С каждым годом тема загрязненной атмосферы в столице Бурятии становится все актуальнее, реакция на нее — все напряженнее, а дышать полной грудью — все труднее.
И виной тому — не только частные дома и тепловые объекты, но и транспортные средства. А выход из ситуации ищут не только городская администрация и региональное правительство, но и специализированные организации. Представители социально- экологического фонда «Байкалэкодействие» и Бурятского государственного университета провели мониторинг качества воздуха в Улан-Удэ за 2020-2021 годы и поделились его результатами и своими предложениями с «МК в Бурятии».
Вдох — и сдох?
— Чтобы оценить качество атмосферного воздуха, приходится опираться на данные официальной статистики, например, от федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, — объясняет доцент кафедры экологии и природопользования БГУ Сэндэма Ширапова. — Но не всегда есть финансовая возможность получить их из-за высокой стоимости, да еще и для Улан-Удэ с почти полумиллионным населением, тремя административными районами и пригородом, фактически сливающимся с нашим городом в эпоху урбанизации.
А потому имеется всего три точки наблюдения от Росгидромета. Первая расположена на улице Бабушкина в Октябрьском районе, вторая — на проспекте 50-летия Октября в Железнодорожном, третья — на улице Гагарина в микрорайоне Шишковка. Эксперты сочли недостаточным количество таких локаций и решили увеличить его для репрезентативности и получения более точных научных сведений.
И вот в бурятскую столицу доставили и во всех ее уголках разместили датчики «AirVisual Pro». Задача этих устройств — замерить уровень загрязнения атмосферного воздуха и определить наличие там вредных веществ. В совместном исследовании участвовали сотрудники Бурятского госуниверситета под эгидой проекта «Сигнальный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в Улан-Удэ» при поддержке всемирного фонда дикой природы. К длительному наблюдению привлекались и добровольцы.
Сэндэма Ширапова подчеркивает: «Мы опирались на данные датчиков, которые были установлены в 24 точках, а выбраны с учетом конкретного географического местоположения и непрерывно работали на протяжении двух лет. Провели определенный анализ их работы, измеряемой в твердых частицах размерами 2,5 и 10 микрон соответственно, и изучили наиболее интересные объекты».
Таким образом, исследователи выявили самые загрязненные места нашего города и его пригорода. В «нехорошем списке» — улица Ермаковская в центре Улан-Удэ (радиусе действия ТЭЦ-1), ул. Первая на Левом берегу, ул. Владимирская в с. Сотниково, ул. Гармаева в мкрн Мясокомбината и ДНТ «Современник» по ул. Дальнегурульбинская.
Представители «Байкалэкодействия» подвели итоги и пришли к неутешительному выводу. Только за прошлый год уровень частиц PM 2,5 и PM10 в улан-удэнской агломерации превысил их предельно допустимую концентрацию примерно в два раза. А среднегодовая ПДК оказалась выше предельных значений. Следовательно, загрязнение присутствует на постоянной основе и требует незамедлительных мер.
На особом положении
Взвешенные вещества в атмосфере накапливаются практически 8 месяцев из 12. Ситуация осложняется территориальной особенностью столицы Бурятии, которая находится в руслах двух рек — Уды и Селенги. В геологическом отношении здесь образуется межгорная котловина, где застаивается воздух и не развеивается ветрами. Сказывается и преобладающая у нас антициклональная погода: редкие осадки, особенно в зимнее время, не очищают пространство от вредных примесей, и те «зависают» надолго в плотном смоге.
— При четком нормировании с точки зрения предельно допустимой концентрации используемые нами устройства носят сигнальный характер, — говорит доцент. — А это значит, что люди видят на интерактивной карте в цветовой гамме определенные изменения в атмосферном воздухе. И подобные графики нужны им для планирования своей деятельности. К тому же гидрометцентр редко объявляет дни, неблагоприятные по метеорологическим условиям. За последнее время признали таковым лишь 15 января 2019 года, когда не рекомендовали находиться на улице, да и какие-либо физические усилия предпринимать.
Авторы проекта со студентами-магистрантами брали пробы воздуха и при помощи электронного сканирующего микроскопа анализировали качественный состав в химическом отношении, исследовали количественный в процентном соотношении и обнаружили в некоторых локациях (а именно — на проспекте 50-летия Октября и проспекте Автомобилистов) тяжелые металлы — от цинка и ртути до алюминия. Канцерогенные для человеческого организма, они могут накапливаться там и оборачиваться губительными последствиями — от физиологических до неврологических и поведенческих расстройств.
