Масла в огонь подлила местная служба аварийных комиссаров, которая прямым текстом назвала мужчину автоподставщиком и посоветовала при его виде обязательно соблюдать правила дорожного движения.
После знаменитой аварии на путепроводе, которая привела к избиению подставщика, высказалась даже госавтоинспекция. ГИБДД признала правоту принципиального автомобилиста, но подчеркнула, что за последние два года он 15 раз попадал в ДТП и неоднократно привлекался к ответственности за нарушение правил дорожного движения.
«МК в Бурятии» нашел того самого водителя. Он согласился с нами пообщаться, но попросил не указывать его фамилию. 25-летний Олег утверждает, что никакими подставами он не занимается, а просто старается ездить по правилам. Наш герой — индивидуальный предприниматель, у него свой автомобильный бизнес. Какие-то машины он сдает в аренду, на свободных авто таксует. За последние 2 года и 7 месяцев у парня действительно зарегистрировано 15 ДТП, во всех он признан пострадавшей стороной.
Торможу, сигналю…
— Прямо везде не виноват?
— Один случай был, там инспекторы сделали «обоюдку». Это в прошлом году в том же месте на Элеваторе случилось, где под путепровод поворачивают, только с «Лексусом». Признали нас обоих виновными. Но я через суд это оспорил.
— Олег, а были ли ДТП, в которых вы все-таки были виноваты?
— Самая первая моя авария. Мне было 17 лет. Я ехал по Борсоева. С Фрунзе мужик выскочил на мою полосу. Я резко взял вправо, а там — машина. И я ее шоркнул. У меня не было страховки. Я влетел на 120 тысяч, выплачивал их по суду. И с тех пор стал соблюдать пункт правил 10.1 — водитель при обнаружении опасности всегда должен тормозить в своей полосе. Если ко мне лезут, я торможу, сигналю, пытаюсь избежать столкновения до последнего, но все в пределах моей полосы. А люди говорят, что я — подставщик.
— Если вы не подставщик, то кто? Просто принципиальный водитель? Все-таки 15 ДТП — это очень много.
— Да нет, дело не в принципах. Я и уступаю, и быстро не езжу.
— А насколько вы сами соблюдаете правила дорожного движения?
— Все мы не безгрешны, я тоже человек и не всегда езжу по правилам. Но стараюсь. Вот была на перекрестке Дарханская — Жердева пробка, а я очень торопился. По правилам я мог проехать перекресток и по левой полосе, и по правой, которая была пустая. Оценил ситуацию — и по правой почесал. А второму участнику не понравилось, что я там еду, и он меня специально стукнул в бок. Гаишники, конечно, признали его виноватым. А там еще был аварийный комиссар, он мне начал говорить: «Ты не по правилам ездишь». С того момента он меня запомнил, пытается все время где-то подловить, называет подставщиком. Хотя сам правил не знает.
— Некоторые считают, что вы специально бьетесь, чтобы страховые выплаты получить… Или чтобы с виновником ДТП на месте договориться. Можете прокомментировать?
— У виновников часто не бывает ОСАГО, это примерно каждый второй случай. С такими мы обычно договариваемся на месте. В суд обращаюсь в крайнем случае, если водитель уж совсем под «кожу залез», скрылся или еще что-то. И надо его проучить. Средняя выплата по страховой — 50 тысяч рублей, где-то больше, где-то меньше. С водителей, которые без полиса оказались, — 20-30 тысяч рублей. И да, я машину всегда делаю после каждого ДТП. А то некоторые пишут, что я специально на разбитом авто катаюсь, чтобы деньги со всех сдирать.
— Некоторые еще говорят, что страховые компании вас уже отказываются страховать.
— Ну, во-первых, страховая компания не имеет права мне отказать. А, во-вторых, то, что я постоянно попадаю в ДТП, моей страховой выгодно. Я же потерпевший. Моя компания забирает деньги с компании, где страховался виновник. И это всегда большие суммы, чем мне в итоге выплачиваются. Например, со страховой виновника взяли 100 тысяч, а мне дали 50.
Сначала все орут и «быкуют»
— На вас часто нападали другие участники ДТП, как это произошло на Элеваторе?
— Первый раз случилось. Я сам не кричу никогда. А люди выходят и сначала чаще всего орут, «быкуют». На эмоциях человек часто считает, что он прав. Потом 10-15 минут проходит, мозги обдуваются, и люди уже здраво рассуждают. Успокаиваются. Хотя вот у меня было предпоследнее ДТП — на Смолина. Я выехал с «Пионера», развернулся, чтобы к площади поехать. Еду по крайней правой, никого не трогаю. А женщина слева внезапно поворачивает на Театральную площадь. И врезается в меня. Сначала она мне сказала: «Простите, я вас не заметила». А потом приехали аваркомы, она с ними поговорила и заявила мне: «Да вы подставщик!».
