Отведена специальная территория для учебы с применением системы лазертага — высокотехнологичной игры с лазерным оружием. Наставниками новобранцев-контрактников выступают ветераны боевых действий. Один из них, инструктор федерации армейской тактической стрельбы, позывной «Джида», служит в армии с 2005 года. Воевал в Зюмском и на Запорожском направлениях.
10 июля на полигоне, где побывал корреспондент «МК в Бурятии» в плюс 37 градусов, обучение проходила очередная группа добровольцев. Они считают, что здесь очень хорошо налажена система обучения и довольны усиленным 4-разовым питанием, необходимым для тренировок и восстановления сил. Возраст контрактников самый разный — от безусых молодых людей до степенных мужчин. Были и бойцы с СВО, после ранений прошедшие лечение в госпиталях и отрабатывающие на полигоне боевые навыки. Все держались на равных и прямо заявляли, что отправляются на СВО для поддержки военнослужащих, которые сегодня сражаются на передовой и защищают Родину.
— Сам я родом с Хоринска. В первый раз поеду на СВО, потому что время пришло заменять своих земляков. Умею стрелять, с дядей охотился. Обучение на полигоне эффективное. У меня семьи нет, только мама, — поделился 34-летний доброволец с позывным «Змея».
— Производится подготовка штурмовых групп к бою в окопах. Это вклинение в опорный пункт противника и уничтожение его сил. Учебный опорный пункт составляет в длину более 600 метров, — комментирует капитан с позывным «Нефрит». — Главная задача руководителей учебных центров — научить личный состав физической и огневой подготовке. Каждый день ведется комплексное взаимодействие в обучении, когда группа из 50 человек делится и через каждые 50 минут происходит замена на учебных точках. За сутки парни проходят через 7-8 учебных мест. Подготовка военнослужащих занимает по времени до 30 суток.
Небольшого роста 24-летний паренек рассказал, что позывной «Рубль» дали ему в боях друзья. Смеется и поясняет: «Я маленький и простой. Как рубль». Правда, для солидности он отрастил бородку. В 22 года воевал добровольцем на СВО: «Уже большой, чтобы страну защищать», — говорит он. Трижды был ранен, контужен и хочет делиться боевым опытом с товарищами. Уверен, что на СВО нет мелочей и надо учитывать все тонкости. Себя «Рубль» называет русским бурятом. Родился в Улан-Удэ, вырос в детских домах и благодарен сотрудникам детского центра «Звездный» в Баргузинском районе, которые воспитали в нем патриотизм. После года в увольнении подписал контракт с минoбoроны и на полигоне находится второй день.
— На всем полигоне проводятся всевозможные тренинги, уровни прохождения разных ситуаций, какие могут произойти на передовой. Все руководители с боевым опытом, очень хорошо объясняют, показывают тактику ведения боевого порядка и учат взаимодействию. Среди нас много тех, которые заключили контракт с нуля, в первый раз держат в руках оружие. От лица добровольцев хочется поблагодарить руководителей учебных точек, которые обучают нас военному делу. Ребята не жалуются, сохраняют оптимизм перед отправлением в зону СВО.
Военнослужащий родом из Кабанского района с позывным «Каспер» (так звали дружелюбное привидение из голливудского мультфильма) прошел курс восстановления после открытого перелома, полученного на СВО. Его младший брат кадровый военный и многие двоюродные братья тоже военные. Сейчас его главная задача — служба. О противнике он такого мнения:
«Сами украинцы не особо жаждут воевать, начинают понимать, что правда не на их стороне. Но есть потомки бандеровцев, они непосредственно на передовой не встречаются, а идут сзади своего отряда, толкая вперед других».