Так, с 2010-го по 2019 годы показатель первичной заболеваемости всего населения Улан-Удэ бронхиальной астмой вырос в 2,3 раза, а хронической обструктивной болезнью легких — на 56%. Выбросы первым делом отражаются на здоровье тех, кто мучается бронхолегочными заболеваниями. Когда взвешенные вещества соприкасаются с кожей, то нередко вызывают и дерматиты. И очень важно, чтобы управление Роспотребнадзора подключалось к процессу и мониторило число страдающих подобными недугами и связывающих их с состоянием атмосферы, считают эксперты.
Бездымные перспективы
На фоне этого возникают два извечных вопроса. Первый — «Кто виноват?». К загрязнению жизненно важного компонента окружающей среды причастен автомобильный транспорт. При движении машин и их «стоянии» в многочасовых пробках двигатели внутреннего сгорания выбрасывают бензопирен — одно из самых ядовитых веществ, которое может проникать через кожные покровы, дыхательную систему, желудочно-кишечный тракт и вызывать онкологические заболевания.
Немалую лепту в «грязное дело» вносят малые котельные, коих по бурятской столице насчитывается около 30 штук. Высоты их труб не хватает для того, чтобы опасные выхлопы рассеивались, а не оставались в приземном слое атмосферы и не оказывали негативного воздействия на людей, в частности, подрастающее поколение — главный индикатор состояния здоровья всей популяции.
Второй — «Что делать?». Доцент кафедры экологии и природопользования БГУ Сэндэма Ширапова полагает: на государственном уровне должна быть планомерная программа, которая поможет решить наболевшую проблему. И если применить опыт Улан-Батора, где тоже наблюдалась напряженная ситуация, можно осуществить переход на ночной тариф за электроэнергию, тем самым снизить стоимость на нее в темное время суток и нагрузку на частный сектор по количеству домохозяйств (а это — ни много ни мало — около 70 тысяч домов), а также оборудовать их электрокотлами.
Власти одобрили такой способ экономии, определили размер платежа — 1,835 руб/кВтч для жителей станции Дивизионная, микрорайонов Импульс, Вагжанова, Шишковка, Стеклозавод и Забайкальский и разрешили освобождение от транспортного налога, если у плательщика зарегистрирован автомобиль, который оснащен только электродвигателем. Кроме того, они предложили организацию производства бездымного угля для замещения отопления бурым углем и обычными дровами, реконструкцию малых муниципальных котельных с их переводом на то же инновационное топливо и сжиженный газ, а также электрических сетей за счет регионального бюджета (планируемая сумма — 5 млрд рублей).
И если первые две меры действуют уже сейчас, то последние три заработают лишь тогда, когда Улан-Удэ войдет в федеральную программу «Чистый воздух» в 2024 году. Но все они обходят стороной следующие объекты — крупные предприятия вроде ОАО «Российские железные дороги», малые котельные индивидуальных предпринимателей, некоторые предприятия II-V класса опасности (например, фирму по сжиганию отходов в селе Сотниково), большую долю частного сектора и автомобильного транспорта.
Участники социально-экологического фонда оценили сложившееся положение глубже и разработали целый комплекс решений для снижения загрязненности воздуха в Улан-Удэ. Во-первых, они выступают за частичное субсидирование и стоимости бездымного угля при приобретении домохозяйствами, и затрат на электрическую энергию при переходе на электроотопление в отопительный сезон, и расходов на солнечные батареи при их покупке и установке.
Во-вторых, предлагают обязать владельцев малых котельных с трубами высотой до 20 метров оснащать их фильтр-системами и газоанализаторами. В-третьих, считают, что справедливо освободить от транспортного налога на 100% хозяев машин, переоборудованных на метан — природный газ, и на 50% — автовладельцев, использующих газ и бензин. И, наконец, уверены: необходимо пересмотреть генеральный план города, кратно увеличить площади различных парков и скверов, ведь зеленые насаждения — лучшие «чистильщики». Наши эксперты советуют принять данный фактор во внимание при реализации проекта по реконструкции центра Улан-Удэ. А главное — постоянно контролировать соблюдение федерального законодательства по охране атмосферного воздуха, особенно при режиме неблагоприятных метеорологических условий.