МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Ученый подверг критике роль, отведенную Бурятии главой Минвостокразвития

Депрессивный регион ДФО обречен стать сырьевой житницей России

Глава минвостокразвития Алексей Чекунков на заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации предложил разделить Дальний Восток по социально-экономическим и географическим показателям на четыре макротерритории — Забайкальскую, Приграничную, Островную и Северную.

Алексей Чекунков и Алексей Цыденов посетили промпарк в Улан-Удэ. Фото: Пресс-служба Правительства РБ.

В частности, в его видении будущего Бурятии и Забайкальскому краю отводится роль этакой сырьевой житницы — здесь предложено сосредоточиться лишь на развитии добычи природных ресурсов.

«По факту это депрессивные территории. Ключевое направление прорыва здесь — это добыча, — цитирует министра по развитию Дальнего Востока и Арктики «Парламентская газета». — Макрорегион обладает богатейшими недрами. Это медь, золото, уран и так далее».

«МК» обратился к главному научному сотруднику отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН Зорикто Дондокову с просьбой прокомментировать инициативу министра.

— Дальний Восток является уникальным макрорегионом. Он очень большой, его площадь составляет более 40% территории России. Кроме того, Дальневосточный федеральный округ — это единственный макрорегион, вопросами развития которого занимается отдельное ведомство — министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Вместе с тем входящие в состав ДФО регионы, например, Республика Бурятия и Сахалинская область, очень сильно отличаются по географическому положению, природным условиям и экономическому потенциалу. С этих позиций можно приветствовать стремление минвостокразвития к более дифференцированному подходу к развитию подведомственных территорий «с учетом именно особенностей экономики, расселения, инфраструктуры, социальной сферы».

Зорикто Дондоков. Фото: facebook.com

— В Забайкальскую макротерриторию предлагается включить Республику Бурятия и Забайкальский край. Нет ли здесь угроз для нашей республики?

— Судя по информации пресс-службы минвостокразвития, не предполагается изменения существующего административно-территориального деления субъектов РФ. Вместе с тем пока неясно, как будут разрабатываться и состыковываться с действующими документами «план и стратегия развития» Забайкальской макротерритории. Напомню, что в 2019 году была принята стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года. Аналогичный документ в настоящее время разрабатывается и в Забайкальском крае. Более того, 18 августа текущего года правительством России утверждена комплексная программа ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года.

— «Ключевым направлением прорыва» для Бурятии и Забайкальского края было названо развитие добывающей отрасли. Что вы думаете об этом?

— Любая помощь со стороны правительства России, будь то дополнительное финансирование или организационная поддержка, всегда важна для таких проблемных регионов, как Республика Бурятия. Для республики будет удачей, если с помощью федеральных министерств получится привлечь крупных инвесторов и начать реализацию проектов по добыче полезных ископаемых. Вместе с тем такой «вектор развития» нельзя назвать оптимальным. Во-первых, в отличие от Забайкальского края, развитие добывающей отрасли в Бурятии сдерживается экологическими ограничениями, связанными с особым режимом хозяйствования в Байкальской природной территории. Во-вторых, реализация проектов по освоению месторождений минеральных ресурсов достаточно рискованна и требует вложения значительных средств с длительным сроком окупаемости в условиях неустойчивой конъюнктуры на сырьевые ресурсы. Так, например, из 12 проектов по развитию минерально-сырьевого комплекса стратегии развития Бурятии-2025, принятой в 2007 году, в настоящее время реализован лишь один проект — по добыче урана. В-третьих, реализация таких проектов не окажет значительного влияния на решение ключевой проблемы экономики — занятости населения. На наш взгляд, приоритеты развития Бурятии должны быть связаны с перспективами создания новых рабочих мест в местах постоянного проживания и, в первую очередь, в г. Улан-Удэ, в котором сосредоточена половина населения республики.

— Свои предложения Чекунков озвучил на заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации. Что вы знаете об этом совете?

— Этот совет является постоянно действующим экспертно-консультативным органом при Совете Федерации. К его задачам относится подготовка предложений по вопросам стратегического планирования социально-экономического развития ДФО, формирования и реализации государственной политики по развитию Дальнего Востока. В его состав входят члены Совета Федерации, заместители министров РФ, губернаторы, руководители государственных корпораций, научных организаций и университетов. Деятельность совета важна для дальневосточных регионов, подавляющая часть которых представлена в нем. Так, от Приморского края в него входят 4 представителя, которые имеют возможность лоббировать и проводить решения в пользу своего региона. К сожалению, в совете совсем не представлена Республика Бурятия. Это упущение должно быть исправлено.

— В свое время вы достаточно критично выступали по отчету о программе СЭР Республики Бурятия на 2011-2015 гг. Есть ли у вас конкретные идеи по развитию республики в составе ДФО?

— Такие предложения готовятся, их нужно озвучивать, обсуждать и по мере необходимости корректировать. Не исключаю, что эта работа может проводиться в рамках консорциума по исследованию проблем экономического развития и международного сотрудничества Дальнего Востока, созданного в этом году по инициативе Института экономических исследований ДВО РАН. В целом остаюсь оптимистом и надеюсь на лучшее для нашей республики.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах