Здесь напомнили, что ликвидирована третья смена, недостатка в учебных местах нет благодаря тому, что с 2018-го по 2024 годы в регионе построено 32 новых школы, рассчитанных на 11238 мест в Иволгинском, Тарбагатайском, Заиграевском, Тункинском, Селенгинском, Кабанском, Курумканском, Окинском, Мухоршибирском районах, городах Улан-Удэ и Северобайкальск. Из этого числа 8 новых школ на 1889 мест построены в 2023 году.
Капитально отремонтирована 141 школа. На 2025-2026 годы запланирован капитальный ремонт еще 319 школьных зданий. В рамках модернизации школьных систем образования в 2022-2023 годах отремонтировано 72 школы.
Три кита в системе образования
— Образовательные системы в школах Бурятии ориентируются на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в соответствии с современными требованиями, — рассказали в министерстве образования и науки Бурятии. — Они опираются на «три кита» — инновационные подходы, профессиональную подготовку и дополнительное образование. Внедрение новых методов обучения и технологий позволяет адаптировать образовательные программы к потребностям рынка труда. Акцент на подготовку специалистов в таких востребованных областях, как информационные технологии, теплоэнергетика и другие технические специальности, рассчитан на быстрое ориентирование учащихся в современном мире. Развитие программ дополнительного образования с уклоном на повышение квалификации и профессиональную переподготовку помогает получению учениками определенных навыков при выборе профессий.
Горячее питание
В Бурятии все учащиеся начальных классов обеспечиваются бесплатным горячим питанием. На организацию бесплатного горячего питания для детей, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, в бюджете Бурятии на 2024 год предусмотрено 874 млн 149,6 тыс. рублей, в том числе 821 млн 700,6 тыс. рублей — из федерального бюджета.
На организацию бесплатного горячего питания учащихся, получающих основное общее, среднее общее образование в муниципальных образовательных организациях, относящихся к льготным категориям, предусмотрено 254 млн 479,2 тыс. рублей.
Доступное образование
В 2023-2024 учебном году в республике насчитывалось 293 инклюзивных общеобразовательных организации с реализацией адаптированных образовательных программ, где обучались 5658 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью ежегодно увеличивается количество инклюзивных школ.
Юные таланты
Призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2022-2023 учебном году стали 6 учащихся, в 2023-2024 годах было 4 призера. Победители и призеры включены в государственный информационный ресурс «Таланты России». В 2023 году 423 школьника республики (каждый человек учитывается только один раз) были включены во всероссийский государственный информационный ресурс как дети, проявившие выдающиеся способности.
Проблема ШНОР и дефицит кадров
На сегодня основными проблемами школьного образования республики являются школы с низкими образовательными результатами (ШНОР) при дефиците педагогических кадров. Таких школ в 2023-2024 учебном году насчитывалось 58. Положительным фактором стало то, что их количество ежегодно уменьшается — в 2023 году было 62 школы, в 2022 году — 108. На 2 июля 2024 года система образования располагала 817 вакансиями для педагогических работников.
Еще раз о школьной форме
Введение единой формы одежды относится к полномочиям образовательных организаций. Каждая школа учитывает мнения, возможности родителей и самостоятельно решает вопросы по единой форме для своих учащихся. В 2024 учебном году национальная система мониторинга качества «Российская система качества» обяжет производителей одежды для школьников выпускать ее в соответствии с едиными требованиями, направленными на выпуск качественной, удобной школьной одежды.