МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Власти Улан-Удэ: «Подорожание проезда необходимо для сохранения отрасли»

Тариф на транспорт вырост вместе с ценами на топливо и запчасти

В Улан-Удэ к концу 2021 года вновь заговорили о повышении платы в общественном транспорте. Проезд на автобусе должен подорожать на рубль, и составит 25 рублей, проезд на трамвае станет 20 рублей вместо 18 нынешних.

Фото: russianstock.ru

Ранее тарифы на общественный транспорт в городе повышались в сентябре 2020 года, когда автобус подорожал сразу до 24 рублей с 20, а трамвай — до 18 рублей с 15. До этого цены на проезд не росли на протяжении четырех лет — после того как в феврале 2016 года автобус подорожал с 17 рублей до 20, а трамвай — с 14 до 15 рублей.

Отметим, на рынке пассажирских перевозок в Улан-Удэ преобладают частники. «Маршрутки» совершают за год около 55-60 млн поездок, тогда как муниципальные автобусы и трамваи — порядка 20 млн поездок. Общий выход автобусов на городские маршруты составляет около 700 единиц, из них 54 машины относятся к МУП «Городские маршруты».

Повысить необходимо

В администрации Улан-Удэ считают, что необходимость повышать тариф объективно назрела ввиду инфляционных процессов. По данным Центробанка РФ, в октябре 2021 года прирост потребительских цен к аналогичному месяцу прошлого года составил 8,1%. Дорожают топливо и запчасти, выросли МРОТ и социальные отчисления.

Председатель комитета по транспорту совета депутатов Улан-Удэ Сергей Бурдиков отмечает, что если город откажется от регулирования тарифов, цены на проезд станут намного выше.

Действительно, по мнению частных извозчиков Улан-Удэ, с учетом всех затрат цена за проезд на самом деле должна быть 25 рублей и даже выше. Как рассказал глава ассоциации перевозчиков Анатолий Мухамедчин, с 2020-го только цена лобового стекла выросла втрое, дизтопливо подорожало на 8%, шины — на 30%, масла — на 20%. Замена масла стала дороже на 13%, а диагностика — на 33%. Также сейчас действуют требования оснащать автобусы навигационным оборудованием и регистраторами, системами оповещения пассажиров. Перевозчики понимают, что повышение ударит по кошелькам жителей, в том числе коснется и их семей, но мера вынужденная.

— Если бы у нас была государственная поддержка, субсидирование, не было бы речи о повышении тарифа. А когда ее нет, повышение — единственная мера, чтобы компенсировать все возросшие расходы, — говорит председатель профсоюза водителей автотранспорта и дорожного хозяйства Игорь Сластин.

Представители частных перевозчиков отмечают кризис отрасли. В 2019 году в городе числилось 1600 автобусов, сейчас — около 1000, при этом на маршруты выходит 650 машин. Наблюдается массовый отток водителей из отрасли — сейчас доход там составляет чуть более 20 тысяч рублей. Тогда как, уехав на вахту, человек даже сторожем будет зарабатывать намного больше — причем без такой нагрузки, множества строгих правил с серьезными штрафами за их нарушение. К примеру, случайно отлетевшая в салоне наклейка «не курить» обойдется водителю в 10000 рублей, за более серьезные оплошности проще продать машину. Водителей становится трудно контролировать — у них нет резона держаться за такую работу, и при каких-то сложностях им проще уйти. Сейчас из маршрутных перевозок в неделю уходит один-два водителя. Сходная проблема есть и в муниципальном транспорте, несмотря на более высокую зарплату и «подъемные», профессия водителя автобуса становится все менее популярной. По словам Анатолия Мухамедчина, многие автошколы даже перестали учить водителей категории «Д». Кроме того, частникам тоже требуется содержать штат бухгалтеров, механиков и слесарей. На сокращение доходов извозчиков повлияли и пандемия, и карантинные меры, снизившие пассажиропоток.

Политику городских властей, годами не допускающих увеличения платы за проезд, маршрутчики считают ошибочной. По их мнению, наоборот, следует повышать тариф каждый год вслед за ростом инфляции — примерно на рубль. И попытки «замораживать» цены на проезд лишь вредят состоянию сферы общественного транспорта.

— Нужно субсидирование хотя бы трети затрат для перевозчиков, программа по закупке новых автобусов и ежегодный подъем тарифов на уровень инфляции. И у нас не будет ни из бюджета много денег тратиться на разные контракты, и будет развиваться муниципальный транспорт. И муниципальные, и частные организации совместно будут комфортно перевозить наших горожан, — считает Игорь Сластин.

