Строительные работы начались весной 2020 года. По проекту четырехполосный мост должен будет соединить улицу Сахьяновой на левом берегу Уды и улицу 3-я Транспортная на правом. Это напрямую свяжет Железнодорожный и Октябрьский районы, позволив проезжать напрямик, к примеру, от ПОШ до Кирзавода. Длина моста составит 202 метра, ширина — 26 метров, предполагаются дорожные развязки — по улице Лазо на правом берегу, по улице Приречная на левом. Стоимость строительства оценивается около 7,5 млрд рублей.
Подрядчик — ОАО «Хотьковский мост»: предприятие, занимающееся строительством мостов и путепроводов по всей России. Предприятие имеет стаж с 1971 года, за пятьдесят лет работы им построено свыше 1386 инженерных сооружений.
Как идет строительство
Мост строится на месте вантового технологического моста, ныне разобранного и готовящегося к отправке в Окинский район, параллельно технологическому мосту для отопительных коммуникаций. Строительные участки на обоих берегах Уды видно уже издали — по горам разрытой земли, над которыми возвышаются стрелы кранов и вышки буровых установок. С возвышенности со стороны 3-й Транспортной хорошо просматриваются обе стройплощадки, где идет работа: роют котлован экскаваторы, сварщики изготавливают арматурные каркасы, повсюду конструкции из металла и бетона, трубы. На левом берегу уже появились опоры моста, согласно плану работ, сооружение будет «расти» в сторону правого берега, где для устройства опоры даже отсыпана площадка вглубь реки. Потом на эти опоры положат металлоконструкции моста.
— На правом берегу проводятся работы по сооружению подпорных стенок. На данный момент возводится подпорная стенка П-4-1. Производится также бурение скважин опоры №3 и сооружение опоры №4. На левом берегу идут работы по отсыпке стапельной площадки, на которой в дальнейшем будет проходить сборка металлического пролетного строения и надвижка на правый берег, — рассказывает руководитель проекта Александр Корычев.
Он сообщил, что работы будут идти круглый год. При технологической необходимости на некоторых участках будут сооружаться укрытия, где будет производиться прогрев для создания нужной температуры.
Как отметил замруководителя проекта Анатолий Прохоренко, с технологической точки зрения сооружение тела опоры начинается с разработки котлована, потом идет сооружение буронабивных свай. Сейчас эти работы по разработке котлована как раз осуществляются, забивается шпунтовое ограждение, выбирается грунт. Потом начинается борьба с водой, чтобы люди могли безопасно работать.
— Хотелось бы сказать: у того, что вы видите на данный момент, есть визуальная часть, и есть невидимая, которая находится под землей. Эта невидимая часть составляет две трети от видимой: сооружения, которые вы видите на берегу, в глубину в два раза больше. Буронабивные сваи забиты на глубину порядка 36-40 метров для надежности конструкции моста, — говорит Анатолий Прохоренко.
Металлоконструкции для моста — пролетные строения, арматурные каркасы для буронабивных столбов, трубошпунт и вспомогательные детали — изготавливает «Улан-Удэстальмост», поставки ведутся своевременно. Необходимое количество металла на завод доставлено почти в полном объеме — на 90%, на стройплощадку моста должно уйти около трех тысяч тонн.
На правом берегу мост будет упираться в пути проходящей через город Транссибирской магистрали, поэтому под железной дорогой соорудят тоннель, его длина составит 18 метров.
— Строить его планируется без прерывания железнодорожного движения. Но, естественно, какие-то «окна» понадобятся, это будет согласовываться с железной дорогой, — пояснил Александр Корычев.
Монтажник Виктор Замалюков, строящий мосты свыше десяти лет, отметил удобство, что строительные работы ведутся в черте города: материалы поставляются намного быстрее, чем где-нибудь в якутской тайге. В результате строительство идет без перебоев, строго по графику.
— Коллектив дружный, больше десяти лет вместе работаем, все хорошо. И местные парни подключились, все нормально, работа идет, — говорит Виктор Замалюков.
Что даст третий мост
В настоящее время Улан-Удэ разделен рекой Удой на две части, которые соединяют «старый» мост у Центрального рынка и «новый» мост на проспекте Автомобилистов. В «час пик» на обоих мостах постоянно возникают большие «пробки». Третий мост позволит снизить нагрузку на оба существующих моста и прилегающие к ним улицы, даст горожанам возможность быстрее проезжать, к примеру, от улицы Ключевской к Элеватору и другим микрорайонам Железнодорожного района. Мост должен разгрузить и транспортный поток по проспекту 50-летия Октября к центру города, который также в «час пик» оказывается перегруженным.
О необходимости третьего моста говорилось еще в советское время, даже начинали разрабатывать проект. Но сначала грянули 90-е с развалом всего и вся, о проекте на какое-то время подзабыли, потом долгое время решался вопрос о финансировании строительства.
С приходом нового главы республики Алексея Цыденова вопрос строительства третьего моста сдвинулся с «мертвой» точки. «Ходили по коридорам, стучались в закрытые двери и нас услышали», — говорил зампред Евгений Луковников. Вскоре было объявлено о выделении необходимых средств. В 2019 году разработали проектную документацию, а в 2020-м приступили к строительству. Отметим, перед началом работ пришлось выкупить 22 земельных участка, это обошлось в сумму свыше 80 млн рублей.
Недавно мост получил название, выбранное на онлайн-конкурсе в соцсетях. Лидировало имя «Талаан», что в переводе означает «Удача». Однако в народе транспортный переход так и останется «Третьим».
За судьбу моста болеет, наверное, каждый житель Улан-Удэ. Живущая неподалеку пожилая жительница Улан-Удэ Эра Яковлевна — ветеран труда и передовик производства — заявила, что «не умрет, пока не пройдет по новому мосту». Ход работ она каждый день наблюдает из окна своей квартиры.
Сейчас на возведении моста задействовано 27 единиц строительной техники и 107 человек, работа ведется круглосуточно, в две смены. Сдать объект должны в 2024 году, но строители надеются справиться досрочно и достроить мост уже в 2023-м. В любом случае, строительство идет, и давняя мечта горожан сбудется уже в ближайшие годы.