В агентстве эту ситуацию объясняют, в первую очередь, карантинными мерами, введенными из-за эпидемии коронавируса.
Отметим, 14 апреля международная аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza опубликовала исследование «Удар по молодежи: российский рынок труда лишился более миллиона молодых работников». В нем Бурятия значится в первой десятке регионов, где отмечено наиболее сильное сокращение численности работников возраста до 30 лет. Данные этого исследования с упоминанием Бурятии были приведены в публикации федерального издания «Известия».
FinExpertiza также отмечает влияние коронавирусных ограничений, однако поясняет, что негативный тренд устойчиво сохраняется еще с 2017 года. Если в 2017 году количество трудоустроенных возраста 15-29 лет в России снизилось на 512,7 тысячи человек, то в 2019 году аналогичная цифра составила уже 849,1 тысячи.
Статистика, предоставленная бурятским агентством занятости населения, к сожалению, показывает, что приведенные оценки небезосновательны. Так, согласно его данным, в 2020 году в республике отмечены обращения в службы занятости 5265 безработных в возрасте от 20 до 24 лет. В 2019 году их число было 1427 человек, а в 2018 году — 1623 человека. Скачок 2020 года в агентстве объясняют увеличением суммы пособия по безработице до минимального размера оплаты труда.
По информации, предоставленной «МК в Бурятии» в комитете по труду министерства экономики РБ, общая численность занятого населения составила в 2017 году 398,9 тысячи человек, в 2018-м — 413,1 тысячи и 393,4 тысячи — в 2019-м. В процентном отношении это составило соответственно 97,6%, 103,5% и 95,2% от величин предыдущих периодов. Численность населения «в трудоспособном возрасте» — соответственно 524 635, 515 335 и 520 561 человек. Действительно, наблюдается некоторое снижение, хотя и не слишком значительное.
Ведущий научный сотрудник отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН Юлия Бюраева отмечает, что действительно имеет место миграционный отток молодежи из Бурятии, причем один из самых высоких в ДФО. Он связан как с образовательной миграцией — поиском более качественных учебных заведений в других регионах, так и трудовой, вызванной уже безработицей, низкой зарплатой и опять же стремлением продолжить образование на более высоком уровне. Причем год от года тенденция усиливается.
— Увеличение миграционного оттока из республики чревато ухудшением демографической ситуации и дефицитом профессиональных рабочих кадров, а также обезлюдением приграничного региона, что несет угрозу национальной безопасности страны, — говорит Юлия Бюраева.
Исправить ситуацию, по ее мнению, можно устранением нехватки рабочих мест и повышением уровня оплаты труда, но это требует сложного комплекса экономических преобразований в Бурятии. Другой путь — повысить качество образования учебных заведений Бурятии, их оснащенность, создать некий опорный вуз. Также она отмечает, что коронавирус тоже негативно повлиял на сферу занятости, но в целом тенденция сложилась задолго до эпидемии.
Так что можно видеть — в Бурятии сохраняется отток ее перспективных трудовых ресурсов, и эта проблема приобретает все более острый характер.