— Я смотрю, у вас с аварийными комиссарами уже накопленные отношения…
— Видел много комиссаров, которые совсем не знают ПДД. А вы меня сейчас спросите — я на все билеты без единой ошибки отвечу. Я сам окончил юрфак и после вуза какое-то время работал аваркомом. Для многих из них главное, чтобы язык был подвешен. Они не хотят правильно оформить ДТП, а хотят просто затянуть потерпевшего на ремонт в «свое» СТО. И неважно, кто прав, кто виноват. Часто ведь бывают спорные ситуации, участники не могут сами разобраться. Так, многие комиссары просто оценивают, какая машина им интереснее в плане ремонта. Вот стоят «жигулишка» и «камрюха». И ты понимаешь, что за «жигули» страховая даст максимум тысячу рублей. А за «камрюху» — тысяч 200. И все, говоришь водителю «жигулишки», что он виноват, убеждаешь. Главное, чтобы европротокол был на месте составлен. А потом бегай не бегай, ничего не докажешь. Тяжело оспорить. Поэтому я советую только ГИБДД ждать. С аваркомами я оформляю аварию только когда тороплюсь, и мне некогда ждать два-три часа. Но вообще предпочитаю с ними не связываться. Хотя после того, как одна компания назвала меня автоподставщиком в своем официальном инстаграме, я позвонил туда и озвучил, что готовлю судебную претензию — они опорочили мою честь и достоинство. Минут через 20 пост уже отредактирован, и слово «автоподставщик» убрано. Но претензию я все равно подам, по сути, меня назвали мошенником, не имея доказательств.
— Олег, такое ощущение, что вы бесконечно судитесь….
— В судах я не торчу. Жалобу закинул и все. У меня есть адвокат. Я скидываю ему документы, он все сам делает. А вообще мой преподаватель в вузе говорил: «Незнание закона не освобождает от ответственности. А знание закона, наоборот, освобождает». И я этим пользуюсь. Я же не зря пять лет учился на юрфаке. Кстати, в своем официальном комментарии ГИБДД сообщала, что у меня куча штрафов. Это не так. Точнее, штрафы есть, но я их все обжалую.
— Как так?
— Последний раз мне выписали штраф за неправильную парковку в Иркутске, я там часто бываю. Машину эвакуировали. Была за рулем жена. Я ее отправил домой с детьми, а сам поехал авто забирать. Прибыл в ГИБДД, мне говорят: «Давайте права». И гаишник мне выписывает штраф — не убедившись, кто же был за рулем в момент нарушения. В общем, я отменил этот штраф. Штрафы за превышение скорости тоже оспариваю, гаишники не выясняют, на кого записана машина, кто находится за рулем. И все это можно потом оспорить. Да, нарушения с моей стороны могут быть. Но, если следовать закону, я прав.
— Олег, а почему вы не работаете юристом?
— Я учился, чтобы после окончания вуза попасть в правоохранительные органы. Но по причине здоровья это сделать не удалось. Просто работать юристом частной практики не хотелось — их слишком много. Поэтому ушел в «машины». Но я часто помогаю друзьям — пишу жалобы от их лица, например, на гаишников. Приходится вникать в правила дорожного движения. Люди их знают поверхностно. А я углубленно. Поэтому такие недопонимания и случаются.
— Как вы в общем можете оценить культуру вождения в Улан-Удэ?
— В других городах все как-то ездят по правилам. За два года жизни в Иркутске меня стукнули всего четыре раза, причем все водители неместные. А тут меня постоянно тын-тын, тын-тын. В Улан-Удэ низкая культура вождения. Все считают, что они правы, как бы они не ехали. Особенно это касается мужчин. Девушка еще десять раз подумает, прежде чем подрезать. Женщины ездят невнимательно, но аккуратно. А мужики нагло.
Из обсуждения в инстаграме
Аваркомы: «Аккуратнее надо двигаться на дорогах, потому что грамотные учителя правил дорожного движения не дремлют. Провокатор ДТП или учитель ПДД? Потерпевший прав, но по-человечески, по-здравому смыслу — не прав. Ведь можно пропустить соседнее авто и избежать удара. Специально создавать на наших дорогах хаос не нужно».
Комментатор: «Очень непрофессионально службе аварийных комиссаров высказывать субъективные суждения на тему: «По-человечески и по-здравому смыслу». Аварийный комиссар должен руководствоваться сугубо буквой закона, и любое отступление от неё будет нарушением закона!»
Аваркомы: «Ежемесячно, по 3-5 раз фиксируя ДТП этого «учителя ПДД», понимаешь, что он злоупотребляет знанием правил и зарабатывает на этом деньги и даже какую-то славу. Создатели дорожного хаоса будут повторять, наблюдая за ним. Здравый смысл тоже должен присутствовать.»
Комментарий
Представители службы аварийных комиссаров «КузовСалон»:
— Этот водитель целенаправленно совершает аварии, идёт на столкновение. Ради чего — не знаем. Может быть, затем, чтобы каким-то образом доказать что-то самому себе или кому-то. Он юрист? Ну, юрист юристу рознь. Зачем портить чужое имущество?
Мужчина целенаправленно всегда оформляется только с ГИБДД. Самостоятельно подает документы в страховую компанию, знает, как это делать. Знает фактически все правила дорожного движения, наверняка разбирает детально каждый участок.