Фото: russianstock.ru

Что делать?

В настоящее время городские власти предпринимают ряд мер, направленных на развитие в Улан-Удэ общественного транспорта как отрасли. Так, в 2020 году на пополнение изношенного парка муниципальных автобусов было закуплено 42 полунизкопольных автобуса «ПАЗ» — по дальневосточной субсидии и на средства проекта «Народный бюджет».

— В октябре 2021 г. в г. Улан-Удэ были поставлены два современных автобуса большого класса МАЗ-103486 вместимостью 103 места. В ближайшее время их планируется запустить в направлении 100-х кварталов и микрорайона Загорск-Восточный, — рассказывает председатель транспортного комитета администрации Улан-Удэ Юрий Ткачев.

В результате пополнения автопарка количество пассажиров, перевозимых муниципальными автобусами, за 2021 год увеличилось на 20% по сравнению с 2019 годом, и на 63% по сравнению с 2020 годом, составив 3,6 млн пассажиров. Муниципальные автобусы распределяются в основном на линии в отдаленных микрорайонах. Вообще же цель — добиться, чтобы муниципальный транспорт стал составлять 50% объема пассажирских перевозок, сейчас этот показатель приближается к 25%. При этом муниципальные и частные извозчики должны не противостоять, а взаимодополнять друг друга.

Также с октября 2021 года увеличился выход трамваев — с 40 до 48 вагонов в будни, было открыто два новых маршрута №№7 и 8. Кроме того, стремясь максимально использовать преимущества трамвая, в Улан-Удэ начали эксперимент с пересадочным тарифом. Он предусматривает возможность проезда автобусом и трамваем за 24 рубля, по безналичной оплате. Предполагается, что автобус будет доставлять пассажира к некой «узловой точке», где ему удобно будет пересесть на трамвай — чтоб избежать стояния в пробках. Заодно этой мерой планируют убрать дублирующие друг друга маршруты и снизить загруженность транспортных магистралей. Сейчас результаты эксперимента еще оцениваются, но уже отмечено снижение на 60% количества жалоб горожан на работу автобусов, ходящих в «сотые квартала»: №№40, 70, 71, 92. После устранения замечаний и анализа системы пересадочного тарифа возможно будет применить на остальных маршрутах, обслуживаемых муниципальными предприятиями.

Кроме того, администрация города совместно с депутатами Улан-Удэнского городского совета планирует со следующего года ввести в муниципальном транспорте льготные проездные для пенсионеров и школьников.

Как рассказал Сергей Бурдиков, рассматривался и проект прокладки трамвайных путей в «сотые квартала» и Энергетик, но сейчас он под вопросом. Хотя этот вариант вошел в «Программу комплексного развития инфраструктуры», определяющую стратегию развития городского транспорта. Пока же приходится в основном решать «тактические» задачи вроде расчистки остановок от паркующихся машин и оптимизации работы светофоров.

Что касается частных извозчиков, предложения с их стороны помимо субсидирования части затрат — выделить им средства на обновление парка машин. А также внедрение эквайринга для безналичных расчетов, чтобы сделать финансовые потоки более прозрачными. Другое их предложение — выделить на дорогах Улан-Удэ под автобусы специальные полосы, как это делается в крупных городах.

Подводя итог

Противники повышения тарифа часто ссылаются на пример Иркутска, где до недавнего времени проезд в автобусе был 20 рублей днем и 25 — после 20.00. Но с 1 ноября проезд у частников там подорожал сразу на пять рублей: 25 и 30 соответственно. Кроме того, как пояснили Игорь Сластин и Анатолий Мухамедчин, там больше пассажиров, чем в Улан-Удэ, что делает перевозки более выгодными. С их слов, в Иркутске имеет место обратная ситуация, когда муниципалитет заставляет частников поднять цены. Проезд в муниципальном транспорте составляет 15 рублей, но при этом только в 2021 году на его поддержку предусмотрено 528,7 млн рублей.

В Чите тариф проезда в троллейбусах — 24 рубля, в муниципальных автобусах — 26 рублей. У частных перевозчиков Читы стоимость проезда с 1.11.2021 г. повысилась с 25 до 28 рублей в центральной части города, и с 28 до 33 рублей в отдаленные микрорайоны.

Таким образом, новые тарифы в Улан-Удэ на общественный транспорт будут вполне на общерегиональном уровне. При этом, как отмечают частные перевозчики, его повышение на рубль необходимо для сохранения отрасли на нынешних позициях.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах