МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Изменившиеся федеральные правила оставили детей в Улан-Удэ без ледяных горок

Мэрия осилила сертификацию только одной горки в столице Бурятии

Многие жители и гости столицы Бурятии в течение новогодних праздников заметили, что количество ледяных горок, так любимых детьми и нетрезвыми взрослыми, в Улан-Удэ заметно сократилось.

Фото: russianstock.ru

Если говорить точнее, их почти не осталось. Причина проста: новые требования закона и госструктуры, ринувшиеся их выполнять так, словно от этого зависит выживание всего человечества. Так как же непродуманные запреты и чрезмерная ретивость надзорных органов сгубили зимнее веселье? И чего ждать в будущем?

Закрутили гайки

История с исчезновением горок случилась не только в Улан-Удэ — по всей России муниципалитеты столкнулись с новыми правилами игры, которые начал диктовать им Гостехнадзор. Ведомство уже с начала октября принялось запугивать чиновников письмами, в которых сообщало о правилах установки и эксплуатации горок и об ответственности за их нарушение.

Если раньше достаточно было построить горку и залить ее водой, то теперь перед этим нужно с головой погрузиться в бюрократическое болото со всеми вытекающими. А именно: соблюсти кучу требований к материалам и технике безопасности, провести обязательную регистрацию и сертификацию каждого объекта, а также заплатить госпошлину.

Сначала желающий порадовать ребятишек ледяной горкой должен создать проект, потом — собрать весь пакет документов, доказать, что будущая горка безопасна. Если система будет благосклонна и подтвердит соответствие горки требованиям техрегламента Евразийского экономического союза и ГОСТу, то пожалуйте с сертификатом в Гостехнадзор, который до двух недель будет рассматривать прошение, после чего решит судьбу будущего объекта «повышенной опасности».

Однако и на этом муки не заканчиваются: уже во время эксплуатации нужно будет внимательно следить за соблюдением всех правил, нарушение которых также приведет к крупному штрафу.

К слову, среди требований к строительству «опасных» аттракционов есть весьма забавные. Например, горку надо заливать исключительно питьевой водой (видимо, на случай, если ее будут лизать), также запрещены изгибы.

За нарушение штрафы — до 300 тысяч рублей. И если вы подумали, что правила касаются только чиновников и бизнесменов, устанавливающих горки на площадях, то приготовьтесь удивляться дальше: если жители вдруг соберутся и сами построят небольшую горку для детишек в своем дворе, то их также ждет наказание от Гостехнадзора.

Благими намерениями

Конечно, ужесточение правил на федеральном уровне произошло не просто так. Каждую зиму в России происходят случаи травмирования детей, в основном при катании на «ватрушках». Только за январь прошлого года следком России расследовал 19 таких случаев.

Например, 1 января в Новосибирской области на спуске горнолыжной трассы погибла девочка, врезавшись на ледянке в металлическую опору канатной дороги. В тот же день в Татарстане семилетняя девочка получила закрытый перелом бедра, после того как ее тюбинг перевернулся при спуске с трассы горнолыжного курорта. Вместе с ней на «ватрушке» сидела ее мать. А позже в республике погибла трехлетняя девочка, ударившись о дерево при спуске на тюбинге со склона горы в лесу. Летальные исходы и случаи серьезного травмирования в первые дни 2021 года также произошли в Москве, Чите, Саранске, Ярославской и Амурской областях.

Конечно, такие прецеденты требуют реагирования со стороны государства. И оно отреагировало. Но, как это часто бывает, чиновники федеральных структур на местах, исполняя приказ, следовали известной пословице: заставь дурака богу молиться… Ведь вряд ли питьевая вода при заливке может кого-то спасти.

К тому же, когда у родителей и их детей нет возможности кататься на более-менее безопасных горках в черте города, они едут за впечатлениями за город, где на тех же тюбингах и ватрушках скатываются с куда более опасных снежных склонов. Улучшит ли это ситуацию с травматизмом? Верится с трудом.