Руководитель с позывным «Дондуча» служит в армии с 2017 года: «В обучении на передовой важна усиленная физическая подготовка. Если люди хотят заключить контракт, они должны постараться заранее подготовить себя физически. На СВО необходимы выносливость, сила при ношении СИБЗ, боекомплекта, когда со всем этим надо бежать быстро и далеко». Как и многие военнослужащие из Бурятии, он считает экипировку Байкальской тактической группы одной из лучших: «БТГ производит качественную экипировку, которая зарекомендовала себя в зоне боевых действий. Много добровольцев, прошедших подготовку, одеваются именно в СИБЗ БТГ. В течение короткого срока тем военнослужащим, которые тренируются на полигоне, они бесплатно подгоняют и модернизируют экипировку».
27-летний Сергей из Нерюнгри еще не придумал себе позывной. Работал на железной дороге, а контракт заключил 27 июня. Дома остались дочь, жена. Из Нерюнгри вместе с ним на полигоне находятся еще 5 человек. Евгений родом из Забайкальского края, из села Маньково Александрово-Заводского района. Дома охотился на дичь, ходил на волков. 10 лет назад с семьей переехали в Бурятию. 48-летний военнослужащий с позывным «Цахир» был дважды ранен, идет на СВО в третий раз. Уверен, что молодых нужно лучше учить воевать, побеждать и выживать: «Надо поддерживать ребят доб-рым словом. Постараюсь, чтобы они живые домой вернулись».
58-летний Олег, инженер-механик морских и речных судов, кандидат в мастера спорта по спортивной стрельбе, назвал себя «прежде всего советским человеком», и из-за возраста с первого раза не попал в добровольцы. На полигоне — второй день. Вырастил пятерых сыновей, дочь, есть внук.
— Курс обучения на полигоне непростой, очень жесткий, хорошо организованный. В течение короткого времени нам дают реальные знания, боевые навыки. Тяжело в учении, зато будет легко в бою. Марш-броски проходят с полной нагрузкой. По одной из буддийских истин человек должен заниматься своим телом, здоровьем и быть порядочным человеком. Много моих друзей, родственников воюет на СВО, есть и погибшие земляки. Не хочется, чтобы молодые уходили раньше времени, — говорит доброволец.
Об учебных боях рассказал инструктор по военно-спортивным играм со стажем более 15 лет из военно-спортивного клуба «Лидер» в Улан-Удэ, руководитель учебного центра по проведению лазертага Денис Галсанов:
— Обучение дает солдату навыки по использованию оружия в условиях огненного контакта. Дальность действия лазера около 500 метров. Комплектов снаряжения у нас достаточно, что позволяет проводить масштабные учебные занятия с одновременным участием 60 человек. Оборудование обеспечивает реалистичность боев с той точки зрения, что мишень уклоняется от выстрела, думает, принимает решения, отвечает огнем на огонь. Позволяет имитировать практически любой вид стрелкового оружия с применением противопехотных мин, гранат, что тоже имеет значение для проведения занятий, максимально приближенных к боевым условиям. В среднем в день они длятся по 5 часов на группу. Огневой контакт происходит на дистанции от 10-15 до 500 метров. Есть оружие, которое позволяет бить и до 700 метров, есть снайперские винтовки. Настройки позволяют изменять под конкретную задачу все моменты. Например, количество боекомплектов, скорость стрельбы.
На учебном центре по обучению тактической медицине в этот день работали руководители Василий и Филипп. Василий, врач реанимации скорой помощи, был мобилизован на СВО в 2023 году и отслужил фельдшером в штурмовом батальоне. Филипп с позывным «Трубач» — солист военно-духового оркестра, окончил музыкальную школу в Улан-Удэ, работал техником по обслуживанию автомобильного транспорта, служил в госорганах. На санинструктора обучился в Центре медицины катастроф от МЧС. Они, представители медицины, считают главным, чтобы человек понял, для чего применяются болеутоляющие уколы, ставятся тампоны, скручиваются жгуты: «Важно не навредить, а оказать необходимую первую помощь».
Добровольцы уходят на СВО. Некоторые закаленные бойцы признаются, что каждому человеку на линии огня страшно, но нужно уметь перебороть этот страх и двигаться дальше.
Возвращайтесь живыми домой, ребята.