом» связаны надежды на возрождение овцеводства и производства изделий из шерсти. Компания «Ориентал Вэй» занимается переработкой белого и зеленого нефрита, производством сувенирной и ювелирной продукции. ООО «Биэйр Системы», выпускающее оборудование для очистки и рециклинга воды, заняло первое место в конкурсе проектов «Сколково». Инновационная продукция предприятия «Шэнэскин» — биополимерные матрицы (аналог живой кожи) — призвана способствовать увеличению продолжительности и качества жизни человека за счет восстановления утраченных структур и функций органов и тканей. Эти и другие резиденты промпарка дали жителям Бурятии новые рабочие места, а казне — налоги. Идеи и технологии бизнеса, разумеется, принадлежат их создателям, но для многих минпромторг, возглавляемый Алексеем Мишениным, стал, по образному выражению одного из резидентов, «акушером и нянькой» — помог явиться на свет и встать на ноги.
Огонь на себя
«Мишенин способен вызывать огонь на себя, держать удар и отстаивать свою правоту, — рассказывают предприниматели. — Это качество настоящего мужика. Он не прячется за чужие спины, но уважает иное мнение».
Когда жители Закаменского и Хоринского районов поднялись против передачи лесов в аренду китайской компании «МТК-Дженькей», зампред по экономическому развитию Алексей Мишенин лично поехал на общественные слушания. Сам он тогда, конечно, ясно понимал, что крупный инвестор-лесозаготовитель с производством по глубокой переработке древесины, четкими обязательствами по лесовосстановлению и официальному трудоустройству работников из числа местного населения по всем параметрам предпочтительнее сотен «черных лесорубов». Но понимал и то, что «осчастливить против воли нельзя», люди вправе сами определять свое настоящее и будущее. Важно соблюдать баланс государственных, экономических и общественных интересов.
Эмоциональный фон на общественных слушаниях изначально был неблагоприятным для диалога об экономике и экологии. Мишенин спокойно выслушал разгоряченных людей и резюмировал: «Проект одобрен не будет». Хотя и остался при своем мнении: «Для нас печально, что народ не воспринял проект. Потому что на самом деле он планировался с благими целями».
Точка роста — технопарк
Пожалуй, главным и наиболее масштабным делом Алексея Мишенина в Бурятии является проект создания промышленного технопарка на базе Улан-Удэнского авиационного завода. Во-первых, зампред по экономическому развитию — профессиональный авиастроитель. Возможно, он для того и появился в Бурятии, чтобы запустить этот сложнейший процесс, поддерживать, двигать, питать своей энергией и опытом. Во-вторых, еще в 2015 году после назначения министром Мишенин заявлял, что для подъема экономики нужно работать с конкретными «точками роста», ключевой из которых является У-УАЗ.
Под строительство технопарка правительство Бурятии выделило земельный участок площадью 17,5 га, прилегающий к производственной территории Улан-Удэнского авиазавода. На этой территории должны появиться новые производственные корпуса, где планируется выпускать легкомоторный самолет «Байкал». Он призван заменить парк морально и физически устаревших Ан-2. Вторым направлением работы технопарка станет производство легкого цельнокомпозитного вертолета соосной схемы ВРТ-500. Третьим — выпуск трубопроводов для среднемагистрального самолета МС-21.
С началом серийного выпуска «Байкала» Улан-Удэнский авиазавод вернет себе былую уникальность. Ведь в советскую эпоху он был единственным в стране предприятием, выпускающим как вертолеты, так и самолеты. Возвращение этого статуса придаст У-УАЗу дополнительную устойчивость, гибкость в условиях меняющегося рынка, а коллектив обеспечит стабильной работой и заработком.
Возвращение
Технопарк настолько важен для Бурятии, а Мишенин — для этого проекта, что даже после перехода в 2018 году на работу в Ростех экс-министр остался на общественных началах и в этом качестве продолжал курировать важнейшие направления работы.
Кстати, в Ростехе Алексей Мишенин трудился в холдинге «Спецхимия», в состав которого входят крупные предприятия по разработке и производству взрывчатых веществ, баллиститных порохов, твердого ракетного топлива, энергетических систем ракетных двигателей. Но, видимо, это новое и обширное поле деятельности не заглушило в нем «зов неба», и он вернулся в Бурятию к проектам в области авиастроения.
Разумеется, занимался Мишенин не только авиационным технопарком, но и всем спектром вопросов экономического развития республики: ТОРами, поддержкой малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса, другими вызовами времени и начинаниями, устремленными в будущее.
Как истинный перфекционист, а это видно по безупречному стилю его одежды, Мишенин стремился многое делать сам. Его иногда называли «человеком реактивной тяги», подразумевая не крутизну карьерного взлета, а уровень энергии, самоотдачи и перегрузок.
Один из членов делегации Бурятии на Восточном экономическом форуме (г. Владивосток) рассказал, как поздней ночью (точнее — ранним утром) перед открытием экспозиции зампред правительства по экономическому развитию с инструментом в руках что-то доделывал, переделывал, перевешивал. А завершив и оглядев работу, без колебаний закатал рукава рубашки и самолично (уборщиц в такое время уже, понятно, не было) начисто вымыл выставочный павильон! На том Восточном экономическом форуме проект самолета «Байкал» был представлен президенту России Владимиру Путину. Глава государства поручил запустить его в серийное производство.
Ирония судьбы: в ноябре в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского прошли испытания модели самолета «Байкал». Были получены высокие значения аэродинамического качества, подтверждена правильность выбранной схемы самолета. А в начале декабря Алексей Мишенин был задержан...
«С ним легко и продуктивно»
Представители бизнеса, с которыми довелось поговорить о Мишенине после его задержания, высказывались с сожалением, а не со злорадством.
«Мишенин работал в постоянном контакте с бизнесом, — отметил один из собеседников «МК в Бурятии». — С ним легко и продуктивно. Он — производственник, и понимает, что такое предприятие, за счет чего развивается, чем ему можно помочь, а главное — как не навредить».
За время работы Мишенина в Бурятии, включая первое и второе «пришествие», с его именем не связано ни одного скандала с привкусом коррупции или беспечности. А вот в Новосибирске ему довелось столкнуться с публичными обвинениями. Сетевой дайджест «АвиаПОРТ» сообщил в декабре 2012 года: «Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения эксплуатантами законодательства при сертификации, ремонте и обслуживании вертолетов отечественного производства на ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод» (НАРЗ), по результатам которой возбуждено уголовное дело по фактам изготовления и использования подложной документации».
Однако ситуация быстро прояснилась. Оказалось, что подложные документы изготавливались вовсе не на НАРЗ, а поступили туда вместе с агрегатами. Работники НАРЗ, руководимого Алексеем Мишениным, напротив, эти подделки обнаружили, и ни один агрегат с такими «документами» не был установлен на вертолеты. В рамках уголовного дела искали их изготовителей. В отношении самого НАРЗ или его руководства никакого дела не возбуждалось.
В сегодняшнем обвинении, предъявленном Алексею Мишенину, также фигурирует «документация по ремонту вертолетов».
Крупные проекты, которые курировал Мишенин в правительстве Бурятии, конечно, будут продолжены. Такие начинания не замыкаются на одном человеке. «Роль личности в истории» не стоит преувеличивать. Но и преуменьшать тоже.