Гора непонимания

Улан-Удэ, как уже было сказано, не обошла стороной эта странная тенденция. Гостехнадзор и здесь поработал на славу. В итоге комитет городского хозяйства столицы осилил сертификацию только главной горки города — на площади Советов. Еще несколько штук сумела установить городская дирекция по паркам. Кроме муниципалов вступить в неравный поединок с бюрократическим змием решились несколько серьезных бизнес-структур, некоторые даже выиграли. Только благодаря им в Улан-Удэ еще есть где покататься с детьми.

О том, через какие круги ада пришлось пройти городским чиновникам, нам рассказала зампредседателя комитета городского хозяйства по благоустройству Светлана Григорьева. По ее словам, новые требования появились в прошлом году, но из-за ковида вступили в силу только с 1 декабря.

— Когда торговали наш городок ледовый, мы такое требование не предусмотрели, потому что на тот момент оно еще не вступило в силу и не действовало. Соответственно, городу пришлось это делать за свой счет, — рассказала зампредседателя комитета. — В будущем году хотим заложить требование по сертификации уже к подрядчику.

На всю процедуру у администрации ушел месяц. Причем если с местным отделением Гостехнадзора удалось договориться и получить разрешение всего в течение суток, то все остальное время ушло только на подготовку документов. Оформлением нужной документации занималась ближайшая фирма в Новосибирске.

На два ската главной горки из городского бюджета выделили 130 тысяч рублей. В 123 тысячи обошлись проектные работы, которые выполнила новосибирская фирма. Еще 7 тысяч рублей ушли на госпошлину в Гостехнадзор. И эти траты не последние.

Сертифицировать горку придется ежегодно, несмотря на то, что именно эта горка на площади Советов — стационарная на металлическом каркасе и в будущем изменений в характеристики никаких вноситься не будет. Но надежды на то, что получится использовать уже имеющуюся документацию на будущий год, нет.

Снизить стоимость подготовки необходимых документов удастся только в том случае, если в Бурятии организуют аналогичную новосибирской фирму.

— Таких организаций по России всего пять, и новосибирская самая ближайшая на данный момент. Но есть поручение мэра создать подобную организацию у нас в Улан- Удэ, — поделилась Светлана Григорьева.  

На то, чтобы установить горки в других районах города, у бюджета запала уже не хватило. И дело тут не только в сертификации. На каждую горку по новым правилам нужны теперь и человеческие ресурсы. Обязательное условие любого аттракциона — наличие оператора в качестве охранника, контролирующего соблюдение всех правил использования и порядка. На горке размещен инвентарный знак и требования по безопасности. Основное требование к использованию — на горке нельзя кататься на тюбингах. Допустимо использование только пластиковых «ледянок». Также недопустимо по новым правилам кататься в очках. При этом что делать слабовидящим людям, среди которых нередко встречаются и дети, не объясняется. Чиновники хоть и понимают абсурдность ряда требований, не применимых к реальной жизни, но вынуждены их исполнять. И здесь страдают уже наемные операторы горок.         

— Наши операторы уже гору непонимания на себя приняли. Многие люди неадекватно воспринимают эти условия, но мы вынуждены их придерживаться. Два человека стоят у нас наверху, два — внизу. 12-часовой рабочий день у них, они с 12 дня до 12 ночи работали в праздники. Сейчас скорректируем их работу, потому что уже такого наплыва нет, — рассказала Светлана Григорьева.

В итоге Улан-Удэ в этом году остался практически без горок. Изменится ли ситуация в будущем, зависит как от городских чиновников, так и от федеральных контролирующих структур. Но сегодня мы видим не только странную, но и опасную тенденцию, когда официальные горки под запретом, а проконтролировать ставшие альтернативой опасные склоны никто не берется. Надеемся, федеральная политика не обернется трагедией. А родителей все же призываем с особой осторожностью относиться к безопасности детей во время зимних развлечений